search
main
0

Профессиональное выгорание

На всю катушку

Любой молодой учитель, который приходит в школу по призванию, готов горы свернуть. За плечами профильный вуз, который снабдил его необходимыми знаниями в области педагогики, отличное знание возрастной психологии и уверенность в своей харизме, способной воздействовать на самых разных учеников. Он пришел в образовательное учреждение не за деньгами, а за детскими сердцами. «Я не такой, как все. Я другой. Мои предметы интересные, и вы их полюбите. Ну и меня, конечно, тоже» – так думают многие вчерашние студенты, переступая порог класса. Горящие глаза молодого специалиста можно увидеть в школьном коридоре издалека.

Администрация учебного заведения, как правило, старается использовать энтузиазм и неопытность молодого учителя на всю катушку. На него вешают все что только можно и нельзя. При острой нехватке педагогических кадров в некоторых школах количество часов, которыми нагружают молодого специалиста, превышает полторы ставки, а иногда зашкаливает и за две. Он безропотно соглашается на такую нечеловеческую нагрузку. Стыдно как-то отказываться. Вроде пришел работать… А директор и завуч торжественным голосом сообщают, что таким образом они оказывают ему доверие, так как с первого взгляда рассмотрели в нем грамотного специалиста. После таких слов уже совсем невежливо говорить «нет» своим непосредственным руководителям.

Вдобавок к большой учебной нагрузке предлагают возглавить школьное научное общество либо патриотический клуб. Да мало ли в наших образовательных учреждениях разных внеурочных дел, которыми никто из маститых учителей не хочет заниматься. Такое холодное отношение опытных коллег к внеклассным делам обычно связано с минимальными доплатами за подобную работу. «Старички» об этом знают, а начинающему педагогу невдомек.

Вишенкой на торте становится назначение молодого учителя классным руководителем самого отпетого класса. Хотел работать с детьми – вот и работай! С утра и до вечера. И с присущей молодому человеку энергией он начинает решать проблемы, которые неудавалось никому стронуть с места, а возможно, ими никто и не занимался. Молодость – она вездесуща. Молодым до всего есть дело.

Процесс пошел

Полное погружение в профессию на некоторых молодых специалистов действует отрезвляюще, и через год они говорят школе «прощай». Ну а те, кто остался после такого боевого крещения, продолжают тянуть педагогическую лямку за себя и за того парня. Через несколько лет они уже руководители школьных предметных методических комиссий, а иногда и районных. А это значит, что к учебным планам и программам, отчетам и школьным журналам добавится еще целый вал документации.

Поездки на конференции, участие в конкурсах, которых миллион, открытые уроки и выступления на педсоветах – все это в качестве бонуса за отличную работу получает молодой педагог. С каждым годом требования к учителю со стороны руководства учебного заведения растут. Не жизнь, а сказка. Работа съедает все свободное время.

Тяжелее всего приходится тем, кто не состоит в браке. Именно они больше всего подвержены профессиональному выгоранию. В трудную минуту просто некому поддержать. Нет той уютной семейной атмосферы, которая позволяет переключиться со школьных дел на дела семейные, забыть на время, что ты учитель, и выйти из напряженного ритма работы. Если не успел создать семью в студенческие годы, то теперь уж точно с этим придется подождать. Ну разве только среди коллег отыщешь свою любовь. Да и то вряд ли. Молодому специалисту некогда заниматься личной жизнью.
На нее не хватает ни сил, ни времени. Это в красивом кино все все успевают. В реальности намного прозаичнее. Работа, работа и ничего, кроме работы.

Разочарование в профессии

В таком режиме загнанной лошади молодой человек может проработать несколько лет. А затем наступает момент, когда все хочется бросить и уйти. Совсем уйти и не возвращаться.

Первым звоночком в подобной ситуации становится равнодушное отношение к тем вещам, которые еще недавно брали за живое. Тебя уже не тревожат регулярные прогулы уроков учениками, не екает сердечко, когда дети наряжают елку в классе, не беспокоят плохие отметки в журнале. Все это становится обыденностью. Приступы внезапной усталости наваливаются на учителя, и он может забыть проверить контрольные работы. Да ладно забыть. Он их просто не хочет проверять и откладывает на потом. Такого себе педагог раньше не позволял. Всегда думал о детях, которые ждут оценок, и выставлял оценки в тетрадях в тот же день, когда проводился контроль знаний. Подобное равнодушие является защитной реакцией на постоянный стресс на работе.

Возникает разочарование в некогда любимой профессии. Каждый день в голове витают мысли о том, что ты выбрал совсем не ту специальность, занимаешься не своим делом. Начинается копание в себе, что чревато проблемами с психическим здоровьем. Постепенно пропадает желание общаться. Теряется интерес к жизни. Хочется замкнуться в себе, как в раковине, и не вылезать оттуда.
Каникул ждешь, как манны небесной. Особенно летних. Появляется возможность ни с кем не видеться и не разговаривать. Педагоги, которые прошли через профессиональное выгорание, рассказывают, что в первые недели отпуска им совсем не хочется выходить из дома. Книга, чашка чая и теплый плед – вот и все, что им нужно. Главное – никого не видеть и не слышать. Все бесит и все раздражает.

Простой рецепт

Как со всем этим справиться? Какие шаги нужно предпринять, чтобы избежать подобной ситуации? Ответы на эти вопросы у каждого свои. Проблема профессионального выгорания каждым педагогом решается по-своему. А точнее, учитель предоставлен в этом вопросе сам себе. Трудно дождаться помощи от кого-либо. Школьные психологи порой не имеют достаточной квалификации, чтобы помочь в решении этой проблемы.

Но дело даже не в этом. Тут нужен государственный подход. Большая учебная нагрузка – вот главная причина профессионального выгорания. Необходимо ограничить количество учебных часов для каждого педагога одной ставкой. Только для этого, естественно, потребуется значительно увеличить оклады работников образования. Также следует сократить вал отчетности для образовательных заведений. Надо перестать «замучивать» учителей и создать условия для их непосредственной деятельности – учебы и воспитания подрастающего поколения.

Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 4 февраля, 2022 в 03:44

    А какая должна быть квалификация у школьного психолога, чтобы он смог помочь в решении главной причины профессионального выгорания – большой учебной нагрузки?

Реклама на сайте