search
main
+1

Профессия «учитель» – замечательная

О времени и о себе

В 1961 году мне было 16 лет, и я окончил 8‑й класс школы №665 Москвы. В те времена в школах СССР разворачивалась хрущевская реформа образования, прибавился 11‑й класс.

Я был активным комсомольцем и членом районного комсомольского штаба при Дворце пионеров Киевского района. Вел этот штаб Евгений Семенович Топалер. Он сообщил нам, что в школе №67 создается класс пионервожатых. В этот класс я и подал свои документы. Учился я неплохо, и у меня был широкий выбор школ с разными специализациями, но я выбрал 67‑ю, что, к счастью, и определило всю мою дальнейшую жизнь.
Помимо обычных предметов у нас были уроки педагогики, психологии, режиссуры, эстетики, танцев, туризма.
Каждый ученик, кроме меня, получил младший класс, где стал пионервожатым, а я руководил школьной радиостудией «Гамма», которая проводила каждый день 15‑минутную тематическую передачу для всей школы. Штат радиостудии составлял около 30 учащихся школы. Мне было все это очень интересно.

Школа и вуз

Нашим классным руководителем был сам Евгений Семенович, перешедший в 67‑ю школу на должность заместителя директора по воспитательной работе и учителя литературы. Окончив школу, я легко сдал вступительные экзамены и поступил на математический факультет пединститута (теперь МПГУ). Учился хорошо и даже получал одно время ленинскую стипендию. На третьем курсе решил перейти на вечернее отделение. Я не терял связь с любимой школой, а Топалер уговорил меня поступить на должность старшего пионервожатого.
Первый год работы пришлось многократно заменять болевших учителей. Я давал уроки математики во всех классах – с 4‑го по 10‑й. С учебным материалом я был хорошо знаком. Надо сказать, что еще во время учебы ко мне прикрепляли отстающих товарищей, да и одноклассники часто просили помочь, что я делал с удовольствием. Математика мне очень нравилась. На следующий год я уже вел математику у пятиклассников, учил которых вплоть до выпускного 10‑го класса. После окончания института в 1969 году я лет 10 работал учителем в основном в старших классах. В 1969 году школа торжественно справила «совершеннолетие» – 18 лет.
Мы были одной из первых школ с 9‑10‑ми классами с углубленным изучением математики и других предметов. Я работал в математических, химических, гуманитарных классах. Мне нравилось разно­образие подходов к математике.

Лекции и статьи

В восьмидесятых годах меня позвали вести курсы в Институте усовершенствования учителей Москвы, я стал членом секции средней школы по математике Совета по Гособразованию СССР (затем России), многократно читал лекции для учителей в Хабаровске, Сургуте, Нижневартовске, Нальчике, Магадане, Ханты-Мансийске, Вологде, Киеве, Таллине и других городах СССР. Провел несколько десятков курсов в Курчатовском центре Обнинска. Написал много статей для журналов «Математика в школе» и «Кванта», газет «Математик», «Московская правда», «Учительской газеты» и других печатных изданий. Начали выходить мои методички, дидактические материалы, тесты и, главное, учебники и задачники по алгебре и геометрии, была опубликована даже книга по психологии. Многие из них написаны в сотрудничестве с известными авторами и моими младшими коллегами по школе. Я стал автором таких издательств, как «Просвещение», «Дрофа», «Мнемозина», «Экзамен». Я получил несколько государственных премий и грантов, участвовал в создании Российской ассоциации учителей математики, меня выбрали одним из ее вице-президентов, в течение нескольких лет был одним из составителей текстов для выпускных экзаменов по математике в математических классах.

Рассказываю все это не для хвастовства, хотя не скрою, такое писать приятно, а для того чтобы убедить, что профессия «учитель» – замечательная профессия.

Династии

В нашей школе среди учителей очень много наших выпускников, часть из них – мои выпускники. За время моей работы сменилось шесть директоров школы. Трое из них – сегодняшний и двое предыдущих – мои выпускники, а два директора преподавали у меня.

Я был классным руководителем более чем в десяти классах. Со многими выпусками мы часто встречаемся и дружим. Недавно ко мне пришла мама одного из учеников 10‑го класса. Неожиданно она сказала:
– Я ведь тоже оканчивала эту школу – биологический класс.

Я заметил:
– В этом классе я не работал.

Она ответила:
– Да. У вас училась бабушка.

Вот кто, кроме учителя, может похвастаться такой ситуацией? А у нас в школе такая «семейственность» сплошь и рядом. Оба моих сына, Артем и Павел, окончили нашу школу, внук Антон учится во втором классе.

Картинки из жизни

Расскажу два занятных случая из начального периода моей работы.

Первый – назидательный случай из практики. Мне 30 лет, идет 1975 год. В математическом классе есть ученик Сараев (фамилия изменена), он самый веселый и шалопутный. Идет урок, Сараев у доски – корчит рожи и говорит что-то несусветное. Обращаюсь к нему:
– Сараев! Вам, видимо, нужен врач.

Сейчас, конечно, понимаю, что с моей стороны совершенно безобразная фраза! Такое говорить никогда нельзя, но у меня оправдание – молодость есть молодость. После моей фразы в класс входит школьный врач Ольга Георгиевна. Смеются все, кроме меня и Ольги Георгиевны. Я, цыкая и успокаивая класс:
– Ольга Георгиевна, добрый день!

Ольга Георгиевна громким и звонким голосом:
– Мне нужен Сараев.

Я не мог успокоить себя и класс минут пять. Смеялись все, кроме Ольги Георгиевны и Сараева…
Второй случай. Мне почти 40. На перемене между двумя сдвоенными уроками в 10‑м «А» я спрашиваю вошедшего в класс Петрова (фамилия изменена):
– Петров, почему вы не были на предыдущем уроке?

Петров:
– Мастер из цеха посылал меня по делу на завод.

Я:
– Сейчас Василий Петрович придет, и мы его спросим.

Сказал ради шутки, больше так не делаю! Открывается дверь и входит Василий Петрович. Петров зеленеет и почти падает в обморок. Я его ловлю и выношу в лаборантскую. Он приходит в себя и спрашивает, что случилось.
Я счастлив и говорю:
– Ничего не случилось. Посиди и отдохни.

Возвращаюсь в класс. Мастер уже ушел. Больше вопроса о прогулах в такой форме я не поднимал, вообще Петрова не трогал. Он прекрасно окончил школу и поступил в технический вуз. Через 20 лет он привел учиться своего сына, который прекрасно окончил школу и поступил в технический вуз. Об обмороке мы ни разу не вспоминали.

Леонид ЗВАВИЧ, учитель математики школы №67 (с 1965 года), народный учитель Российской Федерации

P.S. Статья была также опубликована в «Дайджесте московского образования» в октябре 2020 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 27 октября, 2020 в 15:36

    Очень тяжело комментировать публикации любимых людей. Леонид Исаакович Звавич и Евгений Семёнович Топалер – не просто мои учителя. Это люди, которые предопределили мою жизнь. Всегда ощущаю, что они рядом со мной. Счастлив, что имею счастливую возможность более или менее регулярно общаться с Леонидом Исааковичем и бесконечно скроблю, что Топалера не стало двадцать восемь лет назад. Сейчас я намного старше, чем он…

Реклама на сайте