Главная на селе?
В Петрозаводском государственном университете готовят учителей. Занимается этим Институт педагогики и психологии. Именно здесь учатся будущие учителя. В студенческом расписании особое место занимает курс «Своеобразие образовательной деятельности сельских образовательных учреждений». Будущим учителям о сельской школе рассказывает Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия. Предмет изучают на предвыпускном-выпускном курсе, когда студенты начинают осознанно думать, где же им работать учителем. В этом году эссе «Мои представления о проблемах сельской школы» – первое, по сути, диагностическое задание. О чем же думают будущие учителя, делая свой выбор в пользу городской или негородской школы? Видят ли проблемы сельских школ и не боятся ли их? Героями «Студсовета» стали студентки четвертого курса, будущие учителя начальной школы из Карелии.
Дарья НОЧОВНАЯ: Центр социальной жизни
Благодаря акции «Онежский десант» я побывала в сельских школах и в полной мере получила представление о разнообразии и особенностях школьной жизни в целом.
Сельская школа занимает особое положение в структуре села – это гораздо больше, чем просто школа. Школа – явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села или сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранении принципа социального равенства сельского социума.
Несмотря на такое огромное влияние школы на село, она встречается с рядом проблем. Основная – это закрытие школ из-за малочисленности учеников. Для сельской местности этот процесс происходит особенно болезненно, ведь по факту это означает вымирание населенного пункта.
Для сельского жителя школа – центр социальной жизни, на базе некоторых школ основывают Дома культуры, детские сады, порой больницы, именно поэтому многие жители борются с властью до последнего.
Вторая проблема – дороги и оснащенность автобусов. Дети тратят несколько часов, чтобы добраться от дома до школы, и качество дороги в данном случае имеет важное значение, некоторые автобусы могут ломаться в середине пути, и если это случается зимой, то ситуация становится ужасной.
Третья проблема – соответствие школы современному федеральному стандарту. Вопрос затрагивает кадры, техническое оснащение школы и ее работу в целом. Большинство негородских школ хорошо оснащены технически, но при этом существует проблема с организацией внеурочной работы с детьми. Некоторые школы не могут выстроить эту работу, поскольку детям необходимо ехать домой на автобусе и помогать родителям вести домашнее хозяйство.
Побывав в нескольких школах Лоухского района, я наглядно видела разницу между двумя школами – в поселке Пяозеро и поселке Совпорог.
В поселке Пяозеро все ученики жили в непосредственной близости от школы, и вечерами она была полна жизни: различные кружки для школьников и взрослых, общешкольные мероприятия досугового и воспитательного характера.
В поселке Совпорог дело обстояло иначе. Учеников сразу после уроков развозили по другим поселкам, и учителя не могли организовать школьников для внеурочной работы.
Интересное явление представляют собой малочисленные школы, где учеников разных классов объединяют вместе и обучают параллельно. Пока что мне сложно представить специфику работы учителя в данном классе, но мне довелось видеть сплоченность учеников школы, где все помогали друг другу, а игры на переменах не разграничивали детей по возрасту. Думаю, такие межвозрастные отношения прекрасно влияют на детей: старшим прививается ответственность, а младшие быстрее социализируются.
Несмотря на все вышеперечисленные трудности, с которыми сталкивается сельская школа, она является отличным примером для городских школ. Обучение, воспитание и социализация осуществляются здесь неразрывно и более гармонично. У учеников больше возможностей знакомства с окружающим миром и национальными особенностями края, более тесная связь со старшим поколением. Учитель здесь обладает большей свободой действий в организации учебного процесса.
В некоторых школах жизнь после уроков не заканчивается, а только набирает обороты. Коллективы здесь настолько самодостаточные, что объединяют в себе жизнь всей деревни, иные за короткое время уроков наполняют детей невероятным социальным опытом, что порой невозможно в городских школах.
