Существует ли профессиональное выгорание или все это наши выдумки? Лично я считаю, что профессиональное выгорание не миф и связано оно с непомерными нагрузками в нашей работе. Если бы у учителя была нагрузка 18 часов, у него бы оставалось время на отдых, посещение театров, музеев, чтение интересных книг, но жить и кушать хочется именно сейчас, а моя зарплата за 18 часов нагрузки в неделю без классного руководства будет равна ежемесячному взносу по ипотеке.
В этом учебном году я стал замечать свое странное отношение к учебному процессу, как будто мне нужна смена деятельности, и даже думал вновь преподавать историю вместо физической культуры (по образованию я учитель истории и физкультуры). Кажется, что урок физкультуры – это легко и просто, но нет, ты постоянно находишься на вулкане, так как несешь ответственность за жизнь и здоровье учеников. Не легче учителям других школьных предметов: контрольные, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, всероссийские проверочные работы, олимпиады, а если ты еще и классный руководитель, то масса мероприятий, отчетов и звонков. В дни осенних, весенних и летних каникул у каждого из нас семинары, мастер-классы, конференции, курсы, лагерь, экзамены, голова всегда занята какими-то мыслями.
Чем занимается обычный человек во время стрижки? Он разговаривает с мастером, но это не про меня и многих моих друзей. Я хочу просто помолчать и 40 минут наслаждаться тишиной.
Коллеги, которые столкнулись с профессиональным выгоранием, в один голос говорят о том, что, переступая порог школы, они уже чувствуют себя уставшими. И тут действительно важно понимать, от чего усталость – от однообразия, цикличности действий или же от большого объема работы.
К сожалению, администрация образовательных учреждений иногда подливает масла в огонь, когда после окончания рабочего дня присылает «срочную информацию», которую нужно немедленно разместить в родительских чатах и собрать данные. Каждый из нас имеет право на отдых.
По мнению Романа Демьянчука, доктора психологических наук, доцента кафедры психологии образования Санкт-Петербургского государственного университета, профессиональному выгоранию подвержены 70% педагогических работников, и практика показывает, что это не зависит от возраста. С такой проблемой может столкнуться как молодой специалист, так и педагог с опытом. Действенным советом ученый считает смену вида деятельности или образовательного учреждения.
Но, наверное, самое сложное поменять школу, так как ты привык к своим коллегам, ученикам, знаешь, от кого и чего ожидать, с кем можно договориться, кого можно попросить подстраховать или помочь. Поэтому предлагаю несколько рекомендаций, которые проверены на себе при снятии стресса и утомления:
- не берите работу домой, так как дом – это ваше эмоциональное «убежище». Придите домой, отдохните за чтением книг или просмотром любимого сериала;
- включайте в режим дня вечерние часовые прогулки;
- хорошо снимает стресс вода: бассейн, баня, горячая ванна, контрастный душ;
- позвольте себе сходить на массаж;
- контролируйте питание и не переедайте;
- «разбавьте» жизнь аромамаслами, если у вас нет аллергии;
- проводите время с близкими людьми и друзьями;
- создайте на работе атмосферу уюта, пусть под рукой у вас будет любимая чашка, вкусный кофе или душистый чай.
Помогает справиться со стрессом и серия дыхательных упражнений:
- Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.
- Делайте в течение минуты только глубокие вдохи – насыщайте организм кислородом.
- Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от одного до четырех.
Каждый из нас постоянно находится в какой-то гонке. Иногда, уставая от работы и беготни, я сажусь в автобус, достаю наушники и думаю, как же круто быть водителем автобуса. Ты приходишь домой, и тебе не надо готовиться к завтрашнему маршруту или проведению «открытой» поездки, даже не нужно приглашать родителей пассажиров после работы для проведения собрания. Но сразу выкидываю эту мысль из головы, потому как понимаю, что я так не смогу и так не сможет ни один из нас. Мы с вами привыкли жить в ритме событий, общения, конкурсов, поэтому мы и выбрали свою работу. Наша работа – это живое общение с коллегами, воспитанниками, возможность формировать будущее страны.
Антон ЛЕВЦОВ, учитель физической культуры, председатель Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга
Комментарии