Каждый округ по-своему открывает Год учителя. Восточный решил, что это открытие должно быть не только праздничным, но и интеллектуальным, и устроил Педагогические чтения, в которых приняли участие директора школ, сотрудники вузов, ученые, управленцы. Участников Педчтений приветствовали начальник Восточного окружного управления образования Сергей Горбун и руководитель окружного методического центра Ольга Жильцова.
Наталья РАЮШКИНА, директор центра образования «Гамма» №1404:
– Успешность реализации планов развития российского образования зависит от того, насколько каждый участник образовательного процесса будет обладать такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Миссия центра образования «Гамма» №1404 заключается в создании сообщества учащихся и учителей, в котором каждый стремится к самосовершенствованию. Все члены этого сообщества постоянно учатся друг у друга и развиваются в процессе совместной деятельности.
Стремясь к совершенству, Центр образования использует программу международного бакалавриата в качестве инструмента познавательной мотивации учащихся и учителей, средства, побуждающего их стать людьми активными и сопереживающими, способными и желающими обучаться всю свою сознательную жизнь, ответственными и деятельными гражданами, здоровыми, умеющими творчески и критически мыслить, взаимодействовать с другими людьми.
В Центре образования разработан и согласован со всеми участниками образовательного процесса портрет выпускника. Всеми этими качествами должен обладать выпускник нашей школы, для того чтобы достичь успеха в своей жизни и приносить пользу нашей Родине.
Естественно, что выполнить эту миссию может педагогический коллектив, состоящий из профессионалов высшего уровня, желающих помочь каждому ученику достичь успеха в формировании качеств современной личности.
Для этого в Центре образования создана целевая программа повышения профессионализма учителя.
Ключевые положения целевой программы:
– повышение качества и результативности урока;
– освоение личностно ориентированных технологий и форм организации учебной деятельности;
– освоение проектно-целевого подхода к управлению образовательной деятельностью;
– критериальное оценивание.
Управляющим вопросом повышения профессионализма учителей стал вопрос повышения качества и результативности урока на основе освоения и использования каждым учителем личностно ориентированных технологий. Особую роль здесь играет технология МБ, так как мы авторизованная школа ассоциации «Международный бакалавриат».
В нашем ЦО вот уже несколько лет есть постоянно действующая «Школа профессионального мастерства». Каждый понедельник все учителя собираются на методчас, формы проведения которого самые разнообразные, но обязательно те, которые учитель может использовать в работе с детьми на уроке. Работа ведется по методу, который мы называем «Гамма» (гаммы играть полезно!) и который заключается в постоянных тренировках, отработке навыков учителя по той или иной проблеме, связанной с уроком. Промежуточным обязательным итогом изучения какой-либо методической темы становятся декада открытых уроков, их анализ и самоанализ. Результат: практически все учителя овладели методикой как анализа урока, так и его самоанализа, каждый учитель имеет для этого памятки, схемы, алгоритмы. Причем урок анализируется с точки зрения тех вопросов, которые были поставлены на теоретических занятиях и отработаны с каждым учителем, и это главное.
Мы хорошо знаем, что научить чему-то может только тот учитель, который сам знает, как это делать, и умеет это делать. Чего греха таить, бывают случаи, когда учитель с легкостью перечисляет известные методы, технологии, а приходишь на урок и ничего не видишь. Поэтому мы решили, что каждую технологию, каждую форму организации учебной деятельности на уроке, каждый метод нужно с учителями отработать на методчасах и довести умения до автоматизма. Например, на выездном семинаре мы отработали групповые формы организации учебной деятельности, научили учителей распределять обязанности каждого, сотрудничать. Результат: организация групп взаимопомощи учащихся в классах, повышение результативности урока, умение учащихся работать в группе, выполнять различные роли в групповой работе. Такая активная форма проведения урока стала популярной и частой на уроке.
Всем известно, с каким трудом учитель отказывается от главенствующей роли на уроке, как ему трудно стать помощником, консультантом для учащихся, доверить ученику самому добывать знания, самому исследовать, самому делать выводы. В течение нескольких занятий мы упорно доказывали учителям, что наши дети это могут сами, предложив выполнять роль ученика каждому из них, на себе попробовать этот метод организации учебной деятельности, так как плохой учитель преподносит истину, а хороший учитель учит ее находить.
Ведь основа научного метода – поделись, попробуй и улучши.
А наш девиз: уча – учись.
Вообще-то каждое дело, каждый школьный локальный акт мы разрабатываем вместе с учителями, используя методы и приемы, которые потом применяем на уроке. Одним из таких локальных актов стала целевая программа развития ЦО.
Генеральная идея развития нашей школы – создание центра высокой деловой культуры учения и обучения. Как нужны сегодня такие навыки каждому из нас! В связи с этим мы с учителями постепенно разрабатываем алгоритмы деятельности участников образовательного процесса по формированию навыков делового человека. Например, алгоритмы формирования организационных навыков участников образовательного процесса.
Одним из важнейших направлений повышения профессионализма учителя мы считаем самообразование. В соответствии с задачами целевой программы школы, с уровнем квалификации учителя ежегодно каждый учитель работает над проектом по теме самообразования.
Мы считаем, что учитель не только должен прочитать литературу, но на основе полученных знаний создать продукт своей проектной деятельности, полезный для коллег, учащихся, родителей. Поэтому в методической копилке ЦО большое количество методических разработок, созданных учителями. Каждый учитель в апреле защищает свой проект, лучшие проекты демонстрируются на ежегодном форуме педагогического мастерства ЦО, получают награды. Самое почетное звание учителя в ЦО – учитель-мастер. В связи с поставленной в целевой программе задачей каждый учитель имеет возможность повысить свое профессиональное мастерство в части умения вести деловую документацию (карта образования ученика, календарно-тематическое планирование, конспект урока, проверочный лист к теме и многое другое).
Конечно, профессионализм учителя в большей степени проявляется на уроке. Эффективность урока – основная задача в работе ЦО в рамках работы по повышению уровня профессионализма учителя. Поэтому мы решили, что урок учителя ЦО «Гамма» так и будет называться «Гамма».
Мы провели огромную работу, чтобы понять, какой это должен быть урок – урок учителя международной школы, и пришли к выводу, что это урок, где:
– четко определены цели и задачи учителя и ученика;
– даны критерии оценивания достижений ученика;
– организована работа ассистентов учителя;
– организовано самостоятельное исследование учащихся;
– поставлен ключевой вопрос к теме;
– реализованы области взаимодействия (связь с жизнью);
– проведена рефлексия учащихся.
Учитель-мастер-виртуоз как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на усвоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту. Поэтому, зная о том, что нет предела человеческому совершенству, мы стараемся дать учителю инструментарий его успешной деятельности, но не принести его на блюдечке с голубой каемочкой, а создать вместе с учителем. По всем ТПМ определены ответственные за результат и конечный продукт.
Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс, коллектив сыгран, то урок – как музыка.
Одна из важнейших задач сегодня – научить учителя анализировать и оценивать как свои результаты, так и достижения учащихся. Мы работаем в системе критериального оценивания, к которому сегодня и наше российское образование приходит. Учитель нашей школы ее освоил и очень результативно применяет. Определены критерии по всем предметам, созданы рубрикаторы по каждому критерию, разработаны чек-листы к каждой теме программы, каждый ученик ЦО конкретно знает, за что он получает оценку, что он может сделать, чтобы улучшить свои достижения.
Система критериального оценивания дала возможность сформировать у учителя умение анализировать свою деятельность, корректировать проблемы. А это одна из ведущих компетенций учителя.
И если это умеет учитель, то и ученика он может этому научить, так как знает, как это делается, знает способы деятельности.
Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Поэтому нам нельзя останавливаться даже на минуту.
Комментарии