«Ну, как ваши дела? – спросил меня знакомый при встрече. – Говорят, вы стали успешным педагогом, а в чем ваша успешность, в чем ваша формула успеха?»
Прошло уже два года с того момента, как я пришел в общеобразовательную школу работать учителем информатики. В первые несколько месяцев я чувствовал себя испуганным котенком, брошенным в воду. Да, теоретические знания у меня были, но не хватало ни практики, ни опыта, но было большое желание работать, был коллектив, который поддерживал в трудную минуту, коллеги, у которых большой стаж работы. Я стал учиться у них и постоянно спрашивал себя, правильно ли я поступил в той или иной ситуации.Прошло два года, и я могу твердо сказать, что эти два года изменили меня как в профессиональном, так и в личном отношении. Итак, сначала о профессиональном отношении. Написав эту фразу, я понял, что профессиональное неотделимо от личного: ненормированный рабочий день (это не только пункт должностной инструкции), общение с учениками меняют образ мыслей. Школа – это мои трудные, иногда непутевые, но до боли в сердце любимые дети. Можно на ребенка сердиться, ругать его, но в то же время радоваться его успехам, жалеть его, порой жертвовать своими интересами, лишь бы ему было хорошо. В такой ситуации свой личный успех начинаешь измерять успехами, удачными делами и достижениями своих учеников.Главное в жизни любого коллектива, любой организации – это постоянное развитие, постоянное движение. «Кто ехал на велосипеде и перестал крутить педали – тот упал!» – в этом заключается формула успеха.Педагогический коллектив школы – цемент, на котором держатся современное образование и вся деятельность образовательного учреждения. Максимальная реализация творческого потенциала каждого учителя есть успех, результат сложного дела: образования и воспитания подрастающего поколения, формирования личности.Я думаю, что еще одно обязательное условие успеха – восприимчивость к инновациям. Это требование нашего современного времени, которое стремительно обновляется и меняется. И это здорово! Исследовательская деятельность, проекты? Надо попробовать! Коммуникативные технологии, тренинги? Нам это подходит! Мастер-классы, которые проводит не учитель, а ученик старших классов. Здорово! Такая форма общения позволяет сформировать множество задач: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение продемонстрировать ученикам свои навыки; обучить чужого человека, комментируя последовательность своих действий.Эффективное взаимодействие с родителями – еще одно условие успешности педагога. Мне хотелось, чтобы учителя и родители объединились для решения самой главной задачи – сформировать личность, из мальчиков вырастить настоящих мужчин, а из девочек – женщин.Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!» Видимо, для достижения успеха по другому пути идти нельзя. Ну что же, отлично! Засучиваем рукава – и вперед!Вы спрашиваете меня, в чем моя формула успеха. Для меня эта формула выглядит так: УСПЕХ = У+С+П+Е+Х.Любой педагог – это:У – Увидеть, Услышать, Узнать, Удивить, Увлечь, Убедить, Уделить внимание каждому ученику;С – Стремиться к Сотрудничеству, Сопереживанию, Сотворчеству;П – Познай самого себя, как говорил мудрый Сократ;Е – Единство горячего и открытого сердца и холодного разума;Х – Хочешь доверия ребенка, не занимай позиции «НАД» ним, спустись до его роста и постепенно поднимай планку.Если педагог в работе с ребенком учитывает каждое слагаемое этой формулы и применяет его, он получит хороший результат. Его ученику будут присущи:У – Уверенность!С – Свобода, раскрепощенность!П – Покой в себе и вокруг себя!Е – Ежедневное стремление к активным действиям!Х – Хорошее настроение!Предложенная формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это помогает ученику быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям. Я каждый день создаю своим учащимся ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость успеха, стараюсь сделать их счастливыми.Алексей РЕВКОВ, учитель информатики школы №11
Комментарии