В редакцию приходят сотни писем со всех уголков России и стран СНГ. Но в последнее время в почте, к сожалению, мало писем, рассказывающих о профессионально-технических училищах и лицеях, их истории и проблемах. Выживать им становится все труднее. Последние два письма в рубрику “Профи” обьединяет одно: стремление рассказать о том хорошем, что еще сохранилось в провинции, показать, что, несмотря на трудности, люди верят в лучшее, стремятся найти выход из создавшегося положения. Конечно, быть оптимистом не заставишь и не запретишь – это качество личности человека. И все-таки я обращаюсь к читателям: пожалуйста, пишите о себе, о вашем училище, о проблемах на местах, а главное, о том, какими вы видите перспективы профессионального образования. Ведь опыт жизни училищ в экстремальных ситуациях интересует всех. Кто-то нашел выход из тупика, а кто-то – лишь на полпути от него. В этой ситуации добрый совет коллегам поможет больше, чем простая констатация факта падения отрасли в пропасть. “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” – довольно избитая фраза. И все же, вместо того чтобы барахтаться в одиночку, нужно постараться научить плавать и поддержать друг друга.
Ладожский рецепт выживания
адожское профессиональное училище N 57 – одно из старейших в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, которое подготовило и выпустило сотни специалистов для народного хозяйства края. Первые выпускники его принимали участие в уборке урожая целинных земель. За сорок два года училище выросло и развивается как центр многопрофильной профподготовки и для молодежи, и для взрослого населения.
Как выживает 57-е училище? С начала учебного года ни копейки не получаем из федерального бюджета на питание детей, на ремонт корпусов, на приобретение автопарка, несколько месяцев нет зарплаты. От слов, что “Дети – наше будущее” (в сельской местности это дети-труженики, т.к. их родители работают на полях и фермах, и дети в таком же духе воспитаны), сердце болит. Ведь большинство – из неполных и малообеспеченных семей.
Многие из ребят – потомки местного казачества. В училище 600 человек разных национальностей. Есть дети из семей беженцев, дети-сироты. Забота и внимание греют детские души и воспитывают их. Большая заслуга в этом директора училища Виталия Алексеевича Каюна. 37 лет работает он руководителем. И 13 – в ПУ N 57. Его настоящие помощники – сорок инженеров-педагогов.
Куда может поступать выпускник средней школы сегодня, если родители не в состоянии оплатить расходы на обучение? Для поездки в краевой центр нужно пятьдесят тысяч – это уже не по карману. Наше училище стало своеобразным островком спасения обездоленных. Боремся с трудностями, шлем телефонограммы в Госдуму, в правительство о том, что нам самим не справиться. Ведь только долг за теплосети составляет почти семьсот миллионов. Надеемся, что федеральное финансирование не сойдет к нулю, ведь училище – государственное учреждение.
В приемной Каюна всегда многолюдно. Он и в поле, и на экзаменах в учебной группе, и в спортзале, энергичный, ответственный.
Благодаря учхозу – пашня 300 гектаров – вся выращенная сельхозпродукция идет на питание детей в столовую училища. Наладили выпечку хлеба, консервируем фрукты, овощи, из муки делаем лапшу, галушки, печем пирожки, жарим оладьи, блины. Сахар, подсолнечное масло – свое. Мяса нет, но все же дети получают трехразовое горячее питание. Для большинства детей это немаловажно.
Сто пять учеников приняло наше общежитие. Татьяна Дмитриевна Мироненко, воспитатель с пятнадцатилетним стажем, помогает девушкам стать хозяюшками, научиться создавать уют и порядок в комнатах и холлах. Не каждый выходной дети могут поехать домой: все та же причина – нехватка средств.
На первом этаже общежития – библиотека – центр воспитательной работы. В читальном зале готовят уроки, рефераты, просматривают газеты и книги. Библиотекарь Валентина Николаевна Хромова всегда поможет ребятам подобрать нужный материал. Жаль только, что фонд библиотеки давно не пополняется, не хватает учебников по кулинарии, мало художественной литературы. Последние пять лет никакой методической литературы не поступало. Из собственных средств училища оформили подписку на газеты и журналы по спецпредметам.
В учебных корпусах, лабораториях юноши и девушки получают профессиональные знания. Непросто подготовить конкурентоспособного выпускника. Поэтому прошлым летом учеников 2-3-х курсов направляли в детский санаторно-оздоровительный комплекс “Источник” (п.Кабардинка). Там девушки и юноши работали с современным оборудованием, готовили пищу, обслуживая 900 отдыхающих в течение двух месяцев.
Немало трудностей у мастеров и преподавателей профтехзнаний. Десять лет не приобретается сельхозтехника, да и ремонт ее осуществляется за собственный счет. Теоретические знания по вождению ребята получают бесплатно, а бензин приходится покупать на средства родителей. Опытные преподаватели обучают умению обрабатывать поля, выращивать сельхозкультуры. Больше десяти лет трудится Василий Алексеевич Шитухин, вместе с ребятами он пополняет классы наглядными пособиями по агрономии. Тридцать восемь лет учит Николай Иванович Беланов читать и разбираться в технических чертежах по тракторам, комбайнам. Евгений Андреевич Ольхов, Виктор Егорович Фирсов двадцать лет отдают свои знания и опыт детям.
Спортзал – самый живой уголок училища. Здесь под руководством Рекубратского Александра Михайловича, руководителя физвоспитания, проходят соревнования по настольному теннису, волейболу, баскетболу, легкой атлетике.
Гордость училища – музей боевой и трудовой славы. Когда пятнадцать лет назад создавался наш музей, ребята принимали участие в поиске ветеранов Великой Отечественной войны, освобождавших станицу Ладожскую от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года, – воинов 389-й стрелковой дивизии. На фотостендах музея – первая трактористка, первый комсомолец. Те, кто защищал родную землю: подпольщики, партизаны, герои Великой Отечественной войны. Имена их носят улицы станицы.
Конечно, у нас много проблем. Но коллектив 57-го училища не теряет надежды. Ребята выполняют заказы на швейную продукцию – нательное мужское и женское белье, постельное белье, спецодежду из материала заказчика на договорной основе.
Каждую осень к нам приходят выпускники школ из дальних сел, хуторов и станиц. И мы радушно встречаем их и учим самым земным профессиям – хлебороба, повара, швеи, пчеловода, кондитера.
Лилия ХУДОЛЕЙ, преподаватель ПУ N 57
станица Ладожская,
Краснодарский край
Дело – труба
аганрогскому металлургическому заводу в июне 1996 года исполнилось 100 лет. К славному юбилею открылся новый музей, рассказывающий о строительстве завода, основных этапах развития, о людях, внесших наибольший вклад в его становление. Директор Таганрогского металлургического лицея – СПТУ N 25 – Людмила Прорерва и ее заместитель Анатолий Контарев организовали для своих учеников экскурсии в музей, чтобы будущие рабочие завода лучше знали его историю. Музей посетили группы станочников, слесарей, электроремонтников, машинистов кранов, автомехаников и других специалистов под руководством производственных мастеров Владимира Устюгова, Виктора Лысогорского, Александра Шкондина, Натальи Лесниковой, Галины Поляковой и старшего мастера Владимира Полякова. В экспозициях – редкие документы и фотографии. Здесь же действующая модель мартеновской печи, прокатные станы по производству труб нефтяного сортамента и сварных водогазопроводных труб, образцы которых демонстрируются в музее. Молодые люди узнали и о том, что трубы с маркой Таганрогского металлургического завода последние три года экспонировались на Международной промышленной выставке в германском городе Дюссельдорфе, а в 1996 году – на выставке в Нижнем Новгороде, посвященной 100-летнему юбилею первой Российской ярмарки-выставки. И еще. Эти трубы охотно покупают фирмы Италии, Швейцарии, Турции, Сирии, Израиля. Был выполнен заказ для Англии. Только в прошлом году экспортировано более 37 тонн труб, за что заказчики незамедлительно расплатились валютой. Выполнение такого рода работ весьма положительно влияет на экономику предприятия.
Какой же урок получили юные посетители музея? Сегодняшним ученикам, а в скором будущем молодым рабочим предстоит не только сохранить, но и приумножить трудовые традиции Таганрогского металлургического завода, который вступил во второй век своего существования.
Николай ЧЕРНОХЛЕБОВ, ветеран труда акционерного общества “Таганрогский металлургический завод”
Профи-информ
Про новый самиздат, “русский калькулятор” и чернорабочих-лоточников
Практически все профессионально-технические училища в той или иной степени испытывают потребность в обновлении фондов учебной литературы. Какими только способами не решают эту проблему! В одних училищах выдают книги по специальности только под расписку о десятикратном возмещении рыночной стоимости учебника в случае его утери. В других предлагают платные ксерокопии этих учебников. Правда, некоторые заведения могут позволить себе “роскошь” печатать “самиздатом” своих собственных авторов, преподавателей спецдисциплин, издавать малым тиражом руководства, практические рекомендации, методички, схемы. Однако это доступно не каждому училищу, к тому же зависит от финансовых возможностей студентов.
В одном из ПТУ Краснодарского края недавно ввели специальность “продавец-кассир”. Конечно же, уровень подготовки кассира-профессионала должен быть выше, чем просто виртуозное владение “русским калькулятором”-счетами, ведь сейчас на рынке огромное разнообразие кассовых аппаратов самой различной сложности и цены. Но на покупку новинок в качестве учебного образца нет средств. С учебными пособиями еще сложнее – их не существует в природе. Приходится преподавателям самим ходить по торговым точкам, интересоваться особенностями работы аппаратов, выпрашивать инструкции по их эксплуатации. А потом идти к своим ученикам и передавать ценные знания “из уст в уста”.
Что бы ни говорили, но престижность профессионального образования в последние годы все-таки возросла. А отсюда – конкурс при поступлении в ПТУ, СПТУ, профессиональные лицеи. Плюсы налицо – конкуренция среди абитуриентов и учащихся заставляет дорожить местом учебы, да и преподавателям легче работать с хорошо подготовленными студентами, но есть и обратная сторона этого процесса, на которую пока не обращают или не хотят обращать внимания. Судите сами: в пору хронического недобора по многим специальностям в ПТУ брали всех желающих, причем с радостью. И училище становилось последней надеждой неуспевающего ученика средней школы, местом, куда в крайнем случае возьмут всегда. А теперь? Директор профессионального лицея с гордостью заявляет, что конкурс у него – четыре человека на место. Но так ли это хорошо? Куда пойти не попавшим к нему? Какую нишу занять? Сидеть на шее родителей, идти в чернорабочие, лоточники? Или закончить “образование” на улице, а то и в тюрьме?
Другой альтернативы им не предложено. Не хватает звена, соединяющего школу с ПТУ. Им могли бы стать краткие курсы по подготовке рабочих, курируемые теми же училищами. Преподавать на этих курсах могли бы старшекурсники. Другой выход из положения – профессия, полученная в стенах школы.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии