В статье 12 Закона «Об образовании в РФ» говорится об образовательных программах, которые «определяют содержание образования». Программы эти, указывает закон, «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность…». Разрабатывают образовательные программы «в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ» школы, детские сады, другие организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Итак, для функционирования образовательных организаций в соответствии с законом необходимо создание в каждой из них собственной образовательной программы, а для того чтобы эти программы были созданы, нужны примерные основные образовательные программы как образец. Образца пока нет, нет даже документа, о котором говорится в пункте 11 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ»: «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (…), а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (…)».Однако недавно увидел свет проект Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, его создала рабочая группа Минобрнауки России под руководством Любови Духаниной, заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования. Во время обсуждения этого документа на общественных слушаниях по инициативе комиссии Общественной палаты РФ эксперты говорили о контурах будущих примерных основных образовательных программ (ООП) и проблемах, с которыми столкнутся их авторы, а также будущие создатели образовательных программ образовательных учреждений.Контуры примерной ООПЧто известно на сегодня о примерной основной образовательной программе? В проекте порядка даны лишь контуры: «Примерные ООП всех уровней общего образования разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования и должны соответствовать требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и другим действующим нормативно-правовым актам».Кто авторы-разработчики примерных ООП? Согласно положению юридические и физические лица: образовательные организации, научно-исследовательские организации, организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образовательной деятельности, коллективы педагогических и научных работников.Президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков убежден, что так как «примерная ООП – сложный в научном, методическом, содержательном плане документ, который регулирует все стороны деятельности образовательной организации, организаций, которые способны создать такой документ, не так много. Но в течение 5-10 лет эта компетенция будет сформирована».Сколько будет у образовательных организаций перед глазами образцов, иными словами, сколько программ планируется создать? Пока это открытый вопрос. Любовь Духанина считает, что Минобрнауки России решит, на какое точное количество примерных ООП следует объявить конкурс – 5, 15 или 150, а дело экспертного сообщества – дать четкие, конкретные рекомендации.Академик РАО, профессор Высшей школы экономики Владимир Шадриков рекомендует и предостерегает: «Если мы хотим сохранить единое образовательное пространство, примерных программ не должно быть много. По одному виду образования должна быть одна программа. Академические свободы учителя должны проявиться при разработке образовательной программы учебного заведения».С другой точки зрения подошел к вопросу заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров, он считает, что будет создано несколько тысяч программ, а если будет позволено заменять в ООП отдельные предметные части, например программу по математике, то примерных ООП может быть даже десятки тысяч.Подхватил и развил идею Алексея Майорова и.о. ректора Московского института открытого образования Алексей Семенов: «После того как программа внесена в реестр, является ли она модульной? Могу я заменить в выбранной мною примерной ООП программу по математике, например? Или выйти со своей собственной программой, где отдельные части взяты у других авторов (при этом авторство указано)? Нам нужно эту модульность заранее предусмотреть».Генеральный директор открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов коллег поддержал: «Примерная ООП – такой монстр, который не может сделать один коллектив. Там есть внеурочная деятельность, учебные программы, финансово-экономическое обеспечение, учебные планы и так далее. Если будут модули, школа сможет из них собирать свою программу, включать в нее лучшее, что годится именно для этого учебного заведения».ПроблемыКроме очевидных вопросов – как будут выглядеть примерные ООП, кто будет их создавать, будет ли реализован принцип модульности, существует вопрос глубинный, специальный. Касается он содержания образования, вернее, отсутствия подробного представления об этом содержании в федеральных государственных образовательных стандартах. Любовь Духанина отметила: «Федеральный стандарт прописывает, что две трети от общей программы – содержание общенациональной значимости. Но что это, кем определяется, нигде дальше не прописано».Вопрос отсутствия четкого представления о содержании современного образования напрямую касается примерных ООП и будущих ООП образовательных организаций. Директор Московского института развития образовательных систем Александр Абрамов справедливо заметил: «Чтобы написать примерную образовательную программу по какому-либо предмету, нужно иметь логическую основу. Ее сейчас нет, и попытки создать ее ни к чему не привели. Единственно возможное организационное решение: создается государственная национальная комиссия по разработке концепции содержания образования. Готовится документ, который проходит широкое обсуждение. Принимается аксиоматика, на основе которой мы выстраиваем и программы, и учебные планы. Но и этого недостаточно. Второй основополагающий документ – концепция школы».Александр Кондаков напомнил во время обсуждения еще об одном аспекте проблемы содержания образования: «Когда мы говорим об экспертизе примерных образовательных программ, вопрос этнокультурной, региональной составляющей является очень серьезным, необходимо обратить на это особое внимание».Еще одна загвоздка на пути создания примерных ООП – финансирование. Сейчас в порядке прописано, что примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются «в инициативном порядке за счет средств разработчиков». Понятно, что вряд ли найдутся профессиональные авторы, которые бесплатно создадут такой серьезный документ, да еще даром отдадут авторские права на него.Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин уверен: «Должен быть механизм стимулирования разработки примерных программ. Нужна формула закупки программ у авторов».«И что значит «разработка в инициативном порядке»? – удивлен Владимир Шадриков. – Это государственный документ. Возможна ситуация, что за него никто и не возьмется. В таком случае не будет примерной программы, а будет сплошное нарушение Закона «Об образовании в РФ»?»Ефим Рачевский резюмировал: «Итак, государство должно определить количество примерных основных общеобразовательных программ, то есть степень вариативности, и решить, сколько денег из бюджета на это выделяется. И не только из федерального, но и из региональных. Например, если Татарстан или Чувашия захотят добавить в примерную ООП что-то свое. И организуется конкурсная открытая красивая процедура».ЭкспертизаОтложив на время проблемы, продолжим рисовать картину будущего, когда платно или бесплатно, в больших или малых количествах, но примерные ООП появятся. Их передадут экспертам. Согласно проекту положения «экспертиза примерных ООП включает: а) техническую экспертизу; б) профессионально-общественную экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования и федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе в части непротиворечия региональным, национальным и этнокультурным особенностям, а также современному научному знанию; в) общественное обсуждение».Для координации действий по организации экспертизы и утверждению примерных ООП при Минобрнауки России появится специальный совет, который будет осуществлять техническую экспертизу, определять перечень уполномоченных экспертных организаций, направлять примерные ООП на профессиональную экспертизу, рассматривать экспертные заключения, принимать решение о возможности включения примерных ООП, прошедших экспертизу, в реестр примерных ООП.Во время обсуждения звучали сомнения, нужен ли еще один совещательный орган… А заместитель директора Института общего среднего образования РАО Михаил Рыжаков рекомендует сделать приложение к порядку – базовый документ с четко прописанными критериями экспертизы, на который будут опираться эксперты. И не только эксперты, но и общественность, ведь примерные ООП будут параллельно проходить и общественное обсуждение.Сроки принятияСамый животрепещущий вопрос, связанный с основными образовательными программами, – сроки создания примерных ООП и начало работы с ними образовательных организаций. Директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов уверен: «Чем раньше мы примем хотя бы несколько программ, тем быстрее спасем образовательное пространство страны от растаскивания на мелкие кусочки. Новые диагностические материалы по новым образовательным стандартам уже пекутся как пирожки в регионах и идут в школы. И по ним уже оцениваются дети. Но, к сожалению, у нас в стране не сложилась культура педагогических измерений…»Однако главная причина заботы о скорейшем создании примерных ООП кроется… в Законе «Об образовании в РФ».Любовь Духанина встревожена: «В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» образовательные учреждения должны приступить к работе по новым образовательным программам учреждений с 1 сентября этого года. Но возникает казус. Сам порядок разработки примерных программ вступит в силу при хорошем стечении обстоятельств только 1 сентября. И только с 1 сентября у разработчиков появится возможность выносить на рассмотрение эти программы. Дальше должен пройти процесс экспертизы. Суммарно это займет не менее 5-6 месяцев. Затем программы, прошедшие экспертизу, попадают в реестр. И только после этого образовательное учреждение может, ориентируясь на эти программы, делать свои. С моей точки зрения, было бы правильно ввести какой-то переходный период хотя бы на год, чтобы прокуратура не требовала с образовательных учреждений эти программы».Самое неприятное, что в регионах уже требуют от школ основные образовательные программы при отсутствии примерных документов, например, в Ульяновской области, где по распоряжению губернатора стандарт основного образования вводится массово с 1 сентября 2013 года.Так что переходный период нужно заявлять сегодня, немедленно, иначе требование закона превратится в профанацию.
Комментарии