Профессия педагога вышла на третье место по популярности среди абитуриентов вузов. Согласно исследованию Высшей школы экономики в приемную кампанию 2021 года самыми востребованными направлениями стали «Здравоохранение», «Информатика и вычислительная техника», «Педагогическое образование», «Юриспруденция» и «Экономика». Впервые число потенциальных педагогов превысило число тех, кто поступал на юридические направления подготовки. Как сообщили в Минпросвещения России, за последние два года прием по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на 10 тысяч человек.
О том, чем объясняется рост популярности педагогического образования, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– По данным Минобрнауки, за 5 лет количество поданных заявлений на педагогические направления выросло на 158 тысяч. В 2021 году на программы бакалавриата по направлению «Образование и педагогические науки» было подано почти 585 тысяч заявлений, в 2020 году – 510 тысяч, а в 2016‑м – почти 427 тысяч. В 2021 году было принято рекордное количество студентов – 96536. Объясняться это может несколькими факторами.
Во-первых, немалую роль играет увеличение числа бюджетных мест. В контрольных цифрах приема и на прошлый, и на грядущий учебный год приоритет отдан педагогике.
Во-вторых, у молодых людей находят отклик меры господдержки. В 2020 году заработала инициированная президентом программа «Земский учитель». С 1 сентября того же года по поручению главы государства педагоги стали получать федеральную доплату за классное руководство. Действуют различные региональные программы поддержки учителей.
В-третьих, сегодня у студентов педагогических направлений есть уникальная возможность раннего профессионального старта. Ребята, успешно сдавшие все сессии за три первых курса, могут работать в школе и получать зарплату как дипломированные специалисты. За предоставление такой возможности много лет выступали эксперты и активисты Общероссийского народного фронта, и совместными усилиями мы смогли внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Педагогическое образование сегодня выбирают не только для того, чтобы стать учителем. В последнее время появилось много перспективных педагогических профессий, которые интересны молодым людям, – тьютор, игропрактик, педагогический дизайнер, администратор образовательных онлайн-платформ. Такие программы уже есть в вузах. Например, «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании» в МПГУ или «Педагогический дизайн и анализ образовательных данных» в Южном федеральном университете. Стандарты новых профессий и квалификационные требования к ним разрабатывает СПК в сфере образования. В настоящее время ведется работа над профессиями «цифровой методист», «педагогический дизайнер» и «образовательный дата-инженер».
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Приведенные данные меня ничуть не удивили. В самом деле, профессия учителя становится все более популярной даже в очень солидных университетах, на факультетах с большим конкурсом. В той же Высшей школе экономики достаточно много людей стремятся получить второе высшее образование именно в области педагогики, чтобы после вуза была возможность сразу устроиться на работу в школу, гимназию, колледж. То же самое происходит в других университетах, где физики, химики, математики параллельно получают педагогическое образование.
На мой взгляд, причины две. Первая связана с тем, что зарплата учителей в целом по стране стала чуть выше, наметился вектор к дальнейшему увеличению ее размеров. Не скажу, что это предел желаний, но каких-нибудь пять лет назад ситуация была значительно хуже.
Вторая же причина в том, что многие выпускники вузов особых альтернатив не видят. По крайней мере, они точно знают, что в системе образования им всегда найдется место с более-менее приемлемой зарплатой. Люди реально ощущают заботу об учителях со стороны руководителей нашей страны, и это вселяет в них уверенность в завтрашнем дне. Тем более они за последние годы убедились, насколько востребованы репетиторы, а значит, всегда можно заработать, помогая другим ученикам готовиться к экзаменам. При всей сложности современного существования педагогов данная стабильность – то, к чему стремятся многие люди, поступающие в педвузы.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:
– Причины повышенного интереса к педагогическому образованию вполне объяснимы. Приравнивание зарплаты учителей к средней по региону и изменение нормативов финансирования школ сделали учительскую зарплату более привлекательной. Стоит также отметить, что педагогические направления подготовки в вузах стали восприниматься несколько иначе. Это уже не только преподавание учебного предмета, но еще и умение работать с людьми в целом. А это не только трудоустройство в школе, но и рекреационный сектор, торговля, консалтинг, кадровые службы. Люди ориентируются на гибкие профессиональные траектории. Сколько-то лет в школе, потом может быть дополнительное образование, потом кадровые службы, потом можно вернуться в систему образования. Такая гибкость траекторий стала сама по себе ценной. И программы педобразования ориентируют на такую жизнь.
Виталий РУБЦОВ, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, профессор, академик РАО:
– Во-первых, поднялся социальный статус педагога. Все видят, что внимание к педагогической профессии возрастает, и, конечно, молодежь реагирует на это обстоятельство. Во-вторых, заработная плата педагога увеличивается, и в зависимости от региона это уже чувствительно. Третье обстоятельство – педагогическая профессия тесно связана с решением проблем воспитания, формирования человека, который будет жить и работать в современном обществе. Люди стремятся работать с детьми, чтобы отдать часть себя для повышения качества жизни.
Эти три фактора, я считаю, привели к тому, что молодые люди пошли в педагогическую профессию. И мы это ощущаем – в МГППУ, например, выросло число поступающих с высокими баллами.
Руслан ХУЗИН, учитель физики и информатики Криулинской средней школы, Свердловская область:
– Такой рост, думаю, связан с тем, что начали работу региональные программы по поддержке молодых педагогов. Администрация города или района обещает после окончания вуза обеспечить молодого специалиста работой и жильем. И если в некоторых городах это сработает, то в селах и деревнях пока такой возможности нет. Например, в этом году к нам в муниципальный округ прибыл специалист по программе «Земский учитель», но из-за проблем с жильем сразу уехал.
Поэтому, пожалуй, самым важным будет окончательный выбор молодого специалиста после окончания педвуза, ведь до школы добираются не все.
Людмила БАЧУРИНА, заведующая лабораторией Центра непрерывного повышения профмастерства педагогических работников Воронежской области:
– Люди осознали ценность образования. В мире, где все больше операций выполняют машины, человеку ничего не остается, как занимать ниши, связанные с творчеством. Кроме того, вряд ли он добьется прорывных успехов в одиночку – надо выстроить вокруг себя команду, уметь передавать знания, совместно исследовать и творить. Образование человека в широком смысле этого слова – основа его успеха в будущем. Осознание этого и усилия государства привели в педагогические вузы молодых и думающих. Есть еще одна необходимая составляющая – престижность профессии, и здесь есть над чем работать.
Мария Т., учитель, Великий Новгород:
– Рост популярности педагогического образования может быть связан с объявленным ростом зарплаты учителей. Но это касается той части молодежи, которая в данном вопросе ориентируется на СМИ, рапортующие о высоких заработках педагогов. «Учительская газета» – одно из немногих изданий, которые честно рассказывают о реальном положении дел. Чтобы получать высокую зарплату, учитель фактически должен работать на две ставки.
Рост числа поступающих в вузы на педагогические направления также не следует соотносить с увеличением числа педагогов в будущем. Далеко не все выпускники педвузов приходят в школы. На мой взгляд, главная причина в том, что вузы не учат тому, как быть учителем на практике, а лишь дают набор абстрактных знаний. В результате студенты на первой же педпрактике сталкиваются со множеством проблем. Для сравнения выпускники педагогических колледжей, где практике уделяется внимания больше, чем теории, гораздо чаще трудоустраиваются в школе. Молодежь также боится работать в современной школе из-за роста агрессии со стороны учеников и их родителей. А высшее педагогическое образование является достаточным условием для приема на работу по многим другим направлениям.
Комментарии