15 октября 2008 года стартовал конкурс «Учитель года Москвы-2009». Его старту предшествовала большая подготовительная работа в округах и Московском институте открытого образования.
Центр педагогических конкурсов и управления проектами провел семинар, подготовил электронное методическое пособие в помощь организаторам и участникам конкурса. В нем представлены материалы и даны некоторые советы и рекомендации о том, как лучше подготовиться к участию в конкурсах, как выделить в своем опыте то главное, что можно предъявить, как распределить драгоценное время, не теряя его, избежать ошибок, чтобы быстрее приблизиться к желаемому результату. Это пособие ценно еще и потому, что авторы и разработчики сами или участники конкурса прошлых лет, или опытные методисты. Все материалы были опубликованы в разное время в издаваемых нами ранее сборниках «Учитель года», а также в «УГ-Москва».
Интерес к конкурсу со стороны педагогов высокий. Для участников он становится своеобразным ускорителем профессиональной зрелости, ведь в этом случае быстрее приходит понимание своей значимости, уверенности, для очень многих конкурс как жизненный рубеж, после которого все складывается по-другому, более успешно, меняется отношение даже к самому себе. Об этом интересе красноречиво говорят цифры: как правило, в конкурсном движении принимают участие более 4 тысяч специалистов образования разных направлений деятельности и ежегодно цифры увеличиваются. Такой интерес к конкурсу понятен. Он помогает заявить о себе, поближе увидеть опыт коллег, серьезно расширить свой кругозор, взглянуть на себя со стороны, убедиться в правильности своего профессионального пути, наметить планы на будущее.
Организаторы стараются привнести в конкурс новое, ранее мало известное, интересное. Конкурсантам уделяют большое внимание: им помогают осмыслить, проанализировать свой опыт, предъявить его сообществу, получить одобрение или рекомендации. Все эти моменты имеют для педагога большое значение. К тому же многие приходят в конкурс со своими проектами, маленькими и большими.
В округах еще в сентябре прошли первые встречи будущих конкурсантов с руководителями, победителями и лауреатами конкурса прошлых лет. Эти встречи можно назвать передачей эстафеты от уже более опытных мастеров к тем, кто свои силы хотел бы испытать.
Кроме конкурса «Учитель года Москвы» в Москве проводится до восьми других педагогических конкурсов. В настоящее время организаторы готовят к старту конкурсы:
«Воспитатель года Москвы» (педагоги дошкольных образовательных учреждений);
«Сердце, отданное детям» (педагоги коррекционных образовательных учреждений);
«Педагог-внешкольник города Москвы» (педагоги учреждений дополнительного образования);
«Первые шаги» (воспитатели групп раннего возраста);
«Педагог-психолог»;
«Самый классный классный» (классные руководители);
«Педагогический дебют» (студенты старших курсов педагогических вузов);
«Творческий конкурс учителей математики».
У каждого конкурса свой оргкомитет и, конечно же, свое профессиональное жюри. Такое авторитетное представительство и обеспечивает успешность его проведения.
Обычно педагогические конкурсы завершаются (финалы) в феврале-марте. Именно эти два месяца в учебном году можно смело назвать фестивалем педагогического мастерства. В это время можно увидеть большое разнообразие уроков, занятий, «круглых столов», конференций, мастер-классов, встреч, потому что к этому времени в числе финалистов остались самые яркие, самые талантливые, самые смелые мастера, которые удержались, пройдя трудный путь от начала до финала. Они победили, они успешны.
Естественно, напрашивается вопрос: а кто же это все организовал?
Организаторы конкурсов – специалисты Департамента образования и Московского института открытого образования, окружных управлений образования и методических служб, сотрудники московских городских педагогических вузов, учителя года Москвы и России прошлых лет.
В структуре окружных научно-методических центров округов есть специалисты, ответственные за организацию и проведение конкурсов. Это, как правило, опытные методисты, в большинстве случаев сами в прошлом участники конкурсов, хорошо знающие школы округа, учителей, специфику работы всех своих школ. Многих участников они готовят к конкурсу не один год. В этом смысле звездой конкурса можно по праву назвать руководителя Центрального окружного научно-методического центра, отличного учителя и лауреата конкурса «Учитель года Москвы» Марианну Лебедеву. Это она подготовила победителей конкурса «Учитель года России», которые с блеском защитили честь Москвы на этом важном профессиональном конкурсе, – учителя математики Центра образования №2030 Анну Мехед и учителя музыки школы №1060 Михаила Стародубцева. На самом последнем конкурсном этапе она вместе с другим учителем года – проректором МГППУ Андреем Милехиным – оказывала конкурсантам интеллектуальную и моральную поддержку.
Методисты – это люди, которых можно назвать собирателями талантов, открывателями новых фамилий, идей, они находят и продвигают, поддерживают и отслеживают каждый шаг участника. Их функционал трудно вписать в какие-либо рамки, настолько он велик, многообразен и не ограничивается только служебными обязанностями. Зачастую им приходится включаться и помогать конкурсантам и в жизненных ситуациях.
Многие из них работают в конкурсе несколько лет. Например, с первого дня московского конкурса «Учитель года» 1991 года и до настоящего времени в научно-методическом центре Северного окружного управления образования работает заслуженный учитель РФ, заместитель директора НМЦ Валентина Петрякова. Это она организует замечательные мастер-классы, «педагогические гостиные» для молодых, где без ее внимания не остается ни один учитель. По нескольку лет успешно работают в учебных округах организаторами конкурса «Учитель года Москвы» Н.Босарева (ЮЗАО), Г.Струкова (ЮВАО), О.Ходаев (Зеленоград), Е.Юдина (ЮАО), О.Анисимова (ВАО), Т.Чупахина (СВАО). С интересом включились в работу в этом году Н.Бакулина (ЦАО) и Е.Светлова (СЗАО), О.Козырева (ЗАО). Их работа не публична, но их стиль, их почерк, их действия и совет конкурсанты чувствуют всегда. Эти люди «живут» в конкурсе, а если иначе – то просто не получится ничего.
Несмотря на то что конкурс проводится 18 лет, новые проблемы возникают на каждом шагу, и не только в организационном плане, но часто и в содержательном, что значительно важнее. Высокую планку требований к содержательной составляющей мы получаем довольно часто от конкурсантов, что свидетельствует об их хорошем, прочном профессиональном уровне. Это только радует. Так что работать есть над чем.
Участников конкурса, заинтересованных в публикациях своих материалов, приглашаем к участию в сборнике, который готовится к выпуску в Московском институте открытого образования.
Желаем и ждем результатов и новых побед.
Любовь Савинкова, директор Центра педагогических конкурсов и управления проектами МИОО, заслуженный учитель РФ
Комментарии