search
main
0

Профессиональная огранка

Как только человек перестает учиться, он перестает расти

Не мечтала, не планировала. Так сложилось, так получилось, все к лучшему в этом лучшем из миров!

В педагогической судьбе Анны Игоревны Генкель много кажущихся случайностей и даже ситуаций «наоборот». Считала себя гуманитарием, но преподает информатику и физику. Представляла себя в будущем переводчиком, но быстро поняла, что иностранный язык должен быть прикладным к профессии. Не рассматривала школу как долговременное место работы, но стала учителем, о котором окружающие говорят: «По призванию!» Много способностей, много возможных дорог, много выборов.

 

«Прихожу увольняться и остаюсь»

На старте профессионального пути Анны Игоревны Генкель, которая представляла Камчатский регион в финале Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021, присутствовали именно иностранные языки. Изучала их с пяти лет. В десятом классе выиграла переводческий конкурс по японскому языку, получив существенные льготы на обучение в Японии. Поступать решила в Камчатский государственный университет. Направление «Английский плюс японский» в тот год не имело бюджетных мест. А у нее практически все пятерки в аттестате, обидно идти на платное отделение.

На базе вуза сдала еще три экзамена. В итоге поступила на все факультеты, куда подала заявление: истмат, физмат, психфак, журфак… Выбирала из тех, где присутствовал язык: пусть будет английский плюс информатика, за информатикой будущее. До последнего была уверена, что это отделение факультета иностранных языков, и очень удивилась, оказавшись в списках зачисленных на физико-математический факультет.

– Это перевернуло мою жизнь! Мне казалось, я чистый гуманитарий. Началась учеба, пять потрясающих лет. Группа подобралась уникальная: из 21 студента 18 стали краснодипломниками, такой заряд был у нас на движение вверх! Мне хотелось принимать участие в самых различных мероприятиях, в том числе за пределами региона. А для этого нужны финансы, ведь мы далеко, только самолетом можно долететь, – рассказывает Анна Игоревна.

На втором курсе вуза Анна начала сотрудничество со школой. Пришла учителем информатики, но закрыла еще несколько вакансий. Ей 19 лет, ученики лишь чуть моложе. Вместе получали уникальный опыт, на Камчатке тогда действовала программа параллельного обучения в школе и колледже, и многие из ее учеников выбрали направление «Информатика».

– Такое вот было розово-облачное начало, – оценивает сама Анна. – И все же я не планировала продолжать работу в школе. Диплом открывал самые разные двери: банки, различные фирмы. Да и общественная деятельность задавала определенный вектор интереса.

Она пришла увольняться. Но в итоге перешла в другую школу. Чудесный коллектив, многоопытный, средний возраст коллег около 50 лет, все с удовольствием делились с молодой учительницей своими наработками. Она же бралась за любое дело: организация площадки для проведения торгов, электронных закупок, внедрение электронного журнала. В 23 года стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. И все это на фоне продолжающейся учебы в вузе. И вот диплом получен. Что дальше?

– Прихожу к директору школы, объясняю с юношеским максимализмом, мол, все что могла в образовательной сфере я уже освоила, увольняюсь. Директор улыбается: «Думаешь, все? Я уезжаю в отпуск. Оставляю на тебя руководство школой». Это был очередной вызов судьбы. Три летних месяца: ремонт здания, подготовка к учебному году, приходят новые сотрудники, а кто-то уходит. Я поняла, что для такой деятельности требуется не только профессиональная компетентность, но и человеческая мудрость, – делится учительница.

Когда на тебя ложится новая серьезная ответственность, происходит переосмысление опыта. В жизни Анны Игоревны Генкель это случалось несколько раз. Еще один «взрыв мозга» для женщины – материнство. Меняются приоритеты, то, что раньше было значимо, оказывается не важно. Но есть базовые ценности, черты характера, которые сохраняются независимо от обстоятельств.

Дочка родилась в июне. Через два месяца, гуляя с коляской по городу, Анна вдруг четко поняла: ее не удовлетворяет нынешний замедленный ритм. Ее жизнь всегда была лихо закручена, она успевала здесь и там, и это нормально! Как по внутреннему заказу, глаза видят объявление: «Требуются преподаватели в центр дистанционного образования». Так Анна Генкель начала работать с детьми-инвалидами.

– Первое время не могла удержаться от жалости. Но это абсолютно неверное отношение. Удивительно солнечные, необыкновенные дети! Была девочка, которая в девятилетнем возрасте попала в аварию, а до этого выступала моделью. Я решила организовать фестиваль красоты в нашем центре. Пригласили стилистов, преподавателей по технике речи и движения, провели фотосессию, чтобы детки почувствовали себя красивыми! Дети с ОВЗ самые благодарные, они мне дали, возможно, больше, чем я им! – восклицает Анна.

Алгоритм 13-летнего школьного опыта Анны Генкель: работа в школе, мысли о смене деятельности, события, которые оставляли ее в системе образования, острое желание попробовать новое в уже знакомой сфере.

Классное руководство тоже важный опыт. Особенно запомнился ее первый класс: всего три девочки на сугубо мальчишеский коллектив. Шустрые ребята, если не сказать неуправляемые. Как-то по весне парни решили отправиться в поход, не предупредив взрослых. Камчатский камень – это высокая скала, вокруг медведи ходят. Учителя, родители, а также полиция бросились на поиски. Искали детей всю ночь, проваливаясь по пояс в снег и испытывая ужас от того, что могло случиться. Нашли всех!

Из профессиональных сложностей Анна Генкель выделяет выстраивание равновесия в работе с детьми разного уровня подготовки и заинтересованности. Уделяя внимание одним, нужно не упустить других. Одно время активно боролась за успехи мало мотивированных учеников и поняла, что меньше занимается одаренными.

– Учитель, руководитель – какая ипостась для вас более важная?

– Учитель прежде всего. Мне нравится контактировать с детьми. Высокие слова, но ведь учитель – вершитель судеб. От нас зависит, какими вырастут наши ученики.

 

Из Камчатки в Калининград

Девять лет назад Анна Игоревна впервые приняла участие в конкурсе, естественно, это был «Педагогический дебют». Тогда ее, самую молодую учительницу в школе, собирали всем миром, в команду поддержки вошли наиболее именитые педагоги. Делились опытом, сидели вместе до четырех часов ночи, страсти кипели-бурлили, придумывали модель выступления, ваяли!

– Когда я шла на конкурс, точно знала, что выиграю. Иначе не могло быть, за мной стояла огромная сила всего коллектива. И я выиграла! – говорит педагог.

К участию в конкурсе «Учитель года» Анна Генкель подошла уже уверенным в себе, взрослым, по ее выражению, педагогом. Очень интересным оказался краевой этап: столкновение разных взглядов, методов преподавания, новый виток видения профессии.

А перед финальным этапом в жизни Анны Игоревны произошли серьезные изменения.

– Каждый человек, рожденный на Камчатке, думает о том, чтобы уехать. Регион отдаленный. Хочется не упустить шанс и попробовать жизнь на материке, как мы говорим. Я не исключение. На конкурс я вышла представителем Камчатского края. Теперь живу в Калининграде. Был момент, когда готова была отказаться от конкурса… – делится Анна.

Кабинет директора для Генкель просто какое-то мистическое пространство. Здесь или рядом с ним происходят важные для будущего события. Анна Игоревна в очередной раз направлялась в директорский кабинет, чтобы уволиться не только из школы №35 Петропавловска-Камчатского, но и выйти из конкурса. Уборщица в этот момент наводила порядок в коридоре, протирала стенд с учительскими наградами. И вдруг прямо за два шага до кабинета руководителя школы под ноги Анны Игоревны падает несколько грамот со стенда. Она их поднимает и видит среди них свою за победу в «Педагогическом дебюте».

– Это для меня было как знак Вселенной: нужно продолжать участие в конкурсе, – рассказывает Генкель.

После она даст всероссийскому этапу конкурса очень высокую оценку:

– Уровень «Евровидения»! Прекрасная организация. А еще мне было важно убедиться, что хоть Камчатка и край света, но мы в курсе современных тенденций, нам есть что показать.

Ее фишка – использование образовательной среды для развития творческих способностей. Есть, например, программа для изучения одного из самых сложных разделов информатики – программирования. Она вполне стандартная и под другим «соусом» может быть использована на любых уроках.

Современные школы наполнены различной техникой, но не все педагоги ее применяют, считают компьютер нужным лишь на уроках информатики. А ведь с помощью графического планшета, например, можно изучать устройство атома, на уроках географии заполнять контурные карты. Анна Игоревна ставит перед собой задачу обучить учителей пользоваться гаджетами как многофункциональным инструментом.

До детей же, в том числе двух собственных дочерей, она пытается донести истину: гаджеты – это возможность получать знания, а не убивать время. Пока ее девочки были маленькими, они не умели сами даже телевизор включить. Общее семейное время проводят, не уткнувшись в телефон или компьютер, а в личном общении.

– Я не ограждаю детей от реальности. Информатизация – вектор эволюции. Быть против техники – это быть против эволюции, по меньшей мере глупо. Задача – научить использовать технику дозированно и во благо. Жизнь – сложная штука. Важно творчески подходить к различным ситуациям, уметь выразить себя, – считает Анна Игоревна.

Переехав в Калининград, она в очередной раз подумала: самое время сменить сферу деятельности.

Угадайте, где она сейчас работает? Конечно, в школе. Методист по вопросам цифровизации образования, учитель физики и информатики в очень крупном учебном заведении – более 3,5 тысячи учеников. Обнуления прежних достижений не произошло. Организаторские способности Генкель и здесь замечены, ей предложена высокая должность. Продолжатся ли ее профессиональные метания и дальше?

– Думаю, что творческие люди, а я себя к таковым отношу, люди ищущие постоянно находятся в поиске. У меня есть цель, которую я четко сформулировала после конкурса «Учитель года»: хочу стать таким педагогом, учебу у которого дети будут воспринимать как удачу. В нашем деле присутствует возможность горизонтального (карьерная лестница) и вертикального роста (самосовершенствование). Вертикальный рост бесконечен. Как только человек перестает учиться, он перестает расти. Главная позитивная сторона настоящего педагога, на мой взгляд, – это постоянное движение, освоение новых пространств, умение меняться. У меня есть девиз: «Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других», – говорит Анна Генкель.

Марина РОМАНОВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте