search
main
0

Профицит рождает… дефицит. За зарплату и отпускные ответят своими бюджетами регионы

В канун майских праздников в Госдуме РФ на «Правительственный час», посвященный выплате зарплаты и отпускных работникам образования, прибыла заместитель министра финансов РФ Татьяна ГОЛИКОВА. Умнице, красавице, наконец, просто знающему финансисту поручили подсластить пилюлю: долги растут, отпускные потребуют выплаты сразу нескольких месячных фондов оплаты труда, а денег в избытке нет ни у одного из бюджетов.

– Татьяна Алексеевна, каков реальный профицит федерального бюджета за 2003 год, каков ожидаемый профицит федерального бюджета на 2004 год, какую часть этих дополнительных бюджетов планируется использовать для повышения зарплаты работников образования и какова цена указа президента о повышении зарплаты федеральным госслужащим?

– Госдума РФ, утверждая бюджет на 2004 год, приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ по поводу создания Стабилизационного фонда. Напомню, что профицит федерального бюджета 2003 года 83,7 млрд. рублей образовался в связи с повышением цен на нефть и был перечислен в Стабилизационный фонд. По предварительным оценкам Министерства финансов РФ и результатам исполнения бюджета на 2003 год (пока без учета тех решений по увеличению экспортных цен на нефть, которые предполагается осуществить), профицит бюджета на нынешний год может составить 200 и более миллиардов рублей. Могу сказать, что точно так же Госдума РФ принимала решение о том, что расходование Стабилизационного фонда начнется тогда, когда сумма аккумулированных в нем средств составит 500 миллиардов рублей. Поэтому вопрос о расходовании средств Стабилизационного фонда может быть рассмотрен только в рамках закона, и этого вопроса Госдума РФ коснется только тогда, когда приступит к формированию бюджета на 2005 год. Если говорить о повышении зарплаты госслужащим, то оно осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете. Решение о повышении выплат по всем категориям госслужащих еще не принято, поэтому совокупного объема выплат я пока назвать не могу. Могу сказать, что повышение в целом будет осуществлено за счет сокращения количества госслужащих.

– По информации Минфина, долги по зарплате работникам образования составляют всего 2 процента. Но известно также, что невыплаченная зарплата – это и невыплаченные деньги во внебюджетные фонды: Пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Такой «навес», по приблизительным прикидкам, составляет несколько десятков миллиардов рублей. Предпринимает ли Правительство РФ усилия, чтобы оценить реальную задолженность по зарплате, которая есть в регионах, и изменить эту ситуацию?

– Конечно, Минфин располагает данными о том, что задолженность субъектов РФ по начислениям во внебюджетные фонды составляет 10,7 миллиарда рублей. Естественно, основную сумму составляют отчисления в Пенсионный фонд, при этом, как правило, это задолженность по начислениям, которая возникла еще до реформирования пенсионного законодательства и до перехода на единый социальный налог. Задолженность, которая есть в субъектах – 10,7 миллиарда рублей, реструктурирована и уплачивается в плановом порядке в бюджет Пенсионного фонда. Что же касается двух процентов (0,7 миллиарда рублей) задолженности по зарплате, то это величина определения по отношению к среднемесячной выплате, то есть к 45 миллиардам рублей, которые субъекты РФ ежемесячно в плановом режиме выплачивают бюджетникам, получающим зарплату из региональных бюджетов.

– Зачастую Министерство финансов РФ располагает данными, которые отличаются от данных регионов. Например, считается, что долгов в Псковской области нет, но на самом деле получается, что они есть. Какая информация истинна?

– Все данные, которыми располагает Минфин, получены прежде всего из регионов. Никаких расчетов по этому поводу на федеральном уровне не производится. Что же касается Псковской области, то в 2002 году доля зарплаты с начислениями в бюджете области была 36,3 процента, в 2003 году – 38 процентов. По данным, которыми располагает Минфин РФ за первый квартал 2004 года, доля зарплаты в бюджете Псковской области достигла 46,7 процента и по состоянию на 1 января 2004 года задолженность бюджета по зарплате составляет 6570 тысяч. Это – 4% к месячному фонду оплаты труда, а если в среднем по России – все те же 2 процента. Так что подозрения о том, что долги есть, обоснованны.

– Когда принимали бюджет на 2004 год, было обещано, что Правительство РФ после первого полугодия вернется к рассмотрению вопроса о возможности повышения зарплаты работникам образования. Планирует ли Правительство РФ заняться этим?

– Мы знаем о таком поручении, но решение об увеличении или неувеличении зарплаты работникам образования будет зависеть от исполнения федерального бюджета. Сейчас исполнение идет довольно успешно за счет того, что мы аккумулируем доходы, складывающиеся за счет высокой цены на нефть (часть этих доходов идет в Стабилизационный фонд). Когда мы получим полную информацию и об общей сумме доходов, и о той сумме, что собирается в Стабилизационном фонде, то на основании этой информации будет осознанно принято решение о повышении или неповышении зарплаты работников образования.

– Вы называете отставание по выплатам зарплаты на несколько дней, но на самом деле, например, в Ульяновской области в сельской местности зарплата работников образования запаздывает на два и даже более месяцев. Вы получаете данные из регионов, но, наверное, нужно собирать и более объективные данные, потому что от этого зависят в конечном счете те меры, которые нужно предпринимать для быстрой ликвидации всех долгов. Уверен ли Минфин, что те ссуды, которые даст федеральный центр, поступят в регионы и отпускные будут выплачены вовремя?

– Ульяновская область фигурирует в списке должников по выплатам бюджетникам уже не первый год. Доля фонда оплаты труда в бюджете Ульяновской области была в 2002 году равна 47,9%, по данным за 2003 год, она составляет 50,6% и, по данным на первый квартал 2004 года, чуть больше 57%. Это ситуация критическая. Насколько успеет помощь из федерального центра? На федеральном уровне все осуществляется в плановом порядке. И если соглашение о предоставлении бюджетной ссуды, за которой обращается региональный бюджет, подписано, то, естественно, она в установленные сроки перечисляется. Не должно быть никаких сомнений по поводу сроков и возможностей перечисления средств с федерального уровня. Проблема в другом: та ситуация, которая складывается в сельских районах, в муниципалитетах, – это, безусловно, проблема местных органов власти, потому что на сегодняшний день ни Министерство финансов РФ, ни Министерство образования и науки РФ, никакой другой федеральный орган в своих данных или в своем мониторинге не могут глубоко изучить положение дел на уровне муниципалитета. Отношения Минфина РФ выстраиваются на уровне отношений с субъектом РФ и в рамках тех полномочий, которые есть у этого министерства. Дальнейшее урегулирование между субъектом РФ и местным самоуправлением должны осуществлять сами региональные власти.

– Вы считаете, что многое должны делать региональные и муниципальные власти. Но в то же время на местах остается 70 процентов средств, а остальные идут на федеральный уровень. Сегодня в рамках разграничения полномочий у регионов и муниципалитетов прибавляется забот и расходов. Каковы будут возможности для использования дополнительных доходных источников?

– Закона по межбюджетным отношениям пока нет, существует норма Бюджетного кодекса, которая в рамках закона о бюджете на протяжении трех лет приостанавливается по поводу соотношения налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами 50:50. Впервые эта норма была приостановлена три года назад только по одной причине: было принято консолидированное решение о том, что в составе федерального бюджета будет создан Фонд компенсаций, ресурсы для создания этого фонда были в том числе взяты из бюджетов субъектов РФ. Этот фонд существует и сегодня, он показал свою эффективность, за счет его средств осуществляются текущие выплаты по детским пособиям в бюджеты субъектов РФ. Пропорции 70:30 нет. Сегодня, с учетом финансовой помощи, которую федеральное правительство предоставляет субъектам РФ, соотношение между налоговыми доходами и финансовой помощью складывается в пользу региональных бюджетов и составляет порядка 47:53. Что касается нового законодательства по разграничению полномочий, которое скоро будет рассматриваться в Госдуме РФ, то особый акцент тут нужно сделать на то, что мы отходим от принципа, когда нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы устанавливаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Мы теперь устанавливаем долговременные нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Это означает, что органы местного самоуправления в рамках долгосрочной перспективы способны оценить свои финансовые возможности. Что касается уровня дополнительных бюджетных поступлений, которые у них возникают, то исключительная компетенция субъектов РФ – определение того, как расходовать эти средства. Если проанализировать бюджеты субъектов РФ, то не найти похожих с точки зрения выделения приоритетов в направлении дополнительных финансовых ресурсов. Кто-то направляет эти средства на инвестирование, кто-то – на повышение зарплаты в части своих полномочий, словом, ситуация складывается совсем по-разному.

– Из года в год сложное положение с выплатами зарплат создается в Курганской области, которая 60 процентов доходов своего бюджета формирует за счет федерального бюджета. На выплату отпускных работникам образования уже в мае-июне 2004 года потребуется 243 миллиона рублей. Как федеральный центр может помочь области в этом случае?

– Курганская область в 2002 году имела долю бюджета на выплату зарплаты бюджетникам в 50,6%, в 2003 году – 44,1% и в первом квартале 2004 года – 55,6%. Доля существенно возросла, и сегодня задолженность на 1 апреля 2004 года, по областным данным, оценивается в 9,2 миллиона рублей (4% от среднемесячной выплата зарплаты). Что касается объемов финансовой помощи, перечисляемой с федерального уровня, то она перечисляется в установленные сроки и в полном объеме. Когда наступает отпускной период, федеральный бюджет в опережающем порядке направляет всем регионам финансовые ресурсы на эти цели. Распределение этих расходов и доведение их до субъектов РФ пока курирует Министерство труда и социального развития, а в скором будущем будет курировать Министерство здравоохранения и социального развития. Все необходимые решения по этому поводу приняты.

– У России два стихийных бедствия – зима и выплата отпускных работникам образования. Создается впечатление, что и то, и другое наступает неожиданно. Какие-нибудь выводы Минфин делает, чтобы в новых взаимоотношениях, в новых бюджетах и новых реформах учителя Ульяновской, Костромской и других областей не пострадали?

– По тем областям, где имеются задолженности по выплате зарплаты, по ситуации с выплатой отпускных Минфин РФ ведет соответствующие расчеты. Обычно такие выплаты, как зарплата, пенсия, финансовая помощь, которые осуществляет федеральный бюджет, резервируются и выплачиваются в полном объеме в последних числах апреля, чтобы не возникло социальной напряженности в регионах. Надеюсь, что такая практика будет продолжаться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте