search
main
0

Профессиональное образование. НТТМ – от идеи к воплощению

В феврале 2008 года на экономическом форуме в Красноярске Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил четыре «и» программы развития страны: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Московское образование, будучи одним из ключевых компонентов комплекса социальной сферы, остро нуждается в формировании основ инновационной системы. В 2007 году был создан Городской ресурсный центр – подразделение Информационно-аналитического центра Департамента образования, который, по сути, стал инновационно-аналитическим.

Открытие новой площадки позволило не только активно разрабатывать инновационные решения в области модернизации системы образования, но и предлагать апробированные модели, готовые к тиражированию в образовательных учреждениях. Яркий пример успешного развития новых направлений деятельности ИАЦ – создание лаборатории научно-технического творчества молодежи «Робототехника». «Главная задача, – говорит руководитель лаборатории, известный телеведущий Андрей Бахметьев, – в комплексной интеграции учебных дисциплин для решения конкретной практической задачи – создания робота».

Инновационную направленность лаборатории обеспечивает использование современных технологий, соединение проектной и практико-ориентированной деятельности с нацеленностью на результат. В лаборатории реализован принцип «от идеи к воплощению». Важно, что у ребенка есть возможность сделать все своими руками и увидеть результат своей деятельности, причем в коллективе, команде единомышленников.

Иногда работа в подобной лаборатории – это для ребенка еще и дополнительный стимул к обучению. Во время посещения ИАЦ руководитель Департамента образования Ольга Николаевна Ларионова спросила Дмитрия Соломатина – студента колледжа №19, который занимался в лаборатории, что лично ему дают занятия робототехникой. «Теорию, которую преподают в колледже, я не очень люблю, – честно признался Дмитрий, – а здесь, когда все делаешь сам, все понятно и интересно». Оснащение лаборатории современным многофункциональным оборудованием позволяет показать молодежи меняющийся облик профессий. Поэтому лаборатория решает еще одну очень важную задачу – задачу профессиональной ориентации молодежи.

Созданная лаборатория стала полигоном для апробации модели развития научно-технического творчества в образовательных учреждениях. Были разработаны и апробированы образовательные курсы: «Введение в автоматику и электронику», «Знакомство с микроконтроллерами и интегральной схемотехникой», «Спортивная робототехника (мобильные мини-роботы)», «Основы мехатроники», «Автономные роботы». Эти программы адаптированы для детей и молодежи различного возраста и уровня подготовки: школьников 5-8-х и 9-11-х классов, студентов колледжей, студентов педагогических вузов, готовых преподавать в современных центрах НТТМ.

При этом специалисты лаборатории разработали и типовые комплекты оборудования, которые к тому же еще и различаются в зависимости от типа образовательного учреждения.

В декабре 2008 года проект был представлен на Российском молодежном инновационном конвенте. Разработанные Информационно-аналитическим центром модели и решения организации НТТМ получили высокую оценку Президента РФ Дмитрия Медведева. Было отмечено, что обучение через интерес, ориентация на практический результат, проектная деятельность в команде могут стать основой успеха предлагаемой модели. Интерес к инновационной модели НТТМ проявили и в Федеральном агентстве по делам молодежи.

Ярким событием была презентация модели лаборатории НТТМ «Робототехника» на выставке научно-технического творчества молодежи в Департаменте образования. На фоне красочного стенда «От идеи к воплощению» гостей приветствовали синхронно танцующие роботы, а школьники и студенты столичных колледжей, занимающиеся в ИАЦ, охотно демонстрировали собственные разработки. Роботы, ездящие по полосе, оснащенные различными сенсорами и захватами, созданные из различных материалов, демонстрировали свою готовность к международным соревнованиям. Интересные разработки представили учащиеся лицея №1586, школы №444, лицея №1580.

По словам первого заместителя руководителя Департамента образования Михаила Тихонова, ИАЦ следует объединить всю работу по НТТМ, ведущуюся в округах, внимательно изучив и разработки, имеющиеся в образовательных учреждениях столицы.

В рамках Международного конгресса-выставки «Global Education – Образование без границ-2009» состоялся конкурс инновационных проектов, в котором приняли участие 66 организаций из 49 субъектов Российской Федерации. Проект «Инновационно-образовательная лаборатория НТТМ «Робототехника» вошел в число наиболее востребованных инновационных разработок и был отмечен специальным дипломом.

В апреле 2009 года Информационно-аналитический центр Департамента образования и Центр инноваций и молодежного предпринимательства МГТУ им. Н.Э.Баумана провели соревнования российского этапа международного молодежного робототехнического турнира ЕВРОБОТ. В соревнованиях ЕВРОБОТ приняли участие 17 студенческих и школьных команд. Для участия в соревнованиях ЕВРОБОТ центр подготовил команды политехнического колледжа №19, МГПУ и команды школьников RUBOТ и DIM TEAM. Ребята создали роботов-строителей и роботов-астрономов. Победителем соревнований в номинации «Евробот-starter» стала команда MGPU студентов МГПУ. Группа студентов Московского городского педагогического университета прошла в лаборатории центра специальный курс подготовки по направлениям НТТМ. Молодые педагоги учатся реализовывать сложные научно-технические проекты и горят желанием прийти в центры НТТМ, увлечь ребят современными технологиями.

Команды-победители будут представлять Россию на Европейском финале соревнований ЕВРОБОТ во Франции.

Пристальное внимание со стороны государства к научно-техническому творчеству молодежи на современном этапе, инновационные подходы и решения должны стать залогом успешного выступления наших команд на международных соревнованиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте