search
main
0

Профессионально-личностная готовность молодых педагогов к реализации профессионального стандарта педагога. (на основе материалов соц. исследований 2013-2015 гг.)

​Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников образования на протяжении двух учебных годов – 2013-2014 и 2014-2015 – проводила исследование по теме «Новые социальные роли педагога», цель которого выявление понимания молодыми педагогами современной роли педагога, а также степени ознакомления с нормативными документами, в которых определена эта роль.

Большое внимание в исследовании мы отводили знакомству молодых педагогов с текстами Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и профессионального стандарта педагога для определения уровня их понимания и готовности молодых педагогов работать в соответствии с ними. В опросе приняли участие 487 молодых педагогов из 7 регионов России, в основном из Центрального федерального округа. Полученное распределение ответов на вопрос «Вы прочли и изучили текст профессионального стандарта педагога…» свидетельствует о наличии менее пятой части респондентов, которые однозначно подтвердили свое знание текста профессионального стандарта педагога (16%), что на 7% меньше, чем в 2013-2014 учебном году, когда стандарт был только принят и в профессиональном сообществе шло его широкое обсуждение. Самое большое число ответов (49%) указало на поверхностное знакомство респондентов с новым документом (ответы: «Прочли выборочные места», «Прочли по диагонали»), без его изучения, что указывает на отсутствие у молодых педагогов интереса к нему. Особое внимание обращает на себя тот факт, что по результатам опроса в 2014-2015 учебном году 36% респондентов заявили, что они не читали текста профессионального стандарта, тогда как в 2013-2014 учебном году только 22% молодых педагогов отметили эти ответы. Вопрос «Вы считаете, что профессиональный стандарт педагога необходим, потому что…» имел открытый характер и предлагал респондентам написать свой вариант аргументированного ответа в одном коротком предложении. 47% молодых педагогов не смогли ответить на этот вопрос и еще 16% дали негативные ответы, сославшись на свою загруженность. Выполнить это задание смогли только 37% учителей, ответы которых можно считать значимыми. В целом ответы на вопрос можно разделить на 6 смысловых блоков, из которых 4 набрали практически одинаковое количество голосов. Из двух отличившихся блоков лидирующее место занимает позиция, которая составила 29% от общего числа значимых ответов, она показывает, что профессиональный стандарт: – помогает регулировать уровень квалификации педагога и устанавливать единые требования к содержанию и качеству его профессиональной педагогической деятельности;- выделяет рамки, границы, горизонты и ориентиры деятельности педагога в обществе;- регламентирует круг требований к его правам, обязанностям и компетенциям.Другой блок ответов, набравший только 6%, выделяет позицию о важности профессионального стандарта для обеспечения справедливой оценки труда. (Ответы: для справедливой оценки труда педагога, уровня квалификации педагога, чтобы иметь мнение о педагоге, конкретно понимать, для чего и за что педагог работает.) Блок 2 составил 20% от общего числа значимых ответов:- образование – главное в XXI веке, в России нужно качественное образование, возникла особая необходимость коренных его изменений;- время требует уточнения роли учителя в обществе, устарели требования и обязанности педагога;- нужен прогресс для положительного результата и эффективной работы, решения многих проблем, достижения поставленных целей, от чего отталкиваться в своей деятельности.Блок 3 составил 15% от общего числа значимых ответов и отразил понимание молодыми педагогами важности постоянного профессионального развития:- необходимо повысить качество личности педагога и уровень его образования;- нужно способствовать постоянному повышению его квалификации, развитию и саморазвитию в соответствии с современными требованиями; личностному прогрессивному росту и росту конкурентоспособности;- стандарт повышает ответственность педагога, его роль в образовательном процессе.Блок 4 составил 15% от общего числа значимых ответов и определил необходимость унификации требований к педагогу. По сути, 3-й и 4-й блоки очень близки, обеспечивая сочетание требований к педагогу внешних и внутренних (личностных). Стандарт:- позволит учителю управлять своим профессиональным ростом, даст инструменты управления, станет механизмом его профессионального развития;- задаст универсальные требования к сотруднику, к становлению личности педагога;- даст представления об эталоне учителя, позволит повысить качество учителя и регламентировать моральный облик.Блок 5 – 15% от общего числа значимых ответов – стандарт:- регламентирует социальную роль и обязанности педагога, позволит изменить отношение к профессии в обществе и профессиональной среде, повысить социальный статус педагога, его престиж;- должны быть документы, определяющие единые для всех рамки деятельности педагога, позволяющие знать свои обязанности, уточняет положения поставленных ФГОС целей и задач. Из общего числа полученных смысловых ответов основной упор в оценке необходимости профессионального стандарта был сделан респондентами на качественном изменении системы образования и современного учителя, что подтверждает и большее разнообразие приведенных аргументов, и большее их количество (64%) в общем числе значимых ответов. Второй основной причиной необходимости профессионального стандарта педагога была названа его инструментальная составляющая, позволяющая получить новый механизм управления профессиональным и личностным ростом педагога и адекватной оценки его деятельности, – 36%. Однако ответы на вопрос «Вы считаете, что введение профессионального стандарта педагога повысит престиж профессии учителя?» показывают, что 70% педагогов признают возможность профессионального стандарта педагога стать решающим фактором в изменении социального статуса педагога и повышении престижа его профессии. Распределение ответов указывает, что существует группа в 27% (2014-2015 учебный год) – 30% (2013-2014 учебный год) респондентов, которые считают маловероятным влияние профессионального стандарта педагога на социальный статус педагога. Необходимо отметить, что при ответах на аналогичные вопросы по ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и ФГОС основная часть аудитории молодых педагогов не может однозначно ответить о влиянии Закона «Об образовании в РФ» на изменение социальной роли педагога.Основная часть участников опроса (75%) признает необходимость изменения социальной роли педагога под влиянием условий, которые создает внедрение в образовательную практику положений ФГОС, причем 54% ставят это в зависимость от изменения личной позиции учителя. Практически все молодые педагоги (96% респондентов), соглашаются с тем, что в современной образовательной организации педагог должен осваивать новые социальные роли. По результатам опроса можно сделать такие выводы:     недостаточное ознакомление молодых педагогов, отсутствие положительной динамики по восприятию профстандарта, наблюдаемые в течение 2013-2015 гг., свидетельствуют о слабой организации работы по подготовке к внедрению профессионального стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, работы методических служб и внутри самих образовательных организаций;     можно констатировать отсутствие рефлексии среди молодых педагогов в связи с новыми задачами и компетенциями, которые необходимо развивать в связи с принятием профессионального стандарта педагога;     молодые педагоги с трудом примеряют к себе новые социальные роли и демонстрируют недостаточную готовность и личностно-профессиональную зрелость к работе в новых условиях. В связи с этим от имени профсоюза мы вносим такие предложения:     на всех уровнях образования ввести ознакомление с профессиональным стандартом педагогов;     проводить внутренний контроль и анализ готовности педагогов к работе по профессиональному стандарту. Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте