В рабочие – по мировым стандартам
На вопросы нашего корреспондента отвечает Герой Советского Союза, президент ассоциации “Профессиональное образование”, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии образования и Нью-Йоркской академии наук Сергей БАТЫШЕВ:
– Сергей Яковлевич, существующая система подготовки рабочих с единым типом профтехучилищ привела к единообразию, монополизации и в конечном счете – неизбежному застою. Как вы себе представляете стратегию дальнейшего развития профтехобразования?
– По нашему мнению, нужна новая протекционистская политика государства, направленная на адаптацию профессиональной школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма. Это коренные преобразования подготовки рабочих в процессе выпуска товарной продукции для населения; использование учебных мастерских (по договорам) как филиалов цехов предприятий; оказание услуг по договорам с предприятиями, учреждениями и населением; развитие прогрессивных видов организации труда (бригадный и арендный подряд, договорные условия, хозрасчетная и кооперативная деятельность, в том числе межучилищная; создание хозрасчетных цехов и кооперативов при профтехучилищах, учебно-производственных обьединений, производственно-торговых фирм); развитие самоуправления; повышение квалификации работников на новых началах; демократизация процесса управления; сотрудничество с зарубежными профессиональными учебными заведениями.
По нашему мнению, помимо создания колледжей, лицеев и высших профтехучилищ, речь может идти и о создании региональных учебно-производственных комплексов на основе их территориальной общности: сельская школа – профтехучилище; профтехучилище – учебно-производственный комбинат; профтехучилище – учебно-курсовой комбинат; профтехучилище – техникум; профтехучилище – техникум – институт; высшее профтехучилище с различными ступенями обучения на базе неполного среднего и на базе общего среднего образования для подготовки рабочих различного уровня квалификации и подготовки младшего инженера.
Заслуживает внимания создание центров непрерывного профессионального образования, позволяющее снизить расходы на подготовку и повышение квалификации рабочих предприятий и учреждений, создать единую учебно-материальную базу, обеспечивающую общий методический и профессиональный подход к подготовке кадров. Новый хозяйственный механизм, поощрение всех видов коммерческой деятельности дает возможность училищам кооперироваться с предприятиями и другими учебными заведениями на договорных началах, создавать на своей базе ученические предприятия и кооперативы, которые в соответствии с законом полностью освобождаются от выплаты налогов на прибыль.
Логическим завершением предлагаемых нововведений является внедрение их в управленческую деятельность. Осуществление этих мероприятий, полагаем, позволит ориентировать систему профтехобразования на мировые стандарты, обеспечить профессионализм в подготовке рабочих кадров.
– А что вы понимаете под профессионализмом?
– Прежде всего профессиональное мастерство рабочих по приобретенной профессии. Чтобы выпускники профтехучилищ были конкурентоспособными на рынке труда, их профессиональное обучение носило опережающий характер, учитывающее перспективы развития предприятия, обеспечивающее профессиональную мобильность – способность быстро осваивать новшества и адаптироваться к изменяющимся условиям производства, поддерживающее рост своей профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие профессионализма, с одной стороны, в выполнении рабочим все большего числа функций, а с другой стороны, расширение видов деятельности. И главное в этом процессе не в обьеме усваиваемой информации, а в умении творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять для практической деятельности.
Большое значение в этом деле имеет изучение и обобщение передового опыта.
– В чем вы видите дальнейшее развитие этого опыта применительно к новым экономическим условиям?
– Надо изучать прежде всего методы работы производственных коллективов. По традиции сложилось так, что и профтехучилища, и предприятия изучали главным образом либо методы труда отдельных рабочих, отдельных педагогов, либо отдельные стороны бригадной работы, а не методы работы коллектива, бригады. Но ведь методы труда бригады не являются арифметической суммой индивидуальных методов труда всех рабочих, входящих в ее состав. Очень важную роль играют внутрибригадные взаимодействия исполнителей, внешние связи бригады, активная жизненная позиция коллектива и, конечно, те способы выполнения работ, закрепленных за бригадой, которые сложились у каждого рабочего.
В ученических бригадах должна обеспечиваться трансформация социального опыта рабочего коллектива на коллектив учащихся, а структура ученической бригады должна приближаться к трудовому коллективу рабочих. В этом сущность дальнейшего развития не только передового опыта, но и профессионализма.
– Но как решать все эти проблемы, о которых вы говорите? Ведь педагогическая наука на них не отвечает. Хотелось бы вам задать вопрос, а что делается в этой области Ассоциацией профессионального образования, президентом которой вы являетесь более 6 лет?
– Согласен, не на все проблемы дает ответ профессиональная педагогика. Но ведь и перед ней также встали новые задачи, связанные с коренным преобразованием системы подготовки рабочих кадров в новых экономических условиях. Понимая, что вести дело обучения и воспитания учащихся профтехучилищ невозможно, не овладев педагогической теорией, и что политика профтехобразования должна опираться на новые адекватные экономической реформе формы и методы работы, большим творческим коллективом ученых разработан комплект уникальной учебно-методической литературы, позволяющей уже сейчас успешно осуществлять реформу профессиональной школы. Достаточно сказать о таких вышедших книгах:
– Подготовка рабочих профессионалов – 30 п.л.;
– Управление подготовкой и повышением квалификации рабочих – 13 п.л.;
– Подготовка рабочих широкого профиля в профтехучилищах в условиях перехода к рыночной экономике – 25 п.л.;
– Передовой опыт подготовки рабочих в профтехучилищах – 5 п.л.;
– Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике – 38 п.л.;
– Теория и методика бригадного обучения (новые технологии профессионального обучения учащихся) – 16 п.л.;
– Задачи системы профессионального образования в условиях перехода к рыночной экономике (новый хозяйственный механизм) – 6 п.л.
Считаю, такие книги должны находиться в библиотеках каждого профтехучилища.
– Где эти книги можно приобрести?
– В магазинах книготорга эти книги не продаются ввиду ограниченного тиража. При ассоциации функционирует Заочный университет профессионального образования, на одном из факультетов которого повышают квалификацию как руководители профтехучилищ, техникумов и отделов технического обучения предприятий, так и другие инженерно-технические работники, не имеющие педагогического образования, и мастера (инструкторы) производственного обучения.
За время обучения слушатели приобретают знания о новом хозяйственном механизме профессионального образования, о новых формах и методах организации учебного процесса, научной организации педагогического труда, новых технологиях обучения, об управлении учебным заведением и подготовкой рабочих. Приобретают новые знания о подготовке рабочих-профессионалов, о передовом педагогическом опыте и по другим вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях рыночных отношений.
Стоимость обучения – 300 тыс.руб. (в стоимость обучения входит комплект указанной литературы, составляющей 2/3 от общей стоимости обучения, высылаемой слушателям). Можно приобрести и отдельные книги или весь комплект.
Срок обучения – 6 месяцев, форма обучения – заочная.
За время обучения слушатели выполняют контрольную и дипломную работы. По окончании университета выдается удостоверение установленного образца, которое дает преимущественное право при аттестации.
Подробности можно узнать из рекламы, направленной каждому профтехучилищу и департаментам народного образования, или по телефону 245-07-73.
Валентин ПРОХОРОВ
Не вывозить денег из региона
Простая экономическая задачка для руководителей
егодня мы являемся свидетелями удивительного разнообразия отношения администраций регионов к развитию профессионального образования в своих городах, районах, округах. С одной стороны, некоторые администрации регионов проявляют постоянную деловую заботу о находящихся на их территориях профессиональных училищах, лицеях, техникумах и колледжах. С другой стороны, многие главы администраций, а вслед за ними и их аппарат относятся к профессиональным образовательным учреждениям, как к посторонним структурам. Мол, они подчиняются непосредственно либо областным, краевым, республиканским, либо федеральным ведомствам и вроде бы не относятся к данному региону, они ненужные, да еще и вредные – “от их хулиганов одни только заботы”. К сожалению, такое отношение приходится еще встречать довольно часто.
В короткой заметке я не буду говорить о той роли, которую играют профессиональные образовательные учреждения в перспективном развитии экономической, социальной и культурной жизни регионов.
Рассмотрю лишь один аспект деятельности профессионального образовательного учреждения в регионе – экономический.
Возьмем два случая. Первый случай: в регионе есть профессиональный лицей, училище, колледж. Поскольку профессиональное образовательное учреждение финансируется не из любого бюджета, а из бюджета субьекта Федерации или федерального, в регион приходят фактически “дармовые” для него деньги. Естественно, “дармовыми” эти деньги являются условно. Федеральный бюджет, в том числе бюджет на образование, складывается из налогов, поступающих из регионов. На эти деньги, во-первых, обеспечены десятки постоянных рабочих мест для жителей региона – работников учебного заведения. Во-вторых, из этих денег уплачены налоги в виде начислений на зарплату, подоходного налога и так далее. Часть этих налогов пошла в местный бюджет. В третьих, оставшиеся деньги в виде заработной платы, стипендий и средств на питание учащихся, коммунальных платежей потрачены в регионе. Часть из них идет на развитие торговли, промышленности, транспорта… Таким образом, вроде бы “ненужная” структура оказывается для города, района, округа выгодной.
Второй случай: в регионе профессиональных учебных заведений нет, и молодежь вынуждена уезжать учиться в другие города и районы. В регион не только не поступают “дармовые” деньги извне, но еще к тому же деньги самого региона “уезжают” из него. Ведь учащийся, студент “проедает” и “проезжает” там деньги, заработанные в своем регионе (чаще всего, естественно, деньги родителей). И деньги своего региона начинают “работать” на развитие другого региона. Не говоря уже о том, что юноши и девушки женятся и выходят замуж по месту учебы, и регион к тому же теряет еще и свое коренное население, его наиболее трудоспособную часть.
Как ни странно, об этом простейшем экономическом механизме часто даже не задумываются многие руководители регионов. Тот, кто понимает этот механизм, не только делает все возможное для развития находящихся на их территориях профессиональных лицеев, училищ, техникумов и колледжей, но и стремится создать если не собственные вузы, то хотя бы их филиалы, отделения – лишь бы молодежь не уезжала из региона.
Совершенно аналогично обстоит дело и с переподготовкой незанятого населения. В одних регионах службы занятости создают собственные учебные центры или активно сотрудничают со своими местными профессиональными учебными заведениями. В других руководители и работники служб занятости при попустительстве региональных администраций в массовом порядке направляют безработных на учебу “на сторону”, вроде бы это “проще” и “эффективнее”, но из региона в этом случае утекает огромное количество средств.
Таким образом, рыночная экономика начинает нас приучать считать каждую копейку, а принцип “не вывозить денег из региона” становится одним из ведущих для развития профессионального образования.
Александр НОВИКОВ, академик Российской академии образования
Комментарии