Слова Роберта Рождественского о профессии учителя «…Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле!» как нельзя лучше передают ее направленность в будущее. От того, каков современный учитель, во многом зависит, будет ли наше общество высококультурным, гуманистическим, какие люди будут жить в нем, с какими душой и сердцем. Поэтому огромная ответственность лежит перед теми молодыми людьми, которые хотят посвятить свою жизнь детям и школе.
Я студент третьего курса педагогического вуза. Моя будущая профессия – учитель права и истории. Начиная со второго курса я работаю в школе старшим вожатым. Многие мои друзья и знакомые не понимают меня, считая немного сумасшедшим. Они спрашивают меня: «Что ты забыл в этой школе?» По их мнению, существуют гораздо более престижные места работы для моего возраста и с более высоким уровнем материального поощрения.
Преподавание – это одна из основных причин моей работы в школе и обучения в педагогическом вузе. Для меня это понятие всеобъемлющее… Оно включает любовь к детям, любовь к работе, помощь Отечеству и обществу, это возможность дарить людям и сеять «доброе, вечное, ценное». Для меня очень важно находиться в атмосфере школьной жизни, там я чувствую себя реально полезным. То есть, по моему мнению, школа – живой организм. Многих этим и привлекает профессия педагога, работа в режиме on-line, в условиях постоянного поиска, непрерывного творчества и созидания.
Но почему же мы так часто слышим в педагогических кругах перефразированную пословицу: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и плох тот учитель, который не мечтает стать директором школы»? Наверное, дело тут в вечном пути личности (и личности педагога в том числе) вперед и вверх, без которого немыслимы развитие и совершенствование.
А с другой стороны: хотели ли Макаренко и Корчак быть директорами школ? Что ими руководило во время работы на данной должности – власть или моральное удовлетворение? Не знаю. Но, скорее всего, ни то, ни другое. Они хотели изменить устаревшие и ошибочные школьные традиции. Для этого необходимо было взять все в свои руки.
Лично я учусь на учителя, но, поработав им, обязательно хочу стать директором. Это не личные амбиции, не желание власти. Нет. Просто, по моему мнению, это возможность изменить что-то в современной системе образования, которая погрязла в непрекращающихся реформах, забыв о своей воспитательной функции. Таким образом, я хочу быть директором исходя из принципа «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай».
Учитель же, который вечно недоволен системой образования, но свои возмущения оглашает только в закрытом кабинете близким коллегам, который приходит на работу, чтобы просто провести очередной урок, не делает ничего полезного для школы и обучающихся. Если не нравится – скажи об этом вслух, предложи шаги для решения этих проблем. Плывя против течения, достичь чего-либо очень тяжело, гораздо легче и продуктивнее направить это течение в нужное тебе русло.
Возвращаясь к сравнению учителя с солдатом, хочется отметить, что генерал – это тактик и стратег, именно им и должен быть современный директор. Он должен выстроить линии общения с коллегами, с обучающимися, с представителями власти, создать оптимальную для работы и обучения атмосферу в школе, выстроить образовательную систему, собрать управленческую и административную команду, внедрять лучшие современные идеи и технологии. Директор должен быть нравственным и образованным человеком, своеобразным примером для подражания. Его должны уважать, но не бояться. Однако такому уважению надо соответствовать.
Только важно помнить, что до должности директора нужно дорасти, вначале необходимо пройти школу педагога, завуча, и только почувствовав себя готовым для работы на данной должности, принять решение и работать на благо детей, молодежи и в целом российской школы.
Анатолий ЕМЕЛЬЯНОВ, студент исторического факультета Липецкого государственного университета, истфак, старший вожатый средней школы №68
Комментарии