search
main
0

Профессиональное образование. Школа + колледж = достойный специалист

Москва нуждается в высококвалифицированных кадрах. Ведь москвичей и гостей столицы нужно принимать, кормить, рассказывать о Москве, снабжать товарами, оказывать услуги. Для этого нужны специалисты, которых сегодня готовит система профессионального образования столицы. О том, как работает один из столичных колледжей, рассказывает заместитель директора по научно-методической работе колледжа сферы услуг №44, отличник просвещения Ольга АШТАЕВА.

Комментарий «УГ»Особое мнениеАлександр ГЛОЗМАН, директор Центра образования №293, учитель года России-1997:- Ответственность школы и учителя за формирование представлений школьника о своей будущей профессиональной деятельности чрезвычайно высока. Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед каждым человеком. Формирование представлений о своей будущей профессиональной деятельности начинается еще задолго до того момента, когда ребенок окажется в ситуации выбора. Прежде чем он сделает осознанный выбор, он должен ответить для себя как минимум на два вопроса: «Что я хочу? Что я могу?».Может ли школа помочь в разрешении этой проблемы? Очевидно, может, если выстроит образовательную политику, направленную на создание условий для профессионального самоопределения учащихся.Особая роль в выборе профессии принадлежит технологическому образованию школьников.Я глубоко убежден, что профессиональная ориентация должна строиться на деятельностной основе. Технология – один из немногих школьных предметов, где ребята приобретают опыт реальной созидательной деятельности. Но с курсом технологии ситуация непростая. В 30% московских школ предмет «Материальные технологии» не преподается. Особо сложная ситуация на ступени 8-9-х классов, а это как раз тот период, когда наряду с познавательными мотивами существенную роль играют мотивы перспективы, связанные с мыслями о будущей профессиональной деятельности. Как следствие, мы наблюдаем нарушение преемственности на этапе выбора и планирования выпускником основной школы собственной образовательной траектории, связанной, в свою очередь, с получением профессионального образования и выбором профессии. Комплекс проблем, связанных с преподаванием технологии в школе, усугубляет и без того сложную ситуацию с профессиональной ориентацией молодежи на рабочие профессии.Безусловно, необходимо вносить коррективы и в содержание самого курса технологии. В программе курса, разработанного под руководством профессора Ю.Хотунцева, сквозной линией с 1-го по 11-й класс проходит ознакомление с отраслями общественного производства и профессионального самоопределения школьников. Но возникает резонный вопрос: как соотносится это содержание образования с потребностями рынка рабочей силы? Если говорить о традиционном материальном производстве, то здесь наблюдается вольно полное соответствие. Если говорить о сфере высокотехнологичных производств, то мы можем говорить лишь о частичном соответствии. Центры профориентации, ресурсные центры, базовые школы должны в первую очередь дать возможность реальной пробы сил для учащихся, причем именно в таких высокотехнологичных отраслях. Несмотря на все недостатки УПК советского времени, многие школьники впервые именно здесь почувствовали вкус той или иной профессии. Это обязательно необходимо сохранить с учетом современных тенденций развития экономики. Открывающиеся сегодня центры во многих округах, в том числе в СВАО, готовы стать ресурсными центрами. Это нужно отразить в нормативной базе центров профориентации, например записать тезис о деятельностном характере профориентации, не ограничиваясь только информационно-консультативной работой.Формирование представлений о мире профессий возможно через реализацию системы дополнительного образования. Это не только досуг учащихся, но и знакомство с различными областями и сферами деятельности человека. Важно, чтобы система дополнительного образования отражала различные сферы деятельности человека в системах «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ» и так далее. Здесь необходимо более полно использовать не только ресурсы общеобразовательных учреждений, центров творчества, но и ресурсы учреждений начального и среднего профессионального образования. Ведь знакомство школьников с будущей профессией может начинаться и в стенах колледжа на занятиях в кружках, клубах. Такой подход позволит школьникам ознакомиться не только с образовательным учреждением, но и с характером будущей профессиональной деятельности.Формирование представлений о мире профессий возможно через реализацию детско-взрослых проектов и производств. Это одно из ключевых направлений профессиональной ориентации, предполагающее включение учащихся в совместную со взрослыми (учителями, родителями, выпускниками) деятельность по реализации общественно значимых проектов, создание конкурентных товаров и услуг. Важно, что это должно реализовываться не в абстрактной форме, а конкретно-деятельностной: в школьных компаниях, в оформлении интерьера школы, создании школьных сайтов и цифровых образовательных ресурсов, выпуске и распространении школьной газеты, ремонте школьной техники. Именно в такой совместной деятельности осваиваются технологии личной коммуникации, технологии командной работы и делового сотрудничества, школьники осваивают различные роли – заказчика, потребителя, созидателя. Такой подход способствует «мягкой» профилизации школьников.Деятельность по профессиональной ориентации школьников невозможна без ресурсного обеспечения данной деятельности. В первую очередь требуются:- разработка комплекса информационно-методических материалов (демонстрационных и научно-познавательных фильмов, каталогов и т. д.);- современные диагностические и консультативные программы;- разработка учебно-познавательных экскурсий на современные производства, в учреждения профессионального образования;- продолжение работы по повышению квалификации учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов в области профессиональной ориентации и консультирования. Эту работу ведет Московский институт открытого образования на протяжении многих лет. Необходимо активизировать эту деятельность и совместно с ведущими образовательными учреждениями продолжить работу в этом направлении;- необходимо всем заинтересованным организациям (образовательным учреждениям, центрам профориентации, предприятиям, общественным организациям) выйти на уровень социального партнерства в решении поставленных задач.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В рамках выполнения национального проекта «Образование» и решения актуальных задач Московской городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» созданы необходимые условия для успешной реализации эксперимента в КСУ №44, который возглавляет Н.Плесенкова, по теме «Разработка и апробация структуры и содержания образовательной подготовки учащихся школ, овладевающих рабочими профессиями». Экспериментальная деятельность колледжа по утвержденной теме, работа по внедрению инновационной образовательной программы, внедрение стандартов нового поколения осуществляются в соответствии с современными требованиями социально-экономических преобразований в России, нацеленных на подготовку высококвалифицированных работников, соответствующих уровню мировых стандартов.

В настоящее время рынок труда характеризуется постоянно возрастающими требованиями к уровню подготовки работников.

Стать высококвалифицированным специалистом может только тот, кто сознательно выбрал профессию и любит ее. Школа не может оставаться в стороне от судьбы своих воспитанников, вся ее деятельность должна быть направлена на создание условий, позволяющих учащимся подготовиться к самостоятельной жизни, выбрать будущую профессию. Как правило, профориентационная работа в школах ограничивается в основном такими методами, как беседа с учащимися, анкетирование, тестирование, наблюдение. А если сложить воедино взаимодействие школы и колледжа в плане подготовки школьников к выбору будущей профессии, предусматривающей ее практическую направленность, то можно без отрыва от школьной парты предоставить учащимся возможность почувствовать профессию изнутри, получить первоначальное профессиональное образование на базе современной учебно-производственной базы.

При этом, учитывая образовательные и профессиональные предпочтения учащихся, их мотивацию на продолжение профессионального образования, можно рассчитывать на то, что дети будут вполне осознанно получать среднее профессиональное образование, имея определенный теоретический и практический опыт. Такой подход способствует повышению престижа рабочих профессий, влияя при этом на психологию руководящего и преподавательского состава школы, учащихся и их родителей, которые, к сожалению, отдают предпочтение вузовскому образованию.

Суть эксперимента заключается в разработке примерной экспериментальной модели подготовки педагогического коллектива колледжа к переходу на модульно-компетентностные стандарты нового поколения, через поэлементное освоение составляющих учебно-воспитательного процесса. Как один из вариантов, первоначальная составляющая этого процесса будет сочетать в себе интеграцию профессиональной и общеобразовательной подготовки учащихся школ на первом ее этапе по инновационной модели «Школа + колледж».

Целостный подход, включающий всех участников образовательного пространства колледжа и школ, построен на следующих принципах:

– создание атмосферы успешности сотрудничества;

– позиция сотрудничества по модели «Школа + колледж»;

– принцип творческой самореализации.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что апробация и внедрение образовательных технологий для первоначального этапа профессионального образования школьников на базе колледжа и проверка алгоритма их проектирования могут стать предпосылками для повышения качества профессионального образования, если:

проектирование и освоение образовательных технологий профессионального образования начинается с 7-9-х классов и включает содержательный, организационный и рефлексивный компоненты, которые описывают процесс обучения рабочим профессиям без отрыва от школьной парты (государственный стандарт нового поколения);

разработка методического обеспечения интегрированного базового модуля осуществляется по модели «Школа + колледж»;

освоение образовательных и педагогических технологий рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательной деятельности и формирования потребности в профессионально-личностном развитии преподавателей и мастеров, работающих со школьниками.

Реализация экспериментальных программ, разработанных преподавателями колледжа, позволит выпускнику школы:

– трудоустроиться по полученной профессии;

– продолжить обучение в колледже и получить начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля;

– повысить свою профессиональную квалификацию на курсах по сокращенной программе на базе Ресурсного центра колледжа по подготовке и переподготовке взрослого населения.

Расширение контингента обучающихся в колледже за счет учащихся школ предусматривает обучение современным технологиям отрасли сферы услуг и обучение всех возрастных групп школьников, начиная с 7-го класса, сочетающих обучение профессии в рамках часов технологии и часов вариативной части школьного базисного плана.

Диаграмма «Контингент» подчеркивает рост количества учащихся школ в 2008-2009 году, изъявивших желание получить профессию без отрыва от школьной парты (таблица 2, диаграмма «Контингент»).

Основные особенности обучения в системе профессионального образования школьников – это:

возрастные характеристики обучающихся (учащиеся 7-11-х классов – 13-16 лет):

сензитивность к формированию профессионального самосознания;

формирование мировоззрения;

ориентированность на конкретную профессиональную сферу;

профессиональная направленность обучения;

специфика организации обучения;

специфика педагогических кадров.

Осуществляя апробацию образовательных технологий профессиональной подготовки учащихся школ на базе колледжа, основанных на стандартах нового поколения, по профессиям «повар», «пекарь», «кондитер», «бухгалтер», «слесарь по ремонту автомобилей», «швея», мы перешли ко второму сопровождающему этапу экспериментальной деятельности (схема 2).

Таким образом, в рамках эксперимента по теме «Разработка и апробация структуры и содержания образовательной подготовки учащихся школ, овладевающих рабочими профессиями» определены и теоретически обоснованы условия взаимодействия СОШ и колледжа по разработке и внедрению в практику образовательных технологий профессионального обучения школьников на базе колледжа (таблица 1).

Информация

к сведению

Экскурсию на хлебозавод «Золоторожский хлеб» в рамках экспериментальной деятельности организовала мастер производственного обучения колледжа №44 Ф.Ширинова.

О секретах профессии «пекарь» рассказали детям работники завода – начальник смены Михаил Лосев и технолог Галина Покровская.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте