Кафедра профессионального обучения как структурное подразделение Московского института открытого образования в 2012 году отметила свой 10-летний юбилей. Она была создана на базе действующей с 1991 года лаборатории повышения квалификации работников профессионального образования Москвы.
С 2002 года кафедру возглавляла Елизавета Михайловна Локотникова, кандидат педагогических наук, которая много лет была одним из руководителей системы профессионально-технического образования Москвы, прошла путь от заместителя директора профессионально-технического училища до заместителя начальника отдела по ПТО Департамента образования. К сожалению, в 2009 году Елизавета Михайловна ушла из жизни. Она навсегда запомнится коллективу кафедры как грамотный руководитель, профессионал своего дела, как человек невероятной трудоспособный и требовательный, но в то же время очень внимательный к своим подчиненным, всегда готовый помочь, пойти навстречу. С 2010 года кафедру возглавляет кандидат педагогических наук Дмитрий Тузов, который не один десяток лет проработал в системе профтехобразования Москвы, был заместителем директора одного из столичных колледжей, затем работал в Департаменте образования. С его приходом направления деятельности кафедры значительно расширились.Основным направлением деятельности кафедры изначально было повышение квалификации руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы. Тематику курсов кафедра разрабатывала в соответствии со спецификой работы контингента слушателей, им предлагали актуальные темы, затрагивающие проблемы их профессиональной деятельности, помогающие разрешать вопросы, касающиеся как административной стороны работы, так и развития их творческого потенциала.В 2002-2003 учебном году кафедре поручили организовать подготовку специалистов по программе высшего профессионального образования по специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)» с присвоением квалификации «педагог профессионального обучения».Обучение шло на базе учреждений среднего профессионального образования по сокращенной программе, срок обучения составлял 3,5 года. Основным контингентом оставались работники учреждений начального и среднего образования Москвы, а также преподаватели школ.Программа обучения предусматривала изучение 59 дисциплин, написание трех курсовых работ, прохождение пяти практик на базах учебных заведений по месту работы студентов, сдачу государственного междисциплинарного экзамена и выполнение дипломной работы.За время реализации учебной программы по подготовке педагогов профессионального обучения по специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)» было выпущены 200 выпускников: в 2007-м – 50 чел.; в 2008-м – 47 чел.; в 2009-м – 30 чел.; 2011-м – 28 чел., 2012-м – 45 чел.Поскольку в учебном плане предусмотрены дисциплины гуманитарного, экономического, правового и других профилей, коллективу кафедры потребовалось осваивать новые принципы взаимодействия с другими подразделениями института: кафедрами экономики, информатики, физики, иностранных языков.В 2005 году была проведена реорганизация системы среднего и начального профессионального образования Москвы. Ее результатом стало образование колледжей как учреждений профессионального образования нового типа. Коллективы учебных заведений столкнулись с необходимостью решения новых, не всегда знакомых задач. В связи с этим на кафедре была разработана тематика курсов повышения квалификации, помогающих работникам среднего профессионального образования адаптироваться к новым условиям работы.Кафедра – структурное подразделение факультета подготовки руководящих и педагогических кадров, декан которого – доктор исторических наук, профессор Сергей Данильченко. При его непосредственном участии кафедра достигла успехов в организации образовательного процесса, практически все наши выпускники продолжают работать в учреждениях профессионального образования и общеобразовательных школах Москвы. У кафедры появились внешние социальные партнеры, в частности Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина (МГАУ), на инженерно-педагогическом факультете которого уже много лет шла подготовка высококвалифицированных кадров для системы начального и среднего профессионального образования. Сотрудничество с МГАУ имени Горячкина позволило кафедре внедрить в учебный процесс систему оценки учебных достижений студентов при итоговой государственной аттестации. Кафедра также тесно сотрудничает с московскими колледжами, в частности, среди ее партнеров технологический колледж №34, колледж предпринимательства №11, строительный колледж №26. Преподаватели и выпускники колледжей становятся нашими слушателями и студентами.С 2011 года набор на специальность «профессиональное обучение (экономика и управление)» был прекращен в связи с переходом системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку – бакалавриат и магистратура. Сегодня кафедра осуществляет подготовку бакалавров и магистров по специальности «технологическое образование». Бюджетное финансирование предполагает конкурсный набор 25 бакалавров и 10 магистров. Программа обучения включает дисциплины федерального и вузовского компонентов, мастера производственного обучения и педагоги технологии могут получить образование и квалификацию бакалавр технологического образования по двум профилям: «Технологии обработки конструкционных материалов» и «Технологии обработки ткани и пищевых продуктов». При этом студенты изучают гуманитарные, естественно-научные и общепрофессиональные дисциплины. Изучение таких дисциплин, как «Актуальные проблемы науки и образования», «Педагогический менеджмент», «Деловой иностранный язык», «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании», несомненно, интересно и способствует повышению интеллектуального и общеобразовательного уровня студентов-магистров. По направлению профессиональной переподготовки кафедра реализует программы «Социальная педагогика» и «Информационный менеджмент». Есть в арсенале кафедры и программы повышения квалификации для педагогов профессионального обучения и преподавателей школ. Их главная особенность – инновационность, в частности, преподаватель кафедры доцент Наталья Амяга в этом учебном году работала с целевой группой по развитию проектной деятельности для педагогов строительного колледжа №26.На кафедре активно идет научная работа, в которой участвуют 5 профессоров, 14 доцентов, 3 доктора наук и 16 кандидатов наук. Основным направлением научно-исследовательской работы кафедры стало «Дополнительное профессиональное образование педагогов профессионального обучения». В рамках этого направления идет научная работа по теме «Организационно-педагогические и психолого-педагогические условия дистанционного обучения педагогов колледжа в системе постдипломного образования». В этом направлении работают преподаватели кафедры Дмитрий Тузов, Марина Субочева, Сергей Лещенко.Еще одним важным направлением научной деятельности кафедры стало дистанционное сопровождение учебного процесса обучающихся и студентов. Молодые преподаватели, кандидаты педагогических наук, в частности Иван Кривчанский, Алексей Симан, Елена Козленкова, ведут научную работу по направлениям «Непрерывное образование педагогов профессионального обучения», «Использование технологий компьютерного тестирования при итоговой государственной аттестации выпускников вузов», «Диагностика психолого-педагогической подготовки выпускников вузов».На кафедре регулярно проводят мероприятия городского уровня: конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, применяют различные технологии обучения, интерактивные методы, в частности выездные занятия, экскурсии, по итогам мероприятий преподаватели публикуют научные статьи, издают сборники.С 2007 года в МИОО была создана аспирантура. Это совпало с первым выпуском студентов кафедры профессионального обучения по специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)» и в аспирантуру на специальность «теория и методика профессионального образования» поступили 4 выпускника, которым это рекомендовала государственная аттестационная комиссия по итогам защиты дипломной работы. С тех пор каждый год на кафедру прикрепляются соискатели для обучения в аспирантуре и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, они работают над диссертациями по темам, связанным с научными направлениями кафедры. Сегодня научную подготовку под руководством доцентов и профессоров кафедры ведут 8 соискателей.Кафедра успешно развивается и приобретает не только новые направления деятельности, но и отдельные подразделения. В 2012 году при кафедре была открыта научно-методическая лаборатория «Антропологические основы профессионально-педагогического образования» под руководством Сергея Зверева. Научное руководство деятельностью лаборатории осуществляет член-корреспондент РАО Виктор Слободчиков. Деятельность лаборатории направлена на решение задач модернизации образования, обеспечение научно-методической деятельности кафедры объективной информацией в области педагогических инноваций, связанных с развитием образования взрослых.Сегодня кафедра профессионального обучения МИОО осуществляет разноуровневую подготовку высококвалифицированных кадров для учреждений системы общего и профессионального образования Москвы. Осознавая важность подготовки профессионально-педагогических кадров, профессорско-преподавательский состав и методисты кафедры готовы к решению поставленных перед нею задач.Е.МАЧАВАРИАНИ, методист,И.ПУГАЧЕВА, преподаватель,Г.МИТЯГОВА, старший преподаватель, кафедра профессионального обучения МИОО
Комментарии