Сельская школа – это настоящая жизнь, а городские школы стали слишком формальными и стремятся лишь выполнить учебный план в соответствии со стандартом. Для меня сельская школа ассоциируется с выражением «тише едешь – дальше будешь».
Валерия НИКИФОРОВА: Представить детали
О проблемах образования в сельской местности я никогда не задумывалась. Безусловно, догадывалась о них, но некоторые детали даже не представляла себе.
Я сама была в школе Кондопожского района с акцией «Онежский десант». Некоторые школы располагались в деревянных зданиях, имели проблемы с отоплением и горячей водой. Другие, наоборот, были поновее, и у них были и горячая вода, и отопление. Но классы в каждой из посещенных мной школ были стандартными, хотя могло обучаться разное количество детей. Некоторые школы почти не имели технического оборудования, не во всех кабинетах были компьютеры, а интерактивных досок в принципе не было. Зато другие школы были оснащены техническим оборудованием полностью. Компьютер на каждого ребенка, несколько интерактивных досок.
Мне понравилось приезжать в сельские школы и проводить мастер-классы. Детки очень радовались, потому что для них это что-то новое и интересное. Обычно, когда мы проводили мастер-классы, несколько классов объединялись. Разница в возрасте могла быть в несколько лет. Лично я проводила мастер-классы и уроки с детьми начальной школы. Каждый ребенок был заинтересован! Я сама думаю о том, чтобы поехать работать в негородскую школу.
Айно КУЗЬМИНА: Незаменимая школа
Школу нельзя заменить деятельностью других общественных институтов. Так, сельские школы являются центром села. Чаще всего такие школы не только выполняют образовательную функцию, но и поддерживают социокультурную жизнь людей. И когда школу закрывают, умирает и само село.
У сельской школы есть свои особенности. Одна из них – небольшое количество учеников. Эта особенность рассматривается как в положительном, так и в отрицательном ключе. Некоторые учителя отмечают удобство преподавания в небольших классах, возможность найти к детям особый подход. Но проблема с нормативно-правовым финансированием и бюджетом – это следствие малого числа учеников.
Из-за скудности бюджета актуальна проблема сокращения ставок социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей продленного дня.
Проблема дефицита кадров, их оттока, недостатка квалификации педагогов – это то, с чем сталкиваются в сельской школе. Это было заметно и в моей школе, когда многим учителям приходилось преподавать предметы не по специальности, так как некому было их заменить.
Существует и проблема организации внеклассной деятельности. Трудно организовать занятия по вязанию, танцам, пению, если нет специально обученного человека, который сможет передать знания детям. Необходимо приспосабливать все это под реалии сельских школ, а также привлекать новых людей для работы в школе.
Нередко школьникам приходится добираться, например, в областную школу. Организовать это непросто. В негородских школах отсутствуют гаражи для автобусов, не хватает механиков и водителей, высокая стоимость содержания транспорта. Дорога до школы и обратно для детей серьезное каждодневное испытание, после которого нужно и уроки сделать, и дома помочь.
Плюсом же является возможность трудового воспитания, работы на пришкольных участках, наблюдения за живой природой. Если в городских школах необходимо проделать некоторый путь, чтобы посетить парк или покататься на лыжах, то, например, в нашей школе достаточно было выйти за забор. В сельской школе учитель лучше знает о проблемах учеников и в случае чего может помочь ребенку.
Многие сельские учителя умеют и хотят работать, развиваться, делать школу лучше. Но очень важной является поддержка государства.
Елена ПИМЕНОВА: За рамками обычных дискуссий
Само понятие «сельская школа» говорит нам о том, что такие школы имеют ряд особенностей – расположение (удаленность и природное окружение), экономические условия (состояние местного производства), численность учащихся, культурно-историческое наследие, – которые носят амбивалентный характер. Процесс обучения выстраивается иным способом, нежели в городских школах, в какой-то степени качественнее и, соответственно, продуктивнее. Некоторые особенности негородских школ имеют отрицательный оттенок, из-за чего возникают соответствующие проблемы, связанные с образованием в сельской местности. Проблемные вопросы сельских школ волнуют общественность, потому что они связаны с будущим села и могут привести к необратимым процессам, которые коснутся разных сфер жизни общества, вплоть до здоровья самих учащихся.
