Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Эти строки поэта Роберта Рождественского, умевшего говорить возвышенно о простых вещах, относятся к одной из самых массовых профессий, не самых престижных в наши дни. Но в многочисленных рядах наших коллег немало людей, которые именно так понимают свое призвание – как высокое, почетное и необходимое новому поколению, которое они растят.
Михаил Кузнецов, еще учась в черкесской школе №10, сказал себе: «Вырасту – буду учить детей». Он понял, что должен стать учителем. Хорошо успевал по всем предметам, увлекался биологией, но его любимыми занятиями были физкультура, спорт, легкая атлетика. Участвовал в спортивных соревнованиях, где защищал честь школы, города, района, занимал призовые места. В одиннадцатом классе созрело решение: он поступил в Черкасский педагогический университет на факультет физической культуры и спорта. После окончания учебы добился распределения в родную школу, в которой и начал работать учителем физкультуры 1 сентября 2013 года.
А ведь эта учительская специальность у нас долгое время была не в чести, как и дисциплина, которой учат детей. В расписании уроков физкультура стоит на последнем месте, а значит, легче пропустить урок, да и экзаменов по физкультуре не бывает. Сегодня много детей с ослабленным здоровьем, больше, чем это было в прошлом, и многие родители, считая этот предмет необязательным, просят освободить их чадо от физических нагрузок. К сожалению, и сама школа мало способствует сбережению здоровья, дети часами сидят за партами без движения. В некоторых школах заводят такие порядки, чтобы ребята на переменах не бегали и «вели себя прилично».
Михаил Александрович убежден, что такое отношение к здоровью детей неприемлемо. Он поставил дело так, чтобы и ученики, и родители серьезно относились к урокам физкультуры, которые необходимы для становления личности в не меньшей степени, чем овладение знаниями. Теперь в школе №10 родители приходят не только к учителям математики, физики, литературы, но и к Кузнецову – поговорить, посоветоваться, услышать добрые слова о своем ребенке (иных он не скажет). Это редкость и сегодня, ведь учителей физкультуры обычно родители не знают и знать не хотят.
Молодой и энергичный преподаватель, кандидат в мастера спорта, продолжающий участвовать в соревнованиях, в школе №10 сразу пришелся ко двору, увлек ребят за собой. Личный пример важен, считает Михаил Александрович. Сам он многократный победитель Всероссийских соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут», Всероссийского дня бега. В школе с его появлением оживилась спортивная жизнь, и уже в первый год его работы старшеклассники отличились на городских соревнованиях по волейболу, теперь из года в год его воспитанники – непременные участники и победители городских спортивных соревнований. А их наставник Михаил Кузнецов стал лауреатом городского конкурса учителей на лучшую методическую работу «Я заметен».
– Я учитель самого активного школьного предмета – физической культуры. Учитель здоровья! Ко мне на урок бегут дети, да, именно бегут, потому что физкультура – единственный предмет, на котором можно бегать, прыгать, играть весь урок. Мы, учителя, не только даем знания, мы учим детей быть хорошими людьми – честными, добрыми, смелыми. А я как учитель физкультуры даю чуть больше – учу их быть здоровыми, учу, как сохранить и укрепить самое ценное, что у нас есть, – здоровье. Поэтому я люблю свою профессию и в школу каждое утро иду с желанием и с хорошим настроением, – говорит Михаил Кузнецов.
Он убежден, что физическое развитие с детства необходимо любому человеку, кем бы он ни стал, какую бы профессию ни выбрал. Дело не в том, что на уроках физкультуры дети учатся бегать, прыгать, занимаются гимнастикой, укрепляют мышцы, восполняют недостаток движения. Все это необходимо ребенку, но главное – общее развитие, формирование личности, которое немыслимо без гармоничного, всестороннего развития. Вырастая, дети, прошедшие школу физического воспитания, становятся убежденными приверженцами здорового образа жизни. Эта истина известна с древнейших времен, и она нами забыта. В школах древних греков физическая культура, гимнастические упражнения занимали большую часть учебного времени. Система физического воспитания способствовала формированию личности, прививала нравственность, волю, настойчивость, дисциплину, смелость, оптимизм. Аристотель считал, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному развитию, тогда дети вырастут здоровыми, гармонично развитыми.
Уроки физкультуры Михаила Кузнецова изменили отношение детей к учебе. Они привыкли к утренней зарядке, а на занятия в зале или на спортплощадке идут с радостью. Ребята утверждают, что стало интереснее учиться, легче постигать другие предметы, даже математику. Кто бы мог подумать, что увлечение легкой атлетикой поможет подняться в математике с тройки на четверку!
Конечно, дело не только в занятиях легкой атлетикой, но и в личности учителя, сумевшего увлечь детей. Он стремится, чтобы его питомцы стали не только здоровыми и крепкими физически, но и охотно учились, добивались успехов в спорте, в учебе, а потом и в жизни. Михаил Александрович говорит о своей профессии:
– Она дает мне глубокое удовлетворение, уверенность в моем выборе и в завтрашнем дне, в котором будет и мой вклад. Мне нравится учить и учиться. Мое педагогическое кредо: сегодня здоровые дети, завтра – здоровое общество.
Чтобы на уроках всем было интересно, Михаил Александрович старается строить занятия так, чтобы у детей включалась голова – ум, сообразительность. Занятия физкультурой часто принимают игровой характер, в них участвуют все, никто не отсиживается на «скамейке запасных», никто не скучает. К тому же спортивного инвентаря хватает, чем не всегда могут похвалиться иные школы.
Если чего-то недостаточно, Михаил Кузнецов нередко покупает на свои деньги. К примеру, по его мнению, одного мяча мало на пять-шесть ребят. Все с удовольствием придумывают разные варианты игры, им нравится быть соавторами.
А еще Михаил Александрович создает на занятии проблемные ситуации. Как их разрешить? Тут же звучат предложения ребят – они спорят, обсуждают, например, как облегчить или усложнить то или иное упражнение. Вот нужно придумать, как лучше преодолеть барьер. Одни советуют поставить перед ним скамейку, а позади положить мат, другие – дальше начать разбег. Или каким образом забросить мяч в баскетбольное кольцо, если на пути играющего возникла стенка противника?
При этом ученики поддерживают друг друга, помогают, подбадривают: «Пробуй еще, у тебя обязательно получится». Зато сколько радости, восторга, когда отстающий вдруг сумел выполнить задание! Никто не уходит с урока недовольный собой, каждый чего-то достигает.
– Свои занятия я строю так, – рассказывает Михаил Кузнецов, – чтобы каждый ребенок стремился к самооценке, самоанализу и совершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность не только сильных, но и слабых. На моих уроках ребята направляют свои усилия на борьбу с самими собой, на соревнование с самими собой, на познание самих себя.
Дети сдружились с учителем, для многих из них, особенно мальчиков, прежде всего из неполных, трудных семей, он словно добрый и любящий отец. Он и защитник, и поддержка, и советчик, и старший друг. Благодаря ему ребята учатся справляться со своими проблемами, стойко переносить неудачи и даже боль. Был такой случай: один пятиклассник на уроке физкультуры неудачно сыграл и получил небольшую травму – сломал палец. Конечно, ребенок испугался и заплакал. Михаил Александрович тут же схватил его и повез в травмпункт. Мальчику оказали помощь, сделали перевязку, учитель отвез его домой. Родители были взволнованны и поблагодарили Михаила Александровича за его заботливое отношение к их сыну.
Как в каждой школе, среди учеников Михаила Александровича есть дети с ослабленным здоровьем. К ним он относится особенно трепетно и заботливо, подбирает доступные упражнения и посильную нагрузку, не ослабляя внимания и добиваясь прогресса в укреплении здоровья. Никогда не забывает при этом подбодрить, помочь справиться с очередным специальным для каждого упражнением, старается сделать их занятия интересными и комфортными. Для этого у него есть свои методы занятий с такими детьми.
Многие ученики и летом не разлучаются со своим любимым учителем. Кузнецов вместе с другими тренерами организует для них спортивно-оздоровительный лагерь. Ребята три недели проводят среди необычайно красивой природы. Любой художник может восхищаться этими живописными местами. Ребята здесь обустраиваются сами – живут не в уютных домиках, а в походных палатках, которые учатся правильно ставить, чтобы они защищали от дождя и ветра. Они научились разводить костер и готовить еду, да такую, какую дома ни за что не приготовишь. Живут без телефонов, гаджетов – они им не нужны, потому что не заменяют роскошь человеческого общения (выражение Антуана де Сент-Экзюпери). И потому много общаются между собой и со взрослыми и наговориться не могут. Только тут они начинают понимать, что общение для человека – это особое благо, которое ничем не заменить. Но больше всего им запоминаются задушевные беседы у вечернего костра. А еще всевозможные игры, особенно в любимые казаки-разбойники. Бывает всегда так весело, интересно, что обычно уезжать обратно в загазованный и шумный город не хочется.
Этот отдых для многих ребят имеет продолжение, к их неописуемой радости. Это туристический поход к Архызу, опять же вместе с Михаилом Александровичем. Отсюда они уносят с собой незабываемые впечатления от уникальной природы Северного Кавказа, прекрасных видов гор, ущелий, озер, водопадов, бурных рек, вообще от дикой природы. В таких походах ребята становятся ближе друг другу, сплоченнее, отзывчивее, добрее, заботливее. И качества эти часто остаются с ними навсегда.
Не каждый может выдержать трудности такого похода, только самые выносливые и тренированные ребята. Поэтому их подготовка начинается загодя и длится практически весь учебный год. На уроках лазают по канатам, подолгу выполняют трудные упражнения на турнике. И на занятиях по ОБЖ знакомятся с техникой безопасности в походах. Проводят специальные занятия по моделированию сложных ситуаций, возможных в походе. Все вместе обсуждают вероятные неожиданности, сложные моменты, предлагают и рассматривают способы выхода из трудного положения. В общем, к задуманной романтической экспедиции готовятся заранее и физически, и морально, а потому с радостью отправляются в путь во главе с Михаилом Александровичем.
Надежный и опытный вожатый Михаил Кузнецов сам еще в детстве полюбил эти горы и знает их как свои пять пальцев. Во время отпуска с удовольствием занимается альпинизмом. Вот только на Эльбрусе еще не успел побывать, но уверен, что осуществит эту мечту.
Маргарита КУРГАНОВА, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии