search
main
0

«Профессионалитет»: надежда на изменение или страх профанации?

Программа «Профессионалитет» стартует уже в сентябре 2022 года и охватит около 150000 студентов некоторых специальностей колледжей. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, сроки обучения будут сокращены за счет интенсификации и практико-ориентированного подхода, при этом выпускники получат обычные дипломы о среднем профессиональном образовании (СПО). Министр уточнил, что программа охватит обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей, а также в области машиностроения и легкой промышленности. Участниками проекта станут и потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования, подключаться к разработке программ и давать базу для формирования практических навыков студентов. При этом будут усилены и общеобразовательная программа, и курс профессионального обучения. Одна из главных задач программы «Профессионалитет» – создание системы управления, где соучредителями должны стать бизнес и государство, а решение о привлечении специалистов в ту или иную отрасль должно приниматься совместно. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 миллиардов рублей. Мы поинтересовались у читателей и экспертов, как они оценивают новую программу и считают ли ее своевременной.

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:

– Россия нуждается в рабочих кадрах высокой квалификации. Возможно, намерение ввести «Профессионалитет» связано с желанием быстрее обеспечить такими кадрами страну. При этом мы понимаем, что речь идет, как правило, о специальностях, требующих достаточно высокой квалификации. Насколько возможно, сократив сроки обучения за счет интенсификации программы, обеспечить более высокое качество подготовки и в профессиональном, и в общем образовании – это большой вопрос. Нужно получить более конкретную информацию, по каким специальностям, насколько именно и за счет чего будет сокращена программа, для того чтобы сделать внятные выводы. Моя версия, но надо проверить ее достоверность, заключается в том, что сокращение в основном коснется общеобразовательных предметов. Возможно, мы получим на выходе людей, хорошо подготовленных профессионально, но лишенных широты кругозора. Практика покажет реальную ситуацию.

Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, Ленинградская область:

– Усиление практического блока при подготовке – это то, что требуется сегодня профессиональному образованию. Кроме того, потенциальные работодатели готовы предоставить базу для формирования практических умений. Это означает, что студенты будут развивать те компетенции, которые им в полном объеме нужны на будущей работе. Еще одним преимуществом данного подхода является то, что решится вопрос с трудоустройством по специальности. Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, куда еще, может, и не возьмут, а на конкретное место в конкретных фирмах. Поэтому я положительно оцениваю данную инициативу.

Алексей ВЕРИНОГОВ, победитель конкурса «Учитель года»-2018 Калининградской области, учитель истории и обществознания, Калининград:

– Двоякое отношение: с одной стороны, это отвечает запросам общества и государства и в целом соответствует тенденции современности, а с другой – остро стоит вопрос реализации в том виде, в котором она задумана. Потому что велик риск не получить результат по итогу.

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:

– Вопросы подготовки востребованных специалистов имеют ключевое значение для экономики и социальной сферы Карелии. Республика планирует принять участие в пилотном запуске проекта Минпросвещения России «Профессионалитет». В адрес министерства уже направлены предложения по участию в реализации проекта. В перечень возможных участников заявлены: в металлургической промышленности – Петрозаводский автотранспортный техникум (кадры для ООО «Литейный завод «Петрозаводскмаш»); в машиностроительной отрасли – Петрозаводский автотранспортный техникум (кадры для АО «Онежский судоремонтно-судостроительный завод»); в горнодобывающей промышленности – Костомукшский политехнический техникум (кадры для АО «Карельский окатыш»). Костомукшский политехнический колледж расположен на территории района, включенного в состав Арктической зоны Республики Карелия. Развитие арктических территорий республики и подготовка кадров для осуществления инвестиционных проектов является одним из приоритетных направлений развития региона.

Ирина ФОМЕНКО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009 из Ставропольского края, директор школы №12, Новоалександровск:

– Сейчас время обучения в системе СПО увеличено за счет большого объема теоретических знаний, зачастую без привязки к конкретным профессиональным действиям, которыми должны владеть учащиеся. Ребят учат на старых, уже отживших свое станках и оборудовании, они не имеют возможности увидеть новую аппаратуру, установленную на самых современных производствах. Тем более цифровизация образования подразумевает овладение такими приемами, как решение реальных практических задач через моделирование реальных промышленных производств, что без их изучения невозможно. Если действительно удастся интенсифицировать обучение за счет практического обучения непосредственно на предприятиях, то сокращение времени обучения до двух лет возможно. Очевидно, что такое требование (обязательное участие предприятий отрасли в проекте) может быть стимулом для образовательных организаций, которые не имеют выхода на конкретные предприятия, перестроить образовательный процесс, придав ему черты практико-ориентированного, с непосредственным обучением практическим навыкам на предприятии. Для нового проекта понадобятся новые педагогические кадры, соединяющие в себе прекрасное знание теории и хорошую практическую подготовку, это обеспечит вовлечение отраслевых партнеров в систему среднего профессионального образования. Тогда не придется выпускников СПО доучивать, а то и переучивать во время начала их профессиональной деятельности. Обучение должно стать ярким, интересным, деятельностным, а значит, не будет вызывать у родителей страха перед переходом ребенка из школы в колледж, что снимет напряжение, если его не берут в 10‑й профильный класс

Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами и кадровым резервом Института развития образования Краснодарского края, учитель года Кубани-2000:

– Инициатива хорошая. Важно, чтобы учебный процесс стал практико-ориентированным, чтобы студенты обучались на современном оборудовании у квалифицированных наставников. Для этого нужно, чтобы потенциальные работодатели не только открыли свои производственные мощности, но и создали учебную базу, привлекли наставников и дали возможность полноценно практиковаться на имеющемся оборудовании. Знаю, что во многих высших учебных заведениях подобные программы уже работают. Так, у нас на Кубани активно этим занимается аграрный университет, в медицинских учреждениях открыты классы и лаборатории для студентов колледжей и институтов, в технологическом университете действует целый комплекс. Знаю, что и колледжи активно внедряют такую практику и получают хороший результат.

Ирбулат ТАУМОВ, учитель русского языка государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)», Самара:

– Программа «Профессионалитет» в современных условиях, когда жизнь требует мультипрофессиональности, может стать спасительным кругом для молодых людей. Тот факт, что участниками проекта станут и потенциальные работодатели, готовые инвестировать в развитие профессионального образования, позволит сделать его максимально эффективным. Необходимо довести важную информацию до сведения всех потенциальных участников, чтобы старт оказался удачным, а проект – надежным и долгосрочным.

Дмитрий ПОТАПОВ, выпускник строительного колледжа, Великий Новгород:

– Настораживает, что сроки обучения будут сокращены для программ подготовки в областях, связанных с безопасностью людей, таких как железнодорожная или атомная отрасли. В целом выбор направлений удивляет. Он охватывает те отрасли, по которым нет дефицита кадров. Зато остались в стороне профессии, которые требуются на каждом шагу, но не имеют притока молодых сил. По всей стране идет строительство, а где специалисты? Мы видим на стройках по большей части приезжих из южных краев. Везде гигантская нехватка профессиональных штукатуров и каменщиков. Массово требуются обученные сварщики, плотники, слесари, сантехники, плиточники. Если бы эти направления охватить новой программой и поддержать какими-то еще дополнительными мерами, возможно, молодежь выбирала бы их охотнее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте