search
main
0

Профессионализм как точка опоры. Хабаровский педколледж – старейший на Дальнем Востоке

Так уж получилось, что в Хабаровский педагогический колледж я попала чуть ли не перед самым вылетом в Москву. Но увиденное практически сразу как рукой сняло «чемоданное» настроение. Современно оборудованному, просторному, по-дальневосточному ярко освещенному зданию позавидовал бы любой московский техникум или колледж. И все-таки, наверное, больше всего меня поразили здешние преподаватели и студенты и, конечно, же сам директор с его по-настоящему профессиональным стилем работы – Геннадий Гостев.

Досье «УГ»Хабаровский педагогический техникум был создан в 1923 году на базе учительского института и учительской семинарии. Вначале в техникуме было лишь два отделения: школьное, на котором учились четыре года, и одногодичное дошкольное. Техникум имел собственную опытную школу и детский сад для практики, столярные и слесарные мастерские, фруктовый сад, пасеку, заимку, лошадей и коров и даже сельскохозяйственные машины. С 1945 года Хабаровский педколледж выпустил в жизнь более 13 тысяч учителей, причем каждый шестой учитель начальных классов, музыки и дошкольный работник Хабаровского края – закончил ХПК… Сейчас здесь на дневном и заочном отделениях обучаются свыше 1300 студентов.

Оказалось, что Хабаровский педколледж – старейшее среднее специальное учебное заведение Дальнего Востока, с него здесь начиналось народное просвещение. В прошлом году колледж отметил солидный 80-летний юбилей. Появись на год позже, и был бы «Учительской» ровесником…

кскурсию по колледжу начнем с музея, – предложила заместитель директора по учебной работе Мария Ковальчук, – благо нам есть что показать.

И я вместе с моим гидом окунулась в события восьмидесятилетней давности. Со стен на меня глядели черно-белые фотографии первых директоров и преподавателей Хабаровского педтехникума.

– А это наши выпускники, – остановила меня перед стендом Мария Геннадьевна, – писатель Николай Шундик знаменит по всей стране и за рубежом, особо мы чтим память Героя Советского Союза, погибшего в Великой Отечественной войне, – летчика Дмитрия Калараша, даже учредили его именную стипендию. Я, между прочим, тоже выпускница нашего педколледжа , – улыбается Мария Геннадьевна, – уже около 12 лет здесь работаю.

– Да и вообще, – продолжает она, – это скорее правило, чем исключение, наша хорошая традиция – возвращаться в родные стены, из 112 наших преподавателей 25 закончили Хабаровский педколледж, а потом, получив высшее образование, вернулись сюда преподавателями. Среди них Альбина Макуха, читающая у нас сейчас философию. Между прочим, внук ее тоже учится здесь. Галина Казицкая, заведующая музеем, Юлия Дульнева… Подготовка собственных кадров – одно из ведущих направлений нашей работы, – подчеркивает Мария Геннадьевна.

… Потом мы с Марией Ковальчук заглянули в издательский центр, организованный, между прочим, на свои собственные внебюджетные деньги.

– У нас очень многие преподаватели занимаются научной работой. Cуществует и студенческое научное общество, да кроме того, многие наши преподаватели и студенты пишут стихи – вот и появилась необходимость все свои методические разработки издавать самостоятельно, не надо никого просить или платить бешеные деньги. Чуть не забыла – мы же еще и информационно-методический и научный центр педагогических ссузов всего дальневосточного региона. Так что у нас с радостью печатаются наши коллеги из других педагогических колледжей и училищ.

…Довелось мне и с ребятами пообщаться. Так оказалось, что третьекурсник ХПК Алеша Жбанов готовится стать правоведом, как только получит диплом колледжа, тут же собирается в вуз – в Хабаровскую государственную академию экономики и права. Ну а Таня Пономарева уже твердо решила – ее призвание быть педагогом. Между прочим, учась на третьем курсе по специальности «Иностранный язык», успевает еще и работать в Хабаровском детском эстетическом центре «Отрада», обучать английскому несмышленых малышей от четырех до шести.

– Наши ребята оказываются в практическом отношении на голову выше даже окончивших педуниверситет, а все потому, что, давая хорошую теоретическую базу, не забываем о практике – наши студенты проходят различные виды практик в школах и детских садах, со второго курса у них постоянная непрерывная практика, на третьем – месячная, когда они сами дают уроки, – говорит Мария Геннадьевна.

Удивил меня Саша Шадрин из села Мичуринское. Во-первых, он единственный парень на отделении начального образования. А во-вторых, мечтает вернуться в свою родную школу.

Саша – наша будущая педагогическая звезда, уверены преподаватели колледжа, особенно высоких результатов малыши у него достигают на уроках математики. Кстати, Саша собирается после окончания колледжа в педуниверситет на заочное отделение, хочет освоить еще и специальность психолога-логопеда.

…Геннадий Михайлович появился на пороге кабинета неожиданно и сразу же включился в разговор:

– Конечно, нам не избежать интеграции с высшими учебными заведениями, тем более с сегодняшней потребностью в педкадрах с высшим образованием, но при этом важно сохранить все то лучшее, что есть в ссузах. Прежде всего интеллектуальный потенциал и, конечно же, практическую направленность обучения.

Благо у нас складываются хорошие отношения с восьмью вузами Хабаровского края. Среди них – и наш, и Комсомольский-на -Амуре педуниверситеты, а также Дальневосточная академия государственной службы, Хабаровский государственный технический университет… Наши ребята поступают в педвузы сразу на второй курс, так идут по сокращенной программе по линии непрерывного образования, у нас сквозные учебные планы. Обычно сразу же в вуз поступают до 30 процентов наших выпускников, остальные, особенно те, кто закончил педагогические специальности, как правило, идут работать в школу. Мы, кстати, свои шаги навстречу интеграции с вузами сделали: у нас проходят лекционно-семинарские занятия, наши преподаватели и студенты всерьез занимаются не только методикой преподавания, но и научными изысканиями. Кроме того, на базе нашего колледжа отрыто дальневосточное представительство Института проблем СПО Минобразования РФ. И потом у нас идет подготовка и защита аспирантов и соискателей. И поэтому наиболее острой для нас сегодня стала проблема званий и надбавок за них. Так, к сожалению, нам не положено вводить звание доцента, старшего преподавателя, этим самым мы уже поставлены в унизительное положение по сравнению с вузами. Ну а наша молодежь, защитившись, тоже уходит в вуз, там ведь совершенно другая стоимость учебного часа. Наш колледж – многопрофильное, многофункциональное и разноуровневое учреждение. В Дальневосточном федеральном округе мы единственный педколледж, который готовит кадры по стольким специальностям. Сейчас основных у нас – 12, причем и традиционного педагогического, и гуманитарного профиля. К примеру, ребята охотно идут учиться на дизайнеров, менеджеров, правоведов. Особо хочу сказать о нашем музыкальном образовании, очень многие учителя музыки в Хабаровском крае – выпускники этого отделения.

От Гостева я узнала, что ребята из ХПК – свои на конкурсе педагогического профессионального мастерства, среди студентов педвузов, училищ и колледжей в Комсомольске-на-Амуре. Участвуют в нем вроде бы недавно – с 2002 года, но уже трижды заняли призовые места. Победителем 2004 года стал Александр Шадрин, получивший специальный приз «За лучший урок».

О материально-технической базе я даже не стала спрашивать: своими глазами видела и три огромных шикарных лекционных зала, и четыре компьютерных кабинета, и музей истории колледжа, даже собственный автопарк. К тому же колледж имеет свою локальную компьютерную сеть с выходом в интернет.

– Вы не смотрите, что колледжу 80 лет, нам-то всем по 20, – шутит на прощание Геннадий Михайлович, – именно столько, сколько нашим выпускникам, потому что в каждом из них – частица напряженного педагогического труда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте