Совсем недавно, 5 октября, все школьные кабинеты и актовые залы наполнились атмосферой праздника. В этот день уже который год ученики, их родители, выпускники поздравляли своих учителей и наставников. Бывает ли это для галочки? Безусловно, да. Однако чаще всего, к счастью, учителя получают поток искренней благодарности за те знания, умения и навыки, жизненно важные компетенции, которые ученики приобретают или уже приобрели в школе. Даже спустя годы люди помнят своего первого наставника, любимых педагогов и школу в целом, ведь учитель – это тот, кто воспитывает душу маленького человека. И все же не у всех остаются положительные воспоминания о своей альма-матер. Как же создать комплексное и системное позитивное восприятие школы?
Конечно, на отношение к школе влияет личный бренд учителя. Мы все помним добросердечных, красноречивых, гуманных, объективных, патриотичных педагогов и благодарим их за это. Чем старше ученик, тем более ценны для него профессиональные качества учителя, его начитанность, владение предметными навыками и общий кругозор. Воспоминания об одном ярком педагоге действительно очень важны, но что, если школа будет пробовать создавать имидж не одного учителя, а всего педагогического коллектива, формируя тем самым педагогическое сообщество?
Идея эта была актуальна еще десять лет назад, когда в Федеральном законе от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в приказе Минобрнауки России от 23.07.2013 №611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» была закреплена необходимость создания школьных педагогических сообществ. Там же были обозначены основные направления действия сообществ, методики переподготовки и повышения квалификации педагогического состава, новые механизмы, формы и методы управления образованием. Тогда, если законодательно созданы все условия для образования таких сообществ, почему их еще нет в каждой школе России? А главное – нужны ли они?
Ответы на эти вопросы можно найти в формулировках определения термина «профессиональное сообщество». Так, Э.Вегнер, рассматривая профессиональное обучающее сообщество, трактует его как «социально сконструированный процесс участия, взаимодействия, согласования смысла и развития общих знаний». В 2012 году в области исследования мотивации педагогов к инновационной деятельности было предложено еще одно определение: «самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, возможно, и других специалистов, определенным образом институированная (оформленная) или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения».
Понимаем, что главным в создании и работе профессионального педагогического сообщества являются его управляемость, системность, наличие общих цели и задач. Получается, существование такого сообщества соответствует нуждам школы. Перед учителями разных предметов, особенно если они осуществляют свою деятельность на разных уровнях образования, стоят разные задачи, но все они объединены общей педагогической триадой – необходимостью обучения, воспитания и развития учеников. Школьное педагогическое сообщество поможет реализации этих глобальных целей.
Одну из особенностей педагогического сообщества – общую область профессиональных интересов – мы уже обозначили ранее. Л.Столл помимо названной выдвигает еще несколько: это коллективная ответственность за качество обучения, сотрудничество, рефлексия профессиональной деятельности, поощрение группового и индивидуального обучения.
Существование педагогического сообщества оказывает положительное влияние на работу коллектива школы, а это:
– представление и защита прав педагогов в органах государственной власти (учитель не один, его интересы представляет школа, а значит, он защищен);
– модернизация системы повышения квалификации педагогов, ведь педагогика и методика не стоят на месте, а значит, и учитель должен постоянно развиваться и желать этого развития;
– организация системы наставничества молодых специалистов, созданной для помощи новым учителям в адаптации к работе в школе, но и ценной для старших коллег;
– публикации в СМИ о профессиональном росте и успешной деятельности педагогов как внутри школы, так и за ее пределами;
– укрепление профессиональных контактов с педагогами-предметниками, администрацией, сообществом родителей.
Интересным является тот факт, что во многих школах Москвы и России в целом уже существуют профессиональные сообщества. Знаем сообщества предметников, метапредметные и межпредметные объединения, ассоциации по уровням образования. Но что-то не позволяет некоторым из них действовать согласно заданным целям. Проблему видим в формализме работы таких сообществ. Полагаем, что одна из особенностей, названных Л.Столлом, не реализуется, будь то поощрение обучения педагогов со стороны администрации или понимание учителями коллективной ответственности за результаты обучения. Видится, что все причины формального существования педагогических сообществ можно свести к одной – отсутствию мотивации и личного желания педагогов принимать участие в организации и функционировании объединения. Перед администрацией и коллективом встает вопрос: есть ли необходимость в создании сообщества педагогов, а если есть, то как сделать это сообщество эффективным и нужным для его членов?
Если необходимость существования профессионального сообщества уже давно не вызывает сомнений, то поиск ответа на побочный вопрос ведется до сих пор. Кажется, только эмпирическим путем можно найти тот волшебный путь, который будет принят как педагогами, так и администрацией. Разумеется, в данном вопросе необходимо говорить о личном интересе каждого участника, о создании реальной мотивации к участию в деятельности коллектива. И здесь лидеры сообществ сталкиваются с чередой трудностей: загруженность педагогов и нехватка времени для полноценной отдачи, неактуальность обсуждаемых тем, дефицит экспертного мнения, отсутствие видимых результатов работы сообщества и формирование вывода о бессмысленности существования объединения.
Важно понимать, что возникновение трудностей – это естественный этап в формировании и развитии сообщества. Каждая школа может выбрать для себя наиболее удобный путь преодоления этих трудностей, будь то поощрение участия учителей в деятельности сообщества или перераспределение нагрузки педагогов для создания возможности участия в профессиональных (индивидуальных и коллективных) конкурсах, или привлечение эксперта в области функционирования сообщества, или переутверждение целей и задач уже существующих. Участники сообщества чаще всего прекрасно осознают достоинства функционирования педагогических объединений, но боятся столкнуться с названными ранее или другими трудностями, получить негативную обратную связь от администрации. Поэтому при создании эффективного педагогического сообщества видим следующую цель – личное желание сотрудничества от каждого участника.
Вернемся в существующие реалии. Помним, что учитель – это не тот, кто просто передает знание предмета. Признаем, в XXI веке существует большое количество источников информации, поэтому современный учитель берет еще чем-то другим, не только наличием багажа научных знаний. Сейчас учитель – это личность, которая показывает собой пример для подражания. Создание педагогического сообщества отвечает на запрос коммуникации педагогов друг с другом. Учителя, объединенные сообществом, демонстрируют возможность эффективной, деловой и вежливой коммуникации, удобряя почву для развития подобной коммуникации у школьников. Обмениваясь практическим опытом, применяя схожие методы обучения, формируя единую методическую базу технологий и приемов обучения, учителя школы создают единый образ педагога и наставника, оставляя тем самым след в душе учеников.
Дорогие коллеги! В наших руках будущее учеников, одного или даже нескольких поколений. Наша цель не научить математике, русскому языку или биологии. Как писал В.А.Сухомлинский, учителю нужно научить детей учиться. В таком случае давайте объединимся ради этой цели, сделаем все, что в наших силах, тогда наши ученики вслед за нами загорятся идеей стать образованными, мудрыми и воспитанными людьми!
Ольга ЛЕПАХИНА, учитель русского языка школы №657;
Ольга КОВАЛЕНКО, учитель начальных классов школы №657
Комментарии