search
main
0

Профессионалы и дилетанты. Почему снижается уровень знаний

Анализ вступительных экзаменов последних лет в Ульяновский государственный педагогический университет позволяет сделать неутешительный вывод о постоянном снижении уровня теоретических знаний и практических навыков по таким основополагающим предметам, как русский язык, литература, математика, физика, химия.

Нужно реально смотреть на вещи: в нынешнем положении, когда образование испытывает дефицит денежных средств, вряд ли можно кардинально изменить положение дел в лучшую сторону. В этом случае очень важно грамотно распорядиться имеющимися финансами, направив их прежде всего на то, чтобы сохранить в образовании самое важное, доказавшее временем право на жизнь. Многие помнят о реформе середины 80-х годов прошлого столетия, когда, в частности, вводилось обучение детей с шестилетнего возраста, для чего в школах организовывались «спальные места» для малышей. И снова это пытаются реанимировать, введя так называемую «подготовку» к школе с 5-6 лет. Но реально ли это сделать в условиях, когда резко сократилось и продолжает сокращаться число не только дошкольных, но и школьных учреждений, особенно в сельской местности?

Другая больная проблема школы – учебники. По одному и тому же предмету их издано такое количество, что школьные учителя просто «утонули», не зная, чему отдать предпочтение. И в этом случае не стоит искать «новых подходов»: доверьте написание учебников исключительно педагогам-практикам, проведите независимую экспертизу, после нее – пробное издание с последующими отзывами учителей, и только потом должна следовать рекомендация к массовому тиражированию и использованию в школе.

Уже на протяжении нескольких лет не смолкают жаркие споры вокруг единого государственного экзамена (ЕГЭ) как новой формы итоговой аттестации школьников и поступления в высшие учебные заведения, насильно навязываемой сейчас некоторыми заинтересованными лицами. Мне представляется более рациональным и эффективным другой вариант, основанный на отмене экзаменов в школе. За много лет учебы учителя практически ежедневно на уроках осуществляют текущий контроль знаний учеников, проводят контрольные и зачетные уроки – они прекрасно знают, на что способен их воспитанник, и поэтому могут без экзаменов, по текущей успеваемости, выставить итоговые оценки по предмету. Это поможет ученикам избежать стрессовой ситуации в ходе выпускного экзамена и сосредоточить свои усилия на подготовке к поступлению в вуз. К тому же, чего греха таить, выпускные школьные экзамены в последнее время превратились в чистую формальность. Не тайна и то, что очень часто, несмотря на сверхзасекреченность заданий ЕГЭ, многие умудряются их достать и заранее выполнить.

Идеологи единого государственного экзамена также утверждают, что его введение будет способствовать победе над коррупцией при поступлении в вуз. Но, во-первых, борьбой с коррупцией должны заниматься соответствующие органы. Во-вторых, со всей ответственностью могу заявить, что наличие или отсутствие коррупции при приеме в вуз зависит только от одного человека – ректора конкретного вуза. Если он имеет волю, является действительно ректором, настоящим руководителем своего вуза, ни о какой коррупции речи не может быть. Считаю, что эффективно противодействовать коррупции при приеме можно следующим образом: все вступительные экзамены сделать письменными, т.е. максимально прозрачными и объективными, назначение экзаменаторов на любой из экзаменов и выдача экзаменационных материалов методом случайных чисел должны осуществляться только в день его проведения. Вся информация о составе предметных комиссий и предлагаемых экзаменационных материалах находится исключительно в компетенции председателя приемной комиссии вуза, т.е. ректора. Для большей объективности наряду с экзаменаторами – преподавателями вуза можно привлекать к работе на вступительных экзаменах наиболее авторитетных учителей школ региона. У нас в вузе накоплен огромный опыт в этом направлении, и за многие годы ни разу не было ни одного «сбоя». В-третьих, при введении ЕГЭ вообще теряется смысл профориентационной работы, которую ведет вуз, находя своего будущего студента еще на школьной скамье.

озвращаясь снова к больной теме – коррупции в вузах, замечу, что ее всплеск приходится как раз на то время, когда в государственных вузах стало появляться платное обучение. Как правило, на коммерческое обучение в высшие учебные заведения поступают те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места из-за более слабой подготовки.

Тем самым, к сожалению, прослеживается закономерность: платное образование – коррупция и, как следствие, снижение качества образования. Это явный факт, кто и как бы его ни оспаривал. Фактом является и нездоровый морально-психологический климат в студенческой среде и в среде профессорско-преподавательского состава, когда первые видят, что «платникам» незаслуженно ставятся зачеты и экзамены, а вторым приходится, закрывая глаза, идти на сделку с совестью и ставить студентам коммерческого приема эти самые зачеты и экзамены.

Пусть не складывается впечатление, что я против платного обучения. Это не так. Оно может осуществляться, но исключительно в коммерческих вузах, которые должны выдавать диплом не государственного образца, а этого конкретного вуза, как это делается на Западе. В данной ситуации должен быть выбор: либо вуз отказывается от практики коммерческого набора, либо он переходит в другой разряд (категорию), когда за пользование федеральной собственностью снимаются все льготы. При этом я категорически против коммерческого обучения по двум специальностям – подготовке учителей и врачей. Никак не могу ни принять, ни понять того, как может студент получать специальность учителя или врача «за деньги». Что это будет за специалист? Можно ли ему впоследствии доверить свою жизнь, судьбу своих детей?

Вполне обоснованы и справедливы многие требования, которые предъявляет сейчас Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, проводя инспекции вузов страны. В первую очередь имеется в виду качество получаемого образования в том или ином вузе. Этот базовый параметр не выдерживается некоторыми вузами в силу ряда причин. Среди наиболее часто встречающихся – нарушение государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности. Некоторые вузы Ульяновска, подчиняясь модным веяниям, организовали свои филиалы даже в райцентрах области. Вроде бы благое дело – приблизиться к потребителю, т.е. студенту. Однако оказание образовательных услуг в данном случае в большей степени платное, и филиалы эти базируются в массе своей на базе либо бывших школ, либо бывших ПТУ, преобразованных некоторое время назад в техникумы. Значит, материально-техническая база как таковая отсутствует.

сли говорить о резервах повышения качества подготовки специалистов в педагогических вузах, то опираться нужно в первую очередь на строгую системность в образовательном процессе. Для полноценной подготовки современного учителя необходимо создать университетский педагогический комплекс как эффективно действующую систему непрерывного педагогического образования. Эта система должна включать в себя базовые школы (лицеи), педагогические училища (колледжи) и институт повышения квалификации и переподготовки учительских кадров, который позволял бы оперативно выявлять имеющиеся недостатки в подготовке кадров для учреждений системы образования, своевременно вносить изменения в учебный процесс и иметь постоянную связь с выпускниками университетов. У нас был накоплен определенный опыт в этом направлении: с 1995 года Институт повышения квалификации и переподготовки учительских кадров входил в структуру университета. Тесное сотрудничество ученых педагогического университета, методистов института, учителей-практиков позволяло держать всему учительству области руку «на пульсе» педагогических новшеств. Об этом хорошо знают в Министерстве образования и науки. Но, к сожалению, этот опыт не получил распространения, так как в 2002 году волевым решением региональной власти институт был передан в подчинение Главного управления образования администрации области и в большей мере стал обслуживать интересы управления образованием, а не учительства.

Юрий ГРУШЕВСКИЙ, ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова», профессор, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте