Доктор психологических наук, профессор Российского нового университета Александр Огнев рассказал, почему большинство российских учителей сегодня находятся в состоянии профессионального выгорания.
В российских вузах на следующий учебный год выделили больше 75 тысяч бюджетных мест для направлений, которые связаны с образованием. Больше мест отведено только инженерным специальностям и области информационных технологий.
Однако педагоги попадают в первые строчки не только по возможностям получить профессию с помощью государства, но и по уровню профессионального выгорания. Исследования свидетельствуют, что в таком состоянии сегодня находятся 75% учителей. О том, почему это происходит, Александр Огнев рассказал в интервью «Российской газете».
По его словам, в настоящее время учителей готовят в первую очередь как предметников, однако они в большей степени востребованы как воспитатели. В образовательных программах должна быть не только обучающая, но и воспитательная составляющая. Педагогов почти не учат тому, что относится к смысловому ядру личности: к системе ценностей, потребностям, жизненным целям. Однако именно такая подготовка должна быть постоянной.
Например, в авиации по дисциплине «Человеческий фактор» каждый год повышают свою квалификацию летчики и бортпроводники. Летчиков учат осознавать ситуацию «здесь и сейчас», правильно организовывать коммуникацию, разрешать конфликты, организовывать эффективную работу в группе, противостоять стрессу, грамотно распределять психологическую нагрузку.
В подготовке педагогов подобное обучение отсутствует. При этом в нем учитель остро нуждается, ведь он трудится в профессии системы «человек-человек». По этой причине педагоги, как и врачи, демонстрируют высокий процент профессионального выгорания.
По мнению эксперта, что-то похожее на психологическое тестирование необходимо учителям. Они сами не раз поднимали этот вопрос. Для этого педагогическое сообщество располагает и кадрами, и методиками. Тестирование должно стать обязательным. Например, в Финляндии и Германии педагогов отбирают по очень жестким требованиям. Профессия учителя в этих странах престижна, его труд хорошо оплачивается.
Тесты должны оценивать эффективность работы, определять уровень тревожности, умение справляться с трудностями. Большинство тестов – короткие, они рассчитаны на оперативную диагностику, обычно включают в себя от 15 до 70-90 вопросов. Учителю достаточно пройти лишь некоторые из них, все тесты выполнять не требуется.
Тестирование призвано выявить, насколько педагог готов решать жизненные проблемы. Оно помогает понять, является учитель носителем позитивного опыта или выступает источником трудностей. Психологические тесты в итоге определят психологическую готовность к работе с детьми. Важно также, чтобы психологическая проверка проводилась еще во время обучения будущего педагога в вузе.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» делилось советами лауреатов конкурса «Учитель года» о том, как противостоять эмоциональному выгоранию.
Комментарии