Прежде чем пообщаться с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года»-2022, я решила освежить свои познания о Чукотке. Почитала имеющиеся в Интернете материалы, изучила сайт учебного заведения, в котором преподает наш герой. С самого начала возникло ощущение, что и сам конкурсант, и место его работы существенно отличаются от многих других. Чукотка – это же Крайний Север, вечная мерзлота. Зима длится десять месяцев, только в июле наступает недолгое лето. При этом температура может составлять всего лишь 5-10 градусов тепла. Хотя (согласно многолетним наблюдениям) когда-то была зафиксирована и температура свыше 35 градусов. Мне-то казалось, что наша сибирская зима, которая длится целых полгода, – это уже неслабо. Так, глядя на присланные коллегой фотографии, представляю себе бескрайние снежные просторы…
Сначала мы обменялись краткими посланиями в мессенджере. На Чукотке была пурга, а здесь, в Сибири, – метель. Вопросы и ответы в итоге направляли друг другу по электронной почте. В очередной раз убеждаюсь, что современные средства связи дают нам самые разные возможности для общения.
Антон Щербаков работает учителем всеобщей истории, истории России и обществознания. В 2009 году окончил Адыгейский государственный университет. Вообще изначально он поступил на совсем другую специальность, так как родители готовили его к профессии инженера-энергетика. Но, проучившись год, понял: не его занятие. И перешел на исторический факультет, о чем никогда не жалел.
Место работы – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Лаврентия», руководит центром Елена Пенечейвуна.
Первый вопрос, конечно же, о конкурсе. Когда и как педагог решил принять в нем участие?
– Участвовать в конкурсе я начал еще в 2019 году. Тогда же сумел занять первое место на муниципальном этапе, – рассказывает Антон Георгиевич. – Должен был лететь на окружной этап в Анадырь, но банально не успел на самолет и удовольствовался степенью участника конкурса. В 2020 году было второе место, и вот в 2022 году я вновь взялся за работу, и результат превзошел ожидания. Первое место не только на муниципальном, но и на окружном уровне. Спасибо хочу сказать прежде всего своей жене, которая верила в мою победу больше, чем я сам, и поддерживала меня во всех начинаниях. Ко всему прочему, именно ей принадлежит ряд оригинальных идей, которые я сумел реализовать на региональном этапе конкурса. На всероссийском этапе особых трудностей не испытывал. Все-таки считаю себя профессионалом, поэтому должен уметь работать в любых условиях, а также справляться с волнением и стрессами.
Как и некоторые другие участники, Антон Щербаков открыто говорит, что поначалу неуверенно выступал на публике. Однако учитель быстро понял, что справляется со всеми заданиями, и наконец-то смог спокойно почувствовать себя в непривычной обстановке. Фактически его ответ доказывает, что каждый одаренный человек способен преодолеть себя, чтобы подняться на новые вершины. Не случайно он упоминает о том, что считает себя человеком творческим, ищущим. А значит, ему все по плечу.
Как он пришел в профессию, сразу ли осознал, что преподавание – именно его дело?
– В профессию я пришел довольно поздно, и это дело скорее случая, чем осознанный выбор. Будучи историком по образованию, сам в образование не стремился. При смене очередной работы просто пришел в школу. Временно, как думал. Но остался на долгие тринадцать лет. Именно здесь я обрел себя и цель в жизни – работать с детьми, раскрывать их таланты и просвещать по мере своих сил и возможностей, – поясняет Антон Щербаков.
Работа в школе, взаимодействие с детьми, их открытость и любознательность, готовность к диалогу – все это позволяет справиться со своими страхами и проблемами, считает педагог. У детей нужно и можно учиться честности, умению взаимодействовать с окружающими людьми. Антон Георгиевич считает, что работа должна приносить радость и удовольствие, в образовательной среде он чувствует себя комфортно, то есть на своем месте. По опыту я знаю, что далеко не всякий учитель имеет такую позицию.
– Что для вас главное в вашей собственной методике? – спросила я у Антона Георгиевича.
– Я работаю в школе-интернате, где обучаются дети из отдаленных поселков Чукотского района – Нешкана и Энурмино. Они приезжают к нам в 5‑м классе, имея разный уровень образования и воспитания, даже уровень социализации разнится. Поэтому стремлюсь максимально заинтересовать детей своим предметом, настроить их на дальнейшие учебу и развитие. И огромную роль здесь играют не только красочные и увлекательные уроки, но и открытость педагога к детям. Они это видят и искренне начинают тянуться к новым знаниям и даже простому человеческому общению. И чем взрослее они становятся, переходя с одной ступени образования на другую, тем крепче наша духовная связь и понимание. Горжусь своими воспитанниками. Ведь я для них не только педагог, но и наставник, друг. А это важно, – поделился учитель.
На сайте учебного заведения помимо привычных новостей и фотографий размещены сведения для родителей, подробное расписание уроков и четкие указания о том, сколько минут продолжается занятие. Например, в начальной школе в течение первой четверти уроки идут по 35 минут, по три урока в день. То есть детям, которых привезли в школу-интернат из окрестных сел, дано время на адаптацию. Понятно, почему среди других фото есть и снимок школьного автобуса. Сложно представить себе, как он проезжает по бескрайним просторам, собирая школьников, отвозит их в интернат на всю четверть. Это огромная работа. Впрочем, у руководителя любого учебного заведения множество обязанностей и еще больше забот. Вспоминаю, как мне рассказывала о специфике работы директора школы-интерната в городе Бердске Новосибирской области Ирина Мануйлова. Учила детей-сирот всему, даже самостоятельно заваривать чай и стирать носки. Как мать троих детей Ирина Викторовна прекрасно знает прописную истину: детей нужно не просто учить, но и воспитывать. Кстати, теперь она заместитель губернатора Новосибирской области.
Думаю, руководитель школы-интерната, где обучаются и постоянно находятся дети из обычных семей, потому что дом далеко и зимой туда практически не добраться, имеет еще больше забот. В их числе организация замены учителя, принимающего участие в конкурсе, что само по себе предполагает разъезды или отсутствие на рабочем месте. Но зато какую радость доставляет победа на конкурсе!
А какие планы у победителя?
– Остаюсь работать на Крайнем Севере. Это моя родина, и я должен сделать все возможное, чтобы край и его жители менялись в лучшую сторону, повышая качество образования. Особенно это актуально в сельской местности, где я работаю. Нагрузка у меня небольшая, всего 18 часов в неделю, и работаю я с 8-11‑ми классами, – говорит Щербаков.
– Остается ли время на хобби, например на чтение? – интересуюсь я.
– Художественная и историческая литература, компьютерные игры, рыбалка. Литературный герой? Наверное, доктор Равик. Персонаж из «Триумфальной арки» Эриха Марии Ремарка. Человек со сложной судьбой, потерявший родину, но не утративший человечности. Еще очень нравятся герои серии романов «Метро 2033». Особенно персонажи Шимуна Врочека из книги «Питер». Несмотря на все ужасы постъядерного мира, они остаются людьми с большой буквы. Помимо чтения еще одним из любимых занятий являются компьютерные игры. После напряженного рабочего дня телевизор не дает такой возможности расслабиться. Нравятся жанр RPG и исторические стратегии. Последние, кстати, регулярно использую в образовательном процессе в качестве наглядных пособий для учеников. Потенциал в подобных играх заложен колоссальный. Через игру ребенок может получить знания, как из наглядного пособия. А это в свою очередь пробуждает любопытство и желание узнавать, – делится Антон Щербаков. – Путешествовать люблю. В этом году планирую побывать на Кавказе и в Санкт-Петербурге. На Кавказе никогда не был, хочу взобраться на Эльбрус и вообще получить новые незабываемые впечатления от поездки. В Северной столице бывал два раза и навсегда влюбился в этот прекрасный город.
Из спортивных увлечений Антон Георгиевич выделяет флорбол (хоккей с мячом), а также любит лыжи. Похоже, лыжи на Чукотке, как и в Сибири, не считаются спортом. В Сибири мы в самом деле учимся ходить на лыжах одновременно с тем, как учимся просто ходить. Лыжные прогулки, когда позволяет мороз, – само собой.
Последний вопрос – традиционный:
– Будете ли участвовать в других конкурсах?
– Не только планирую, но и участвую. Недавно стал лучшим педагогом дополнительного образования Чукотского района и еду на региональный этап в Анадырь. В качестве педагога дополнительного образования являюсь художественным руководителем школьного театра «Глобус». Подробную информацию о работе театра вы найдете, перейдя по этой ссылке https://centrolavr.chao.eduru.ru/school_theatre.
Перехожу по ссылке, читаю прекрасные материалы о работе школьного театра, рассматриваю фотографии, нахожу среди них и Антона Щербакова с учениками. Видно, что все получают от такой деятельности удовольствие. Остается только пожелать педагогу успеха во всех начинаниях и новых побед.
Нина КОПТЮГ, Чукотский автономный округ
Комментарии