search
main
0

Профессиональный стандарт педагога

Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий.

Приложение №1Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-ком­пе­тент­ности учителя входят в принятые в конце 2000‑х гг. квалификационные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. д.Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-ком­пе­тент­ности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-ком­пе­тент­ность учителя, в частности работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010-2011 гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности у абсолютного большинства учителей начальной школы крупного региона.Профессиональная ИКТ-ком­пе­тент­ностьПрофессиональная ИКТ-ком­пе­тент­ность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.В профессиональную педагогическую ИКТ-ком­пе­тент­ность входят:    Общепользовательская ИКТ-ком­пе­тент­ность.    Общепедагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность.    Предметно-педагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность (отражающая профессиональную ИКТ-ком­пе­тент­ность соответствующей области человеческой деятельности).В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.Профессиональная педагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность    Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-ком­пе­тент­ности учителей», 2011 г.    Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.    Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности педагога и ее оцениваниюОписание профессиональной педагогической ИКТ-ком­пе­тент­ности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-ком­пе­тент­ности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-ком­пе­тент­ности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.Компоненты ИКТ-ком­пе­тент­ности учителяОбщепользовательский компонентИспользование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.    Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.    Клавиатурный ввод.    Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).    Навыки поиска в Интернете и базах данных.    Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.Общепедагогический компонент    Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:    Планирования и объективного анализа образовательного процесса.    Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).    Организации образовательного процесса:- выдача заданий учащимся,- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.    Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.    Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.    Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.    Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.    Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.    Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.    Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.    Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.    Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.    Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.Предметно-педагогический компонентПосле формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.    Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).    Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видео­изо­бра­же­ний, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).    Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).    Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).    Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).    Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:- литературные тексты и экранизации,- исторические документы, включая исторические карты(все предметы).    Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).    Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).    Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).    Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).    Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ностиОптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности обеспечивается сочетанием следующих факторов:Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального).Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-ком­пе­тент­ности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.(Указанная модель реализуется в московском образовании при массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте