Нина КЛИМКИНА, заместитель директора по научно-методической работе педколледжа №15: – На основе государственного образовательного стандарта были разработаны программы, обеспечивающие более высокий уровень подготовки специалистов дошкольного образования. Благодаря этому удалось представить широкий спектр по 11 дополнительным квалификациям: «руководитель малокомплектного дошкольного учреждения», «руководитель физического воспитания», «руководитель музыкального воспитания», «руководитель изобразительной деятельности», «воспитатель дошкольных учреждений компенсирующего вида», «воспитатель детей с недостатками умственного, речевого развития», «педагог-организатор студии или кружка ритмики и хореографии» и другие.
А также определено шесть дополнительных подготовок в областях знаний: иностранный язык, семейное воспитание, театральная деятельность, воспитание детей раннего возраста, экологическое воспитание, информационные технологии в дошкольных учреждениях.
Это позволило расширить сферу деятельности будущих специалистов, повысить их конкурентоспособность и мобильность. Квалификационная характеристика выпускника определила виды деятельности: воспитательно-образовательная, учебно-методическая, социально-педагогическая. Были введены дисциплины, необходимые для более качественной профессиональной подготовки специалистов. В плане по специальности «дисциплины национально-регионального компонента» студентам предложено изучение программ: ознакомление с социальной действительностью, москвоведение, организация работы с детьми детских домов, приютов, интернатов. Дисциплины по выбору: МХК, религиоведение, литература, информационные технологии способствуют развитию творческого потенциала личности как основы профессионального роста.
В то же время в связи с введением новых дисциплин (психолого-педагогический практикум, организация учебно-исследовательской деятельности студентов, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, экономика образовательного учреждения и др.) перед педагогическими коллективами встали задачи подготовки специалиста, способного реализовать свой профессиональный потенциал в новых для него экономических условиях. Это потребовало определить новые подходы.
Педагогический колледж №15 особое внимание уделяет формированию профессиональных психолого-педагогических компетенций; развитию способностей к самостоятельному творчеству и самореализации в будущей профессии. Все это нашло отражение в программах по дисциплинам, в разработке различных видов учебных занятий (лекции, семинары, СРС, практические и студийные занятия, практикумы, деловые игры, работа в группах и др.), в формировании практических профессиональных умений. В программе «Социальное партнерство» важное место занимает подбор баз практики, реализующих инновационные программы с приоритетными направлениями: художественно-эстетическое воспитание; физкультурно-оздоровительная работа; приоритет новых педагогических технологий гуманистической, личностно-ориентированной направленности; приоритет – разновозрастные группы; индивидуальная работа с детьми и другие. Все это накладывает на педагогический коллектив ответственность за качество становления специалистов. И, естественно, это нашло отражение в программах по дисциплинам и педагогической практике, проводимых на базе педколледжа №15 мероприятиях: «Папа, мама, я – спортивная семья!», первенство дошкольников по аэробике ДОУ округа.
В современных условиях радикально меняются статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его компетентности, к уровню его профессионализма и нравственности. В связи с этим мы реализуем программу «Оптимизация процесса формирования профессиональной компетенции специалистов в системе педагогических колледжей города Москвы».
Понятие «компетентный специалист» включает в себя помимо прагматичности профессионально-нравственные качества, что формируется, как правило, компетентным образованием. Последнее не может ограничиваться передачей знаний, соответствующих умений. Оно выполняет сверхзадачу – содействует воспитанию души и совершенствованию тела человека в соответствии с его природной сущностью: человека-творца, способного подходить к каждой технологической задаче целостно, с высоких профессиональных и нравственно-безупречных позиций.
В науке нет единого подхода к определению понятия «компетентность». По мнению ряда ученых, профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.
Психолого-педагогическая компетентность, на наш взгляд, состоит в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога. Можно сказать, что умения – это компетенции в действии.
Сегодня появилась необходимость формирования нового качества педагогического образования с обновленным составом ключевых компетенций профессиональной жизнеспособности специалистов. Ключевая компетенция – это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации, которые не ограничены, не слишком специфичны, но являются в определенной степени универсальными.
Совет Европы выделяет составляющие компетентности специалиста – «ключевые профессиональные компетенции» – независимо от формы предприятия и профессии.
Это коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать; информационная компетенция; предпринимательская компетенция – способность улавливать сигналы рынка; способность к эффективному поведению на рынке труда; способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели.
Одним из возможных направлений развития этих компетенций выступают образовательные технологии, которые реализуются у нас: метод проектов, кейс-стадий, имитационное игровое моделирование (компьютерные модели, «учебные фирмы»). Это находит свое отражение в рабочих программах по дисциплинам.
Исследуя педагогическую компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям педагога, другие – усвоению профессиональных умений, третьи дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами, четвертые подчеркивают в содержании профессиональной компетентности педагога личностные свойства. Все это и составляет профессиональную и нравственную основу компетентности специалиста.
Естественно, все это предполагает работу преподавателя по корректировке рабочих программ, определение компетенций в подготовке специалиста по дисциплинам, на педагогической практике, разработку заданий, формирующих те или иные компетенции.
Развитие профессиональной компетентности студента становится одной из основных задач любого учебного заведения, между тем на сегодняшний день пока не выработано единого мнения о проблеме формирования профессиональной компетентности. Составляющие профессиональной компетенции означают, по сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности, его индивидуальности.
Комментарии