Вадим Николаевич Шутов, директор Сургутского профессионального колледжа, нынче в округе человек знаменитый. Его колледж стал победителем в нацпроекте «Образование»-2007 среди учреждений НПО и СПО и получил 60 миллионов рублей. Надо сказать, что и до этого события колледж всегда был среди профессиональных учреждений округа в числе первых. В любом мероприятии, будь то спортивные соревнования или студенческий КВН, колледж традиционно занимает призовые места, его студенты достойно конкурируют на городских предметных олимпиадах со школьниками, причем результаты у них зачастую не хуже, чем у ребят из спецклассов, гимназий и лицеев.
– О нацпроекте мы узнали поздно, но все-таки решили подать заявку и представить свою программу, ни на какую победу не надеясь, – рассказывает Вадим Николаевич. – И вдруг такая удача. Эта награда принесла прежде всего моральное удовлетворение, приятно, что нас заметили, нашу работу оценили. Ну и деньгам, конечно, найдем применение, только вот успеть бы потратить их до конца года… Впрочем, кое-что уже купили, к примеру, на 16 миллионов дорожно-транспортную технику. В округе почему-то ни одно учебное заведение не занималось подготовкой кадров для ремонта и строительства дорог. Мы эту нишу заняли, стали центром подготовки для дорожно-строительных предприятий. Неплохие дивиденды приносит и сварочное производство, – продолжает Вадим Николаевич. – Мы ведем переподготовку сварщиков. Директор предлагает посмотреть мастерские колледжа, первым делом мы заглядываем на СТО – станцию технического облуживания.
– Здесь ребята учатся автослесарному делу, ремонтируют машины, между прочим, оказываем услуги населению по более низким ценам, чем в городских СТО, – комментирует работу своих студентов Шутов. Меня несколько удивляют компьютеры на станции. Шутов замечает мой взгляд и объясняет: в ремонте компьютерная диагностика – первый шаг к исцелению автомобиля.
В сварочных мастерских идет повышение квалификации рабочих.
– У нас договор с «Сургутнефтегазом», – рассказывает Вадим Николаевич. -Причем повышение квалификации проходят в нашем колледже не только рабочие, но и специалисты. И базой, и необходимыми кадрами колледж располагает. Кстати, у колледжа свой роскошный автодром, 17 единиц техники, есть полигон для подготовки крановщиков.
Новые возможности для обучения профессии, как студентов колледжа, так и для переподготовки рабочих и специалистов, откроет проектируемый мощный ресурсный центр. Вадим Николаевич с гордостью показал мне макет будущего ресурсного центра, поражающего объемами и размахом.
– Это будет огромный комплекс, где уже со второго курса ребята могли бы обучаться практическим навыкам. Это дало бы возможность проходить практику без выхода на предприятие, где зачастую нет возможности уделять столько внимания студенту, сколько необходимо, для того чтобы новичок стал профессионалом.
– Вадим Николаевич, я знаю, что к вам присоединят еще несколько профучилищ Сургута. Это значит, что все ребята теперь будут обязаны получать среднее профессиональное образование? А если кто-то не потянет?
– Ребята поступают к нам после 9-го класса и имеют полное право, получив среднее образование и профессию, через два с половиной года уйти. Уходят, как правило, те, кто чувствует, что не потянет более высокий уровень среднего профессионального образования, и те, кто разочаровался в выбранной профессии и понял, что она ему не по душе. А вообще у нас есть лицензия на право ведения начального профобразования, выпускникам выдаются дипломы государственного образца. Большая часть студентов, процентов 70-80, пройдя уровень НПО, продолжает учиться. Всех своих ребят мы называем студентами, потому что они обучаются по интегрированным программам начального и среднего профобразования. Есть, кстати, и такие ребята, которые, закончив училище и поработав, вернулись в колледж вновь. Даже после армии возвращаются, их мало, мы берем всех.
– Кстати, совмещение в одном учебном заведении двух уровней НПО и СПО создает конкурентную среду, которая прежде всего необходима студентам – им есть к чему стремиться, они реально видят, что хорошая учеба дает им возможность перейти на более высокий уровень. А потом соответственно занять более интересную и высокооплачиваемую работу. Мы никого не держим и не тянем. Для того чтобы получить хорошую оценку, нужно хорошо поработать. Это знают все, просто так тройку никто не ставит. Кстати, мы попытаемся сохранить автономию присоединяемых училищ, объединив только кадры и финансы. Директора же этих училищ, став моими заместителями, получат в качестве моральной компенсации более высокую зарплату. Есть такая возможность благодаря внебюджетным средствам.
Не обошли мы в разговоре с директором и тему престижных специальностей. Оказалось, что самым высоким – до трех человек на место – был конкурс в этом году на «программное обеспечение вычислительной техники», на специальности «обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики», «техническое обслуживание и ремонт электрооборудования». Среди девочек большой популярностью пользуется специальность «офисный менеджер». Любопытная деталь – все профессии ребята здесь получают бесплатно. Свои внебюджетные деньги колледж зарабатывает за счет повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов «Сургутнефтегаза».
– Вадим Николаевич, в колледже самые разные профили, под одной крышей учатся и кулинары, и строители, и автомеханики. Как вам при этом удается давать ребятам такой высокий профессиональный и образовательный уровень?
– Так исторически сложилось со времен существования училища. И в перспективе мы собираемся интегрироваться с другими профучилищами. Идет дублирование специальностей в разных учебных заведениях города. А в результате не хватает денег на оборудование и мастерские, недостаточно площадей и в какой-то степени и кадров. Если специализации распределить по разным учебным заведениям, высвободятся площади. И весь кадровый ресурс по определенной специальности сконцентрируется в одном месте.
– Вадим Николаевич, ваше учебное заведение и постоянно растет, и совершенствуется. Были училищем, лицеем, теперь колледж. Не возникает ли идея организовать третий уровень образования, для которого есть все – и кадры, и площади, и оборудование?
– Прежде всего нужно давать качественное образование, чем на сегодняшний день мы и занимаемся. Повышаем требования к выпускникам, присваиваем более высокие разряды. И потом каждый должен заниматься своим делом. Техникумы и училища всегда были близки по структуре учебных планов и программ, по материальной базе. И всегда конкурировали. Вузы же, тем более если речь идет о технических, должны иметь более мощные лаборатории, кафедры, более высокий кадровый потенциал. Так что наша главная задача – готовить специалистов рабочих квалификаций, специалистов среднего звена управления. С вузами же мы готовы сотрудничать в том плане, чтобы нашим выпускникам предлагались сокращенные сроки обучения для получения высшего образования.
Статфакт
Сургутский профессиональный колледж – многопрофильное, многоуровневое учебное заведение. Основных профилей три: здесь готовят нефтяников, строителей и энергетиков. Более 70 процентов студентов колледжа – мальчики. До объединения было свыше 900 студентов, сейчас будет более 2700 только на дневном отделении.
…Пообщавшись с Вадимом Николаевичем, со студентами и преподавателями его колледжа, я поняла – успех его не случаен. Во-первых, Вадим Николаевич относится к колледжу как к своему детищу, для него это практически в прямом смысле дом родной, во-вторых, коллеги Шутова – его партнеры и помощники, вместе с ним они единая команда. Команда, которая привыкла хорошо работать и быть в числе лидеров. Кстати, в числе 100 ссузов страны колледж Шутова получил «Золотую медаль» «Европейского качества».
Комментарии