search
main
0

Профессия – это жизнь. Alma mater самарских врачей

«Самарский государственный медицинский университет» – эти слова для меня звучат не просто как наименование вуза, это гордое звание признанного в стране высшего учебного заведения, за которым стоит богатейшая история. Это люди – истинные творцы истории, создавшие и приумножающие славу СамГМУ, наконец, это действительно та колыбель, наша almа mаtег, из которой вышли многие поколения самарских врачей. Из одного медицинского факультета, каким он появился в 1919 году, вырос многофакультетный университетский комплекс с разветвленной структурой и сплоченным коллективом сотрудников и студентов.

Гордое званиеСегодня университет имеет стабильное общественное и государственное признание: СамГМУ неоднократно становился лауреатом конкурса «Европейское качество» в номинациях «Сто лучших вузов России», «Лучший вуз Приволжского федерального округа». В 2007 и 2012 годах наш вуз становился лауреатом Международной премии «Профессия – жизнь» в области медицины, индустрии здоровья и сохранения среды обитания человека в номинации «Медицинское учебное заведение года». С 2009 года ежегодно подтверждает Международный сертификат качества.Развивая лучшие традиции отечественной медицины, выдающиеся основатели самарских научно-педагогических школ очень многое сделали для неуклонного развития российского здравоохранения, медицинской науки и педагогики в целом. А их достойные ученики и творческие последователи, продолжатели мыслей и дел учителей, сами уже ставшие маститыми и умудренными опытом учеными, по-прежнему – и с юношеским энтузиазмом, и со зрелой взвешенностью суждений и поступков – способствуют дальнейшему поступательному росту авторитета Самарского государственного медицинского университета!СамГМУ сегодняОфициальной датой основания будущего медицинского университета считается 1 января 1919 года, когда состоялось торжественное публичное собрание вновь образованного Совета Самарского университета и был избран первый декан медицинского факультета профессор В.В.Гориневский.Сегодня СамГМУ – это современная многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов с высшим медицинским, фармацевтическим, экономическим и гуманитарным образованием. Эта налаженная система, начинаясь еще со школьной скамьи (довузовский блок), продолжается через вуз (додипломное образование) и органично восходит к непрерывному последипломному развитию. Ведь медицинский работник, если он на деле называется таковым, должен учиться и совершенствовать свое мастерство всю жизнь, быть по-настоящему конкурентоспособным!Ежегодно в университете обучаются более 6200 студентов, в его структуре 10 факультетов и 79 кафедр, собственные клиники, 3 образовательных института: стоматологический, сестринского образования, последипломного образования, 6 НИИ. Университет реализует подготовку по следующим специальностям высшего профессионального образования: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, высшее сестринское образование, клиническая психология, социальная работа, экономика и управление в здравоохранении. Стоматологический институт, созданный впервые в России как модель элитного стоматологического образования, находит своих студентов наряду со стоматологическим факультетом. Институт сестринского образования (ИСО), ведущий многоуровневую подготовку специалистов со средним и высшим сестринским образованием, работает в тесном сотрудничестве с Самарским медицинским колледжем им. Н.Ляпиной и Самарским областным училищем повышения квалификации специалистов. В настоящее время в ИСО СамГМУ обучаются около 800 студентов из разных городов России, институт осуществляет подготовку в городах Тольятти, Ульяновск, Пенза, Саранск. Институт последипломного образования (ИПО) – основное звено университета, обеспечивающее непрерывное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников, в его составе 17 кафедр и 3 курса. На базе ИПО проходят клиническую интернатуру и ординатуру, первичную подготовку и переподготовку, тематическое усовершенствование более 7000 специалистов ежегодно.Особенность медицинского образования – это прежде всего необходимость обеспечить высокое качество подготовки выпускников в плане практических умений, что позволяют созданный одним из первых в России Центр отработки практических навыков и симуляционный центр. Поистине уникальность и заслуженная гордость нашего вуза – это наличие университетских многопрофильных клиник, на базе которых лечебный, учебный и научный процессы осуществляются в неразрывном единстве и взаимной преемственности. Уже для нескольких поколений врачей, сегодняшних студентов и их преподавателей наличие собственной клинической базы воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В клиниках – 1200-коечной учебной больнице – расположены 16 клинических кафедр, 64 отделения, многие из которых оснащены самым современным оборудованием, на их базе открываются новые специализированные клинические центры, где научные силы университета вносят свой достойный вклад в здравоохранение Поволжского региона и страны в целом. Курс на ведение здорового образа жизни – это направление активно поддерживается в университете, ибо физическая культура у студентов медицинского вуза входит как в общую, так и в профессиональную культуру, врач и сам обязан быть здоровым, делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепление здоровья пациентов.Формирование инноваций в экономике начинается с университетовВ России реализуется кардинальная модернизация сектора генерации знаний. На первый план выходит востребованность вузовской науки в таких сферах, как воспроизводство высокопрофессиональных научно-педагогических кадров, развитие современных наукоемких технологий и производств.Наряду с интеграционными процессами происходит и сложная дифференциация науки, появляются новые направления и специальности. Следуя тренду, университеты должны перестраивать свои образовательные технологии на опережающую подготовку специалистов, создавать научно-образовательные центры, где специалисты смогут на практике осваивать основы и методологии научных исследований, формировать благоприятную среду для развития инновационного бизнеса.В Самарской области сформирован кластер медицинских и фармацевтических технологий. Университет – ядро кластера. Сегодня он объединил не только учебные и научные учреждения региона, инновационные предприятия, но и создал среду, поддерживающую инновации на всех этапах от генерации новых знаний и подготовки кадров до вывода на рынок коммерческих и социально значимых проектов. Инновационный пояс СамГМУ составляют 12 малых предприятий. Именно они становятся первооткрывателями новых продуктов и технологий, так как более гибки и способны быстрее перестраивать свою структуру.Модернизация образовательных технологий и максимальное их приближение к практике – один из главных приоритетов СамГМУ. Отдельно можно отметить проект по разработке технологического комплекса «Виртуальный хирург». Он был отмечен конкурсной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации как успешный проект по взаимодействию вуза и предприятий. В 2013 году планируется запустить мелкосерийное производство 3D-симуляторов, а также увеличить их функциональные возможности. Ведутся и работы по созданию анатомического 3D-атласа. Этот проект необходим для повышения качества образования многих медицинских специализаций.Сотрудники и студенты Самарского государственного медицинского университета имеют возможность участвовать в реальных научно-практических проектах. В 2012 году в СамГМУ создано четыре научно-образовательных центра. Каждый центр – это передовое направление, сформированное на стыке различных медицинских и промышленных технологий.Первый – виртуальные образовательные технологии в медицине. Внедрение этих образовательных технологий в сочетании с работой в клинике может значительно ускорить процесс повышения квалификации хирургов. А студенты, получившие практические навыки при помощи виртуального тренажера, будут быстрее и увереннее переходить к реальным операциям.Второй НОЦ ведет работы по развитию применения аддитивных технологий в медицине.На базе этого центра разрабатываются технологии быстрого прототипирования для создания экзо- и эндопротезов. Эти изделия будут использоваться в медицинской практике травматологами и ортопедами, челюстно-лицевыми хирургами, лор-врачами и физиологами.Третий НОЦ занимается технологиями полимерного бальзамирования. Эта технология включает в себя целый ряд методик изготовления анатомических изделий для научных и учебных целей.Четвертый НОЦ работает над созданием новых материалов для изделий медицинского назначения. Это межвузовский проект. Работы ведутся совместно с Самарским государственным техническим, Самарским аэрокосмическим и другими университетами.На базе производственного технопарка, объединяющего научно-образовательные центры, начинают работать студенческий бизнес-инкубатор и центр студенческого изобретательства.Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор СамГМУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте