Семейный детский сад – это многодетная семья, в которой мама – воспитатель, а следовательно, и педагог, умеющий организовать интересную разнообразную деятельность детей: игры, занятия, детские эксперименты, исследования, праздники и развлечения. В осуществлении педагогического процесса воспитателю семейного детского сада помогает прежде всего старший воспитатель детского сада.
Каждый семейный детский сад неповторим как по составу семьи и детского коллектива, уровню готовности мамы-воспитателя к педагогической деятельности, так и по организации педагогического процесса. Мы понимали, что наш семейный детский сад имеет свою специфику по религиозному признаку и что для выстраивания сотрудничества необходимо выявить (с помощью анкетирования, опросов) потребности семьи, определить направления сотрудничества.
Для работы было необходимо отобрать то содержание и те доступные родителям методические приемы, которые можно использовать в домашних условиях, так как члены семьи и педагоги должны стать для ребенка единым образовательным пространством детского развития. Форму организации работы каждый семейный детский сад определяет самостоятельно, с учетом своих возможностей. Формы организации деятельности ребенка могут быть различны, но очень важно, чтобы выбор средств для решения воспитательно-оздоровительных задач оставался игровым, так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, она расширяет сферу их интересов и является основой становления учебной деятельности в школе. Отдельные занятия дети семейного детского сада могут посещать в обычном детском саду. Программные задачи должны быть дифференцированы для детей разных возрастов, поэтому лучше отдавать предпочтение в индивидуальной работе с детьми или подгруппой детей однотипным занятиям с разным для каждого возраста программным содержанием.
Организовать обучение детей разного возраста (от 2 месяцев до 7 лет) можно в форме занятий (индивидуальные, по подгруппам, со всеми детьми одновременно), игр, наблюдения, экспериментирования. Очень удачно для реализации обучения и воспитания разновозрастных детей подходит проектный метод. В реализации целей проекта перед каждым из воспитанников ставятся задачи в соответствии с его возрастными возможностями, а результат выглядит совместной победой всего семейного детского сада. В качественной реализации обязательно задействованы все сотрудники структурного подразделения. Каждый специалист СДС выполняет определенные обязанности. Я, как старший воспитатель, организую методическое сопровождение воспитателя и всех специалистов в проекте. Педагог-психолог контролирует развитие ребенка, выстраивает для него индивидуальный образовательный маршрут. Социальный педагог определяет основные проблемы и потребности семей, осуществляет социально-педагогическую поддержку по вопросам межличностных отношений и социальный патронаж детей, исследует формирование новой детско-взрослой общности. Таким образом, на базе учреждения сформирован целый механизм взаимодействия между детским садом и семейным детским садом.
В течение 2008-2009 года семейный детский сад реализовывал общесадовские проекты «Наши пушистые друзья» (сборник рассказов о домашних любимцах), участвовал в международном проекте нашего сада «Искусство без границ» совместно с детским садом «Арабелла» из Болгарии.
Тесное общение с родителями семейного детского сада, те вопросы, которые мы решали в процессе становления, легли в основу проекта «Расскажи нам о себе», успешно реализованном для всех воспитанников детского сада в ноябре 2009 года. Родители и воспитанники детского сада рассказывали друг другу о своих семейных традициях, демонстрировали семейные портфолио.
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ, вовлекая родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» за счет интеграции работы ДОУ и семьей.
Важнейшие принципы интеграции – открытость детского сада для семьи; обеспечение психологического благополучия ребенка и удовлетворение психических, эмоциональных и социальных потребностей ребенка в группе и семье; уважение личности ребенка в семье и специалистами детского сада; взаимообогащение и учет специалистами детского сада условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного воспитания; педагогическое сопровождение семейного воспитания.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи, – это:
– единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи;
– преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче;
– обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей;
– планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь различных форм;
– наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями, протоколов родительских собраний, консультаций, наличие материалов, наглядной педагогической пропаганды;
– подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, личный опыт семейного воспитания;
– участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей.
Предполагаемый результат реализации проекта – отсутствие формализма в организации работы с семьей; степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и подготовкой детей к школе.
Татьяна СОЛОТИНА, старший воспитатель детского сада комбинированного вида №1524
Комментарии