В какой момент человек определяет профессию, которая станет его судьбой? Или, возможно, не человек выбирает профессию, а в какой-то степени она выбирает человека? Ведь та или иная область деятельности сначала вызывает просто интерес, движет к себе, проникает в сознание, становится точкой интереса, из которой начинает развиваться дальнейшая траектория движения к профессии.
В школе ученик может попробовать себя в разных направлениях и выбрать ту область, которая кажется ему наиболее перспективной и интересной для освоения. Именно исходя из этого выбираются предметы, которые будут сдаваться в качестве выпускных, а после этого и будущий вуз. И не факт, что ученик обязательно пойдет по выбранному пути. С течением жизни его приоритеты могут меняться, он будет пробовать что-то новое и открывать для себя другие сферы, это вполне разумно, ведь человек всегда находится в поисках себя и своего места в этом мире.
Но что, если особый интерес к определенной профессиональной сфере выбран задолго до выпуска из школы? Для многих современных учеников, смотрящих на свои перспективы гораздо раньше сверстников, существуют образовательные вертикали – проекты, которые позволяет углубленно изучать предметы из различных областей, включая естественные науки, лингвистику и спортивную деятельность.
Сейчас школы активно входят в проекты вертикалей, а это значит, что ученики уже могут осваивать выбранные области на углубленном уровне и при практико-ориентированном подходе.
Среди таких вертикалей одна из самых молодых, но перспективных – «Новый педагогический класс». Ее особенность заключается в том, что уже начиная с десятого класса ученики московских школ, которым интересна педагогическая и воспитательная деятельность, могут получать образование, построенное на взаимодействии с младшими школьниками, участии в тренингах, мастер-классах и практических занятиях, обучении общению с людьми разного возраста, умению доступно объяснять материал, в игровой форме искать ответы на актуальные вопросы о мире и изучать его особенности.
После перехода к новому федеральному образовательному стандарту возник постулат «Ученик учится учиться», но педагогический класс идет дальше и развивает эту концепцию до «Ученик учится учить ученика», что раскрывает и масштабирует пользу как от самого обучения, так и от возможности ученикам разных классов моделировать урочную систему, проводить фрагменты школьных занятий и, по сути, с ранних лет тренироваться быть учителями.
Работая с новым поколением, педагоги формируют в будущих учителях те качества, которыми обладают сами, включая профессиональные навыки, тонкости и особенности организации работы, они учат ребят премудростям педагогического мастерства.
Получается преемственность нового образца, ведь одно дело – говорить о старом и новом поколениях в целом, а другое – о новом поколении учителей. Развитое и выраженное чувство ответственности, умение работать с людьми, с ранних лет понимать психологию человека, поведенческие особенности и владение воспитательными навыками позволяют уже сейчас начать формирование будущего педагогики.
Еще одним несомненным плюсом такого подхода является то, что класс является педагогическим, но это не значит, что выпускник должен будет обязательно стать учителем или преподавателем, в мире, к которому школа готовит детей, найдется масса профессий, для которых педагогика и психология являются ключевыми или крайне полезными. Умение общаться с людьми, взаимодействовать с ними, грамотно выстраивать социальную логистику и принимать в том числе управленческие решения – качества, которые будут полезны любому человеку, а когда они формируются со школьного возраста, их развитие и отдача возрастают многократно.
Внешний мир приготовил для каждого ученика что-то свое, и чем больше ученики готовы к встрече с ним, тем больше возможностей он откроет. Москва продолжает стремительный рост и внедрение новых проектов, которые готовят учеников к жизни в мегаполисе. Педагогический класс – одна из самых перспективных, полезных и смелых инициатив, высоко поднимающая планку качества образования и дающая ученикам огромный простор для развития и самореализации, а городу – молодое поколение педагогов, в которое будет вложено все лучшее, что есть в нынешних учителях, и масштабированное до новых граней и высот.
Ярослав ЖУКОВ, директор Школы имени Ф.М.Достоевского
Комментарии