Московский государственный институт делового администрирования – вуз экономико-гуманитарного профиля, вот уже почти пятнадцать лет занимающийся бизнес-образованием. Плановая государственная аккредитация показала достаточно высокие и стабильные результаты работы – институт вошел в пятерку ведущих экономических вузов России и готовит специалистов для реального сектора экономики.
Наш вуз – это все ступени профессионального образования: школа-колледж-институт-аспирантура, где гармонично сочетаются современные формы и технологии обучения с разносторонним и целенаправленным содержанием образования. На кафедрах вместе с вузовскими педагогами работают ученые, специалисты, преподаватели школьных дисциплин. Разработана четкая система повышения квалификации педагогических кадров, руководителей образовательных учреждений. Ежегодно учителя Зеленограда и сопредельных северных московских округов повышают квалификацию, общаются с преподавателями института. В перспективе наше сотрудничество с педагогической системой определяется серьезными концептуальными соображениями.
При этом нужно ответить на вопрос: почему возникла необходимость в интенсификации связи высших учебных заведений непедагогического профиля с педагогической общественностью? Этот вопрос важен, потому что большинство вузов не проявляют большого интереса к школьному уровню образования и, по существу, отчуждаются от педагогической сферы. При этом нарушается целостность образовательного процесса, преемственность между ее отдельными звеньями. Образование возможно только тогда, когда оно едино, не случайно мы говорим об образовании как о системе. К сожалению, системность образования в последние годы должным образом не воспринимается, проявляется недопонимание подлинного статуса учебного заведения. Сейчас очевидно, что дифференциация в системе образования (хотя и была в свое время оправдана) должна иметь свои разумные пределы. Если она будет продолжаться и впредь, то в конечном итоге это неизбежно приведет к деградации прежде всего высшего образования из-за несоответствия предъявляемых требований уровню подготовки абитуриентов. Бесспорно, университетские округа – это действительно шаг вперед для развития как высшего образования, так и всей педагогической среды.
Если система высшего образования не будет реагировать на потребности школы, ей не решить своих проблем. Миссия вуза в регионе по отношению к системе образования заключается не только в том, чтобы руководить ею, но в том, чтобы обеспечить ее жизнеспособность. Любой вуз должен быть кузницей кадров не только для воспроизводства различных социально-экономических, но и образовательных структур. Продуманная политика в области образования должна охватывать весь процесс от дошкольного образования до вузовского и послевузовского. Следует учесть, что сбои в деятельности одного образовательного звена неизбежно сказываются на всех остальных звеньях. Вот почему система образования требует сбалансированного подхода.
Вместе с тем под демократическими лозунгами в последние годы возникла наивная по своей сути тенденция автономизации вузов. Спрашивается, от кого? Автономизация не должна означать потери связи с педагогической общественностью и отказа от подготовки и переподготовки педагогических кадров. На мой взгляд, необходимо в учебных планах вузов, непрофильных педагогическому образованию, независимо от их профиля вести психолого-педагогическую подготовку с тем, чтобы каждый выпускник был готов к преподавательской деятельности на всех уровнях образовательной системы. В этой связи уместно упомянуть, что вызывающий многие волнения Болонский процесс – это переход вузов России на двухуровневую подготовку: бакалавров и магистров. Именно подготовка магистров позволит всем высшим учебным заведениям приступить к подготовке специалистов, способных к научно-педагогической деятельности, это элемент гарантии того, что выпускники магистратуры смогут вернуться на работу в вузы и работать в школах по полученному в вузе профилю образования. Более того, Болонский процесс – не случайное явление, а ответ на реальную консолидацию европейских стран. Наша оценка этого процесса должна быть взвешенной, она должна исходить из позиции российского образования как меры вхождения в европейское сообщество.
Важное основание необходимости углубления связи вузов с педагогической средой – осознание новых задач образования в наше время. Эти задачи интегративны по своей сути. В свое время Адам Смит был уверен, что не абстрактные знания, а навыки цивилизационного общения – главное условие развития экономики и культуры. Сейчас мы можем однозначно сказать, что решение этих задач невозможно без активной поддержки педагогической общественности, без создания соответствующей интеллектуальной атмосферы. Как известно, в целом для социального развития важны не только знания как таковые, но коммуникации, обуславливающие мудрые решения. Знания, конечно, – необходимая основа развития, однако при непродуманном их применении получается негативный эффект как по отношению к природе, так и по отношению к человеку. Общепризнанно, что имеющихся сейчас знаний вполне достаточно, чтобы решить значительную часть политических, экономических, социальных и прочих проблем, ныне волнующих общество. Однако использование этих знаний направляется чаще всего не на гуманистические цели, между тем развитие науки и техники требует от нас мудрости. И хотя наш век по масштабам накопленных знаний превзошел все предыдущие, мы отнюдь не стали в той же степени мудрей.
Современная система образования должна исходить из того, что самих по себе научных знаний недостаточно для придания нашей деятельности человеческого смысла. Необходима еще и мудрость, которая содействует осознанию подлинности человеческого существования. В этой связи особое значение приобретают гуманитаризация и гуманизация образования, в частности развертывание этического образования. По логике вещей, оно в ближайшем будущем должно стать одной из непрерывных образовательных линий. В условиях духовного, нравственного кризиса в России это имеет особое значение.
Интересно, что задолго до нашей эры в китайской школе не только знакомились со столь необходимыми методами самостоятельного приобретения знаний, но проводили (и проводят до сих пор) занятия по этике. Благодаря развертываемым в преподавании этики понятиям зла, добра и справедливости, нравственности и безнравственности, не только фиксируются воображаемые и действительные явления, но и даются также оценки определенных представлений, воспитывается способность одобрять или осуждать, требовать их осуществления или устранения.
Понятно, что непрерывность образования возможна только на основе масштабного сотрудничества вузов и педагогической общественности. Вне всякого сомнения, основы такого сотрудничества должны быть заложены еще на уровне дошкольного и школьного образования.
Невозможно обойти вниманием еще один фундаментальный вопрос, который затрагивает проблемы безопасности нашей страны, каждого из нас и ключ для решения которого может дать продуманное образование с привлечением сил всей педагогической общественности. Это проблема национализма, шовинизма, истоки которых профессор Гершунский некогда обоснованно увидел в ментальном инстинкте людей и народов. На первый взгляд корни ментального инстинкта следует искать в политике. На самом же деле политика использует эти кажущиеся противоречия не всегда в интересах народов. Если исходить из исторического опыта взаимодействия различных культур и принципов гуманизма, то, казалось бы, очевидно, что следует понять иной мир ощущений, иную ментальность, а не грубо их подавлять. Силовые методы применительно к явлениям духовного порядка успеха принести не могут. Ни одна империя в свое время не выдержала бесконечных расходов и огромных усилий, направленных на поддержание обреченного на распад социального равновесия. Выход из такой ситуации заключается в целенаправленном формировании системой образования, педагогической общественностью у учащихся и студентов терпимости, сочувствия, доброжелательности, уважения к ценностям как своего, так и других народов. В этой связи следует пересмотреть содержание преподаваемых курсов социально-гуманитарных дисциплин, в том числе курса культурологии, сделать их более концептуальными и информационно емкими, а самое главное, более смело сотрудничать и пропагандировать культурологические программы ЮНЕСКО. Для нашей многонациональной страны, для ее единства и будущего это имеет жизненно важное стратегическое значение. Конечно, выход не только в духовности, но разностороннее образование служит той базой, на которой может действительно развиваться утонченная человеческая культура. Стержневой момент тут – культура взаимоотношений между людьми, гуманизм в самом широком смысле этого слова. Образовательная деятельность, продолжающаяся в течение всей жизни, социальная деятельность, ее цели, способы, организация, ожидаемый результат определяются историческими особенностями общества, а содержание образования и изменение его, свойственное каждой эпохе, – результат доминирующих в обществе проблем.
В условиях, когда меняется социально-культурная среда человека и его образ жизни, большое значение имеет эффективность образования. Необходимо учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменить, как учиться и переучиваться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Главная цель образования в наше время – не только передавать ценности прошлого и воплощать завоевания настоящего, но и подготовить человека к плодотворному восприятию будущего. Как известно, в зависимости от специфики понимания кардинальных вопросов человеческого бытия возможны различные философии образования и соответственно различные концепции подготовки будущего специалиста. Выбор соответствующей концепции образования зависит от интеллектуального климата эпохи, доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства и многообразия духовных потребностей общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих факторов, поэтому неизбежно возникает проблема выбора, определения приоритетов и выявления общих стратегий, методологии образования, многочисленных частных методологических вопросов преподавания отдельных дисциплин. В этом смысле разработка целостной концепции образования, с одной стороны, предстает как комплексная научная проблема, с другой – как проблема, требующая привлечения для ее решения широкой общественности.
Образование и общество неотделимы, любая сколь-либо серьезная проблема общества сказывается на состоянии образования, а серьезная проблема образования как всегда оказывает все то же воздействие на решение проблем общества.
Тамара КОСТИНА, ректор Московского государственного института делового администрирования
Комментарии