Изучая материалы СМИ, мне удалось выделить основные вопросы, которые были подняты на обсуждение и которые, по моему мнению, являются первостепенными для образования в сельской местности.
, отсутствие общей нормативно-правовой базы, касающейся сельских школ, является одной из ведущих причин возникновения проблем образования на селе. Появление такого документа, в котором будет дано само понятие «сельская образовательная организация», определены основные особенности таких учреждений, функции, критерии и т. п., могло бы значительно улучшить образовательную ситуацию в негородской местности. В свою очередь процесс реструктуризации, который является следующей проблемой для сельских малочисленных школ, будет осуществляться более рационально. Благодаря учету специфики сельских школ, уникальности воспитательной системы и других компонентов содержания данного понятия появится возможность пересмотреть систему финансирования и тем самым рационализировать процесс реорганизации сельских малочисленных школ.
В настоящее время данный процесс приводит к разрушающим последствиям, начиная с трудностей по транспортировке детей в ближайшие районные школы и заканчивая вымиранием инфраструктуры населенного пункта.
Еще одной из наиболее важных проблем образования в сельской местности является невозможность вписаться сельской школе в условия современного федерального государственного образовательного стандарта, который не учитывает специфику образовательного процесса в СОО, а значит, не выполняет свои функции и не приводит к достижению поставленных образовательных целей.
Все эти вопросы и проблемы уже давно вышли за рамки педагогических дискуссий и касаются всего общества в целом. Важно стремиться к сохранению сельских школ, их особенностей. Такая школа играет огромную роль в подготовке будущих кадров, а значит, и в создании возможности дальнейшей реорганизации села, способствующей улучшению экономической ситуации в нем. Только при условии наличия школы в сельской местности будет возможно существование населенного пункта и, как следствие, агрокультурного комплекса. Существует острая необходимость смены направления политики власти в первую очередь в сельскохозяйственной сфере, которая будет направлена на поддержание местного производства, что обеспечит приток населения в сельскую местность. Такой путь, на мой взгляд, приведет к тому, что вопрос о закрытии сельских образовательных организаций сойдет на нет.
Арина МАКАРОВА: Долой стереотипы!
Я сама училась в сельской школе и теперь всей душой болею за своих учителей, село и то, сохранится ли наша небольшая школа.
Самая серьезная проблема для негородского образования сегодня – это процесс реструктуризации сельских школ. Идет тотальная ликвидация малочисленных сельских школ Карелии. Появляется одна основная школа, в которую привозят школьников из других районов. Это становится причиной многих проблем: со школьным автобусом, который может сломаться в дороге; дорогой в принципе – иногда время, проведенное в дороге, занимает час, а впереди обратная дорога и домашние задания… Все это сказывается на физическом и эмоциональном состоянии школьников.
Власть не пытается отремонтировать дороги или купить более комфортные автобусы для решения этой проблемы. Местным жителям предлагают для детей другие образовательные организации, где школьники жили бы в условиях интерната. Я категорически против такого варианта. В моей жизни много примеров того, как детей устраивали в образовательные организации интернатного типа, но ничего, кроме страдания, дети и взрослые не получили…
Могу привести пример из собственной жизни. В мою школу в поселке Чална тоже приезжали ребята из разных поселений. И я со школьных времен помню проблемы с транспортом, особенно в морозный зимний период. Многие из школьников в такие дни не могли добраться до школы, а следовательно, пропускали весь день.
Вторая проблема – это кадры. При закрытии школы учителей либо переводят с учащимися в основную школу, либо им приходится искать другое место работы, либо они остаются без работы. Молодые учителя не хотят работать в сельской школе, потому что это непрестижно. В большинстве случаев молодые специалисты едут в сельскую школу, поскольку государство дает им небольшое преимущество, либо возвращаются те, кто учился в этой школе и предан малой родине. В сельской школе трудятся в основном учителя-пенсионеры. Я не говорю, что это плохо. Но, учась уже в старших классах, я почувствовала, что в школе наблюдается острая нехватка молодых специалистов.
Исчезновение, формальное закрытие сельских школ – это еще один серьезный риск для все участников образовательного процесса. Наша школа не закрывалась, нет, но у нас закрылся фельдшерский пункт. Это сильно ударило по жителям поселка.
Конечно, не раз мне приходилось сталкиваться со стереотипом о том, что сельское образование хуже городского. Всегда спорила с этим. И буду спорить!
Кристина МИЩЕНКО: Сочетание традиций и инноваций
Я выпускница городской школы и раньше не задумывалась о том, что между сельскими и городскими школами могут быть какие-то отличия. Только став студенткой педагогического института, увидела, какие особенности и трудности встречаются в сельских образовательных учреждениях.
К сожалению, есть проблемы, с которыми сталкиваются сельские школы. Это недостаточное финансирование, тотальная ликвидация малочисленных сельских школ. С закрытием сельских школ в местах проживания могут оказаться закрытыми и детский сад, и учреждения здравоохранения.
Сельская школа – хранитель традиций, здесь берегут родные языки, выпускники не боятся физического труда, именно в сельской школе осуществляется индивидуальное образование в полной мере. Самая главная особенность сельской школы заключается в том, что в ней происходит сочетание инноваций и традиций. При этом сельские школы сильно изменились: произошла их информатизация, ученики стали уверенными пользователями социальных сетей, рассматривается вопрос о дистанционном обучении…
На мой взгляд, сельские школы нуждаются в молодых кадрах. Наверное, поэтому важно улучшать жизнь родных мест, чтобы образованные жители и выпускники сельских школ возвращались домой.
Милена ПРАНКАТЬЕВА: Школа как семья
Когда я думаю о сельской школе, я представляю, что это дружная семья – дети, родители, учителя. Все друг друга знают в лицо, поддерживают, вместе проводят традиционные праздники, вместе строят планы на будущее. Думаю, роль учителей в этой семье особая, ведь нередко их называют вторыми мамами и папами.
В селе, где все хорошо знают друг друга, именно учитель несет ответственность за судьбу ребенка. Через педагога проходят целые поколения. Мне кажется, очень важно увидеть в каждом индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям. Я никогда не была на уроках в сельской школе, но мне кажется, что процесс обучения происходит примерно так, как я представляю.
Наверное, сельский учитель должен хорошо знать особенности района, где он работает, его традиции, историю, достопримечательности, природу. Он должен прививать любовь к Родине, труду, традициям, знакомить детей с историей родного края. Учитель помогает ученику определиться с выбором профессии и старается заинтересовать его, чтобы он вернулся обратно в свое село. Если на селе не будет молодежи, то не будет детей и не будет школы, а значит, село умрет.
Несмотря на то что в сельском классе учащихся гораздо меньше, чем в городской школе, образование там не отстает от городского, это доказывают результаты различных олимпиад, экзаменов и проверок.
Я думаю, это действительно призвание, предназначение к важному делу воспитания детей, лишенных многих благ, которые имеют дети городские. Огромная ответственность за то, чтобы ни один ребенок не чувствовал ущемленность, обделенность в чем-либо, чтобы дети могли легко устроить в будущем свою жизнь и не отличаться в уровне образованности и воспитанности от любого другого своего ровесника. Именно они отстроят, украсят свой поселок, вдохнут в него новую жизнь. И, возможно, тогда и исчезнет такое понятие, как сельский учитель, а будет просто учитель!
Комментарии