На распутье
Система профессионально-технического образования стоит на распутье. Очевидно, что нужно менять подход к проблеме подготовки кадров – времена и экономическая ситуация меняются, равно как и запросы общества. Нужно не просто разработать новую концепцию развития системы ПТО, а четко определить те задачи, которые следует решить сегодня, завтра и послезавтра.
Свой взгляд на эти проблемы высказывает заведующий лабораторией Института развития профобразования (ИРПО), кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профобразования Михаил НИКИТИН.
Три главные задачи, которые нам предстоит решить в ближайшее время:
1) Создать гражданам равные условия для профессионального самоопределения и становления карьеры.
2) Выявить и согласовать местные и личные интересы и потребности в подготовке работников квалифицированного труда.
3) Сохранить единое образовательное пространство на основе общих образовательных стандартов.
Что предлагается осуществить для их реализации?
Главное – определить источники финансирования профессионального образования и подготовки (далее ПОП). Это может быть осуществлено внедрением упрощенной схемы многоканально-многоуровневого финансирования. Вот приблизительное соотношение доходов в бюджете учреждений ПОП:
Бюджетное финансирование:
федерально-ведомственное –
60%
региональное (городское) – 32%
муниципальное (районное) – 8%
Итого: 100%
Внебюджетное финансирование:
доходы от производственной
деятельности – 20%
доходы от предоставления
платных услуг – 10%
вклады спонсоров,
пожертвования – 1%
Итого: 31%
В дополнение к этому следует создать федеральные (а также региональные, местные) фонды профессионального образования. Очень важно ввести процедуру конкурсного распределения бюджетного финансирования среди лицензированных учреждений ПОП. Очевидно, стоит рассмотреть и вопрос о введении для работодателей налога на квалификацию.
Расчет стоимостных и натуральных нормативов на обучение должен включать следующие коэффициенты:
– тип и вид учреждения ПОП;
– наличие общеобразовательной программы с федеральным, местным и региональным компонентом стандарта с соответствующим финансированием из этих источников;
– наличие профессиональной программы теоретического и производственного обучения в мастерских или практики на предприятии;
– наличие досуговой программы (секции, студии, клубы, ЛТО и т.п.);
– использование соответствующего комплекта учебников.
Расчет норматива должен быть дополнен и минимальными социальными стандартами:
– питание обучающихся в зависимости от пола, возраста, социального положения;
– обеспечение рабочим, спортивным и повседневным комплектом одежды;
– проживание в общежитии;
– проезд к месту учебы и практики;
– санитарно-медицинское обслуживание;
– определение стипендий и социальных пособий для нуждающихся.
Другие пути реализации поставленных задач:
1. Установление правовых контрактно-договорных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
2. Формирование профсоюза работодателей на базе советов и ассоциаций директоров ПОП и заключение трехстороннего тарифного соглашения по установлению размера заработной платы инженерно-педагогических работников:
– учредитель (орган исполнительной власти),
– профсоюз работодателей ПОП,
– профсоюз инженерно-педагогических работников.
3. Стимулирование создания внутри образовательного комплекса собственных финансовых структур, что позволит привлечь инвестиции в профессиональное образование.
4. Поощрение перехода к личному накопительному страхованию для получения образования, а также к развитию личного образовательного кредита (“займа на развитие карьеры”) и определение схемы их частичного возвращения после трудоустройства.
5. Выращивание на базе традиционных бухгалтерий ПОП финансового директората, который на основе финансового менеджмента сможет осуществить новые модели финансирования, вести операции на рынке ценных бумаг в интересах ПОП.
Для достижения максимального соответствия ПОП потребностям рынка предлагается также ввести поитоговое финансирование (ПФ) учреждений профессионального образования. ПФ выражается как в денежном эквиваленте, так и в форме имущественного стимулирования в виде компьютеров, мебели, оргтехники. ПФ осуществляют организации и лица, заинтересованные в повышении занятости населения. Ими могут стать:
– служба занятости;
– работодатели,
– региональные органы власти и управления, органы местного самоуправления;
– профсоюзы;
– учредители, органы управления образованием;
– союзы купцов, предпринимателей, ассоциации фермеров и ремесленников, торгово-промышленные палаты;
– органы социальной защиты граждан;
– сами выпускники (их родители).
Критерии оценки и сумма ПФ фиксируются в договоре между учреждениями ПОП и заинтересованными организациями. Предполагается оплата за каждого выпускника. Для этого различают несколько ступеней.
Первая ступень ПФ предполагает вознаграждение за сдачу выпускниками квалификационных экзаменов, которые принимает независимая комиссия, представляющая заказчиков и общественность.
Вторая ступень – за каждого выпускника, трудоустроенного по полученной специальности.
Третья – за каждого выпускника, трудоустроенного, но не по полученной профессии.
В ряде стран, имеющих опыт ПФ, за трудоустройство выпускников учреждений ПОП его размеры в два-три раза превышают размеры бюджетного финансирования. Это вынуждает учреждения очень оперативно, подчас опережающе реагировать на потребности рынка труда.
В процессе работы над моделью финансирования нашему коллективу предлагалось удобно-простое решение: пусть государство даст больше денег на профобразование, и сразу пойдет повышение эффективности и качества обучения. Аналитические данные зарубежных специалистов по финансированию профшколы, а также работы наших исследователей и российский опыт показывают:
а) отсутствует прямая зависимость между увеличением бюджетных ассигнований и качеством обучения;
б) конкретные меры по увеличению расходов на образование обретают смысл лишь тогда, когда тщательно сформулирована концепция развития профессионального образования и определено, какой тип общества создается;
в) правительства финансируют свою часть профобразования граждан, работодатели – свою часть, семейный бюджет – свою;
г) профессиональное образование, не обеспечивающее трудоустройства и достойного образа жизни, получает минимальное и одноканальное финансирование;
д) открытость (прозрачность) государственных расходов на нужды профобразования позволяет решить вопрос о возмещении государству этих расходов от различных потребителей.
Профессиональное образование и подготовка в условиях рынка должны определяться в первую очередь спросом на профессии, а не интересами государственных образовательных учреждений. Работодатели же полнее и оперативнее финансируют подготовку своих специалистов, так как заинтересованы в каждом из них.
И последнее. Полное прекращение бюджетного финансирования воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования привело к тому, что не представляется возможным воспитывать в будущих гражданах лояльного отношения к такому государству. Государство устанавливает такие приоритеты, за которые общество не готово платить налоги. Большинство субьектов экономической деятельности так и поступает. А ведь это – результат воспитания, точнее его отсутствия.
Решения нет. Есть страсти вокруг
В том, что в обществе зреет необходимость в качественном образовании, ничего страшного нет.
Василий жу╡аковский,
1-й замминистра
Не часто коллегия Министерства образования РФ не принимает решения. А в данном случае дело обстояло именно так. Проект федерального закона “О начальном профессиональном образовании” – закона, который просто как воздух необходим – вызвал 4 марта такие острые дискуссии, что они попросту не уложились в рамки одного, пусть даже 3-часового заседания коллегии. Поэтому он был “принят к сведению” и до 1 апреля отправлен на доработку.
Мы уже писали в прошлом номере о бедственном состоянии начального профобразования. О том, как центр пытается перевести его на местный бюджет, а регионы боятся, что “не прокормят”. О том, что оно не поспевает за развитием жизни и требованиями рынка труда. О том, что требуется срочное реформирование всей его системы.
И вот готовится закон, в котором должны быть четко прописаны “права и обязанности” начального профессионального образования и определено само это понятие, чтобы родители, столкнувшиеся с ним, знали, что, отдавая ребенка в училище, они могут надеяться на получение им квалификации по какой-либо рабочей специальности и диплома о среднем образовании. В законе необходимо обозначить государственные стандарты образования и управление им. А главное – это отрегулировать отношения собственности в системе начального профессионального образования и решить проблему его финансирования.
На коллегии возникло предложение создать орган, отвечающий за прогнозы потребности в рабочих кадрах. Он отвечал бы за исследование рынка труда, следил за появлением новых специальностей и вакансий и регулировал прием учащихся в зависимости от спроса на ту или иную профессию. Министр образования заметил: а можно ли сегодня прогнозировать потребности в рабочих кадрах? Кто вообще сумеет ответить, сколько и кого требуется для российской промышленности, учитывая, что 70% предприятий являются частной собственностью и не подлежат государственному контролю.
Говоря о взаимодействии учебного заведения и собственно заказчика, Владимир Кинелев сослался на опыт западных стран, где обучение в профучилищах обусловливается социальным заказом предприятий, корпораций и фирм.
Для качественного начального профессионального образования необходимо многое. Разработать стандарты, отвечающие современным социально-экономическим условиям, поднять уровень и престиж ПТУ, обеспечить их грамотной нормативно-правовой базой. Страсти вокруг этого вопроса накаляются. Возможно, в ближайшее время грядет и разумное решение его.
Лора ЗУЕВА
Популярные заведения
За последние годы желающих получить профессиональное образование стало намного больше. Специалисты обьясняют это так: жить стало труднее, поэтому многие подростки стараются как можно раньше начать работать, зарабатывать, получив специальность в ПТУ:
– появилось много возможностей открытия собственного прибыльного дела – ремонтные и пошивочные мастерские, бары и закусочные, строительные и оформительские организации и т.д.;
– для многих ПТУ – тропинка к вузу. Гораздо легче получить высшее образование, уже имея практические навыки, знания, рекомендации, стаж работы;
– возросшее число внутренних конфликтов с участием армии заставляет юношей (и их родителей) искать возможности отсрочки от призыва.
Итак, популярность профессионального образования существенно возросла, что обязательно скажется на его качестве. Несомненно – в лучшую сторону.
Прогресс и интерес
Стоят заводы, закрываются предприятия, не платят рабочим. Тем не менее в ПТУ продолжают поступать даже на специальности, по которым очень трудно найти работу. Проблема трудоустройства выпускников волнует многих. Но что же думают по этому поводу они сами? Одни надеются на “авось устроюсь”. Другие считают, что спрос может сильно увеличиться буквально через несколько лет, а диплом карман не тянет. Третьим же просто интересно учиться. А многим ребятам нравится ремонтировать электронику, девочкам – шить одежду. И разве это не главное? Не интерес ли движет прогрессом?
“Мелиорацио” – улучшение
Сегодня мелиорация на мели. У колхозов и арендаторов земель нет средств для ирригационных работ, обводнения, гипсования, покупки удобрений, создания лесополос. В трудной ситуации оказались и ПТУ гидромелиоративного профиля. Но 93-е училище, что в Раменском районе Московской области, нашло выход из положения. Было решено использовать существующую материально-техническую базу для иных целей – дорожного строительства. Заключили трудовое соглашение с МосАвтодором. Перспективы большие – сейчас много участков, выделенных под застройку, и строятся в основном небедные люди, которым нужны хорошие дороги к участкам. Кроме того, на базе училища проводится аттестация работников дорожно-ремонтных организаций. Это еще одна существенная статья дохода учебного заведения. Воистину каждый крутится как может.
Стандарты – спасители
Заместитель председателя Департамента Московской области по образованию Владимир Карагодин считает, что уровень профтехобразования в России выше, чем за рубежом. Связано это с методиками обучения профессиональным дисциплинам. Здесь и индивидуальный подход, и дополнительные занятия. Однако в последнее время наметилась тенденция к снижению уровня требований. Выход – в стандартах, которые помогут и преподавателю, и учащемуся, и экономике.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии