Казалось бы, представителей системы начального и среднего профессионального образования в профессиональной ориентации должна интересовать простая утилитарная задача – комплектование профессиональных колледжей в условиях острого демографического кризиса и наличия мощных конкурентов в лице высших учебных заведений. Однако решение этой задачи, считает начальник Управления профессионального образования и науки Александр ПОТАПОВ, требует глубокого и всестороннего научного осмысления системы профориентационной работы и, главное, понимания того, что по своей сути профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность по формированию образовательной траектории и профессиональной карьеры учащихся, причем независимо от того, где разворачивается образовательный процесс – в учреждении общего образования или учреждении профессионального образования.
Работа по формированию осознанного выбора профессии есть важнейшее средство социализации подрастающего поколения, его вхождения в систему культурных традиций. Именно поэтому проблема профориентации звучит в гораздо более широком контексте.
На протяжении последних пяти лет начиная с 2004 года численность обучающихся имеет тенденцию к некоторому, пока еще не критическому, но уменьшению. При этом доля выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих по окончании школы в колледжи, возрастает. Пока цифры особой тревоги не вызывают, тем более что в ближайшие годы ожидается некоторое увеличение численности девятиклассников. Однако на сегодняшний день возможности, собственно, профессиональных колледжей для удержания ситуации практически исчерпаны. Без организации системной профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ, без серьезной регуляции распределения потока выпускников основной школы в десятые классы и систему начального и среднего профессионального образования города нам не обойтись.
Что же предполагается сделать в дополнение и развитие существующих форм и методов профориентационной работы?
Прежде всего добиться того, чтобы обучающиеся профессиональных колледжей получали добротную общеобразовательную подготовку в объеме полной средней школы. Наши преподаватели и методисты накопили хороший опыт работы со слабоподготовленными и слабомотивированными выпускниками 8-х и 9-х классов, приходящими в наши колледжи. Однако сегодня дотягивать слабых учащихся до уровня средних уже недостаточно. Сегодня необходимо, чтобы выпускники профессиональных колледжей обладали хорошей подготовкой по основным общеобразовательным дисциплинам, включая иностранные языки и прежде всего английский язык. Только в этом случае учеба в профессиональных колледжах станет престижной для московских школьников и их родителей.
Сегодня для реализации этой непростой задачи у нас есть все условия. Только в 2008-2009 учебном году в профессиональные колледжи поставлены 303 кабинета физики, химии, математики и других, включая 7 программно-методических комплексов «Языковой центр». Дополнительно получено 198 комплектов интерактивного оборудования. На каждых 6 обучающихся в наших колледжах приходится компьютер.
В настоящее время совместно с ОАО «Московские учебники» и образовательно-издательским центром «Академия» при участии ведущих издательств страны реализуется программа по подготовке и изданию учебников и учебных пособий нового поколения для профессиональных колледжей Москвы. Уже к началу учебного года будут подготовлены 80 учебно-методических комплектов по наиболее востребованным профессиям и специальностям, представленным в московских колледжах, а также 18 учебников по общеобразовательным дисциплинам. К работе по созданию новых учебников и их апробации наряду с ведущими учеными и специалистами были привлечены десятки преподавателей профессиональных колледжей, которые значительно повысили качество разрабатываемых книг. Считаю целесообразным использовать накопленный опыт для издания специальной библиотечки для преподавателей, учащихся и родителей по актуальным вопросам профориентационной работы.
Сегодня нашей насущной задачей становится как можно более раннее включение колледжей в активную профориентационную работу со школьниками. Мы готовы все имеющиеся у нас возможности – ресурсные центры, производственные мастерские и лаборатории – предоставить для проведения профессиональных проб, когда в реальной практике школьники смогут проверить свои силы и возможности в получении конкретной профессии и специальности. Во многих колледжах широта спектра реализуемых образовательных программ позволяет организовать проведение столь же широкого спектра профессиональных проб.
Полагаем необходимым более эффективно использовать ресурсы учреждений начального и среднего профессионального образования в реализации программ профессиональной подготовки школьников в образовательной области «Технология». Сегодня такая работа проводится лишь в 27 профессиональных колледжах, или в 35% от их общей численности. Причем из общего контингента обучающихся по программам профессиональной подготовки (3245 человек) лишь 1222 – приходящие школьники. Преподавание материальных технологий в рамках образовательной области «Технология» для 1824 учащихся школ осуществляется только в пяти колледжах.
Конечно, такое положение дел совсем не соответствует масштабу задач и непременно будет поправлено. В новом учебном году мы намерены также добиться гораздо более активного участия школьников в мероприятиях внеурочной деятельности, организуемых в колледжах: кружках, научно-техническом и художественном творчестве, проектной работе и других формах.
Думаю, что необходимо кардинально изменить организацию информирования школьников о профессиональных колледжах столицы. Опросы обучающейся молодежи и их родителей показывают, что значительная их часть не имеет достоверных представлений о системе начального и среднего профессионального образования города Москвы. Так, 91% опрошенных старшеклассников считают, что в городе наиболее востребованы специалисты, окончившие вуз, а 50% опрошенных даже не знают о том, какие колледжи есть в их округе.
Рабочая профессия, по мнению многих, – свидетельство неудачливости в жизни. Рабочий человек и сам труд не популярны среди современной молодежи и не пользуются должным уважением. Опросы школьников констатируют отсутствие у них заинтересованности в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом, жизненным неблагополучием и пьянством.
Необходимо возродить уважение к труду, одна из фундаментальных задач системной профориентационной работы, на мой взгляд, – научить молодого человека успешно трудиться и воспитать в нем готовность трудиться, добиваясь желаемого в избранной профессиональной деятельности.
Конечно, достичь ощутимых положительных сдвигов в этом направлении можно лишь комплексом взаимосвязанных мероприятий. Однако совершенно очевидно, что необходимо прежде всего создать целостную систему информационного сопровождения профориентационной работы, которая бы включила в себя исчерпывающие сведения:
– о перечне профессий и специальностей, востребованных городским хозяйством;
– об учреждениях профессионального образования, в которых можно получить искомую профессию или специальность;
– об имеющихся на текущий момент вакансиях, оплате и условиях труда;
– о профессиограммах по всем профессиям и специальностям, которые можно получить в профессиональных колледжах Департамента образования.
Комментарии