search
main
0

Проекты – дело интересное и нужное

​Пока одни думают над тем, возможна ли проектная деятельность в старшей школе, в столице оценивают реальную научно-практическую и проектно-деловую практику работы по основным учебно-воспитательным направлениям, в которых участвуют сотни школьных проектных и исследовательских объединений, команд и групп, а еще и родители, которым важно, чтобы дети были заняты, чтобы их время было насыщено интересными занятиями, чтобы их компании создавались не только для отдыха и развлечений, а были включены в большие творческие дела, которыми можно гордиться.Городские социально-образовательные проекты становятся тем самым мостом, который обеспечивает реальный союз детей и взрослых. В ходе проектно-деловой ученической практики соединяются интересы города и образования, школы и семьи, интегрируются задачи воспитания и обучения, учебных дисциплин. Они служат не только методом учебной работы, но и способом личностного самовыражения учащихся.

Школьный план действийАктивным двигателем развития учреждений образования становится участие в проектной и исследовательской  деятельности, которая выходит за пределы школьных стен. Множество объединений и групп состоят из учащихся, учителей и родителей, студентов и специалистов. Массовая проектно-деловая инновационная практика выстраивается для решения городских задач. Учащуюся молодежь, ученический и родительский актив волнуют проблемы, которые накопились за последние годы в городской жизни.В городском образовании уже выделились такие приоритетные тематические направления, как экскурсионное, экологическое, патриотическое, журналистское, физкультурно-оздоровительное, театральное, безопасность детей на дорогах. В процессе  выполнения индивидуальных,  групповых, коллективных проектов успешно реализуются программы Правительства Москвы по обеспечению безопасности детей на дорогах, развитию детского чтения, созданию детских и молодежных кафе в учреждениях образования. При этом идет интенсивный поиск новых форм организации детско-взрослых отношений, взаимодействия с семьями и социальными партнерами, происходит ориентация учащихся, учителей и родителей на качественный продуктивный результат, концентрацию их усилий на реализацию замыслов, цели и задач развития. Сегодня родительский актив достаточно подготовлен к такому повороту событий. В образовательных учреждениях действуют экспертные объединения, в которые входят сотни активных родителей, они ведут большую консультационную работу, участвуют в общественной экспертизе проектов в классах, школах, на районных, окружных и городских выставках. Проектно-деловая культураВ процессе городской инновационной практики реализуется идея развития проектно-деловой ученической культуры. Главное внимание тут направлено на воспитание ответственности у детей, овладение умениями непрерывно учиться и сотрудничать, справляться с проблемами и заботиться о своем здоровье. Новая ученическая культура формируется при сочетании учебно-проектной, общественной и профориентационной работы, организации полного цикла деятельности: от замысла проекта до результата и его рефлексии. Школьники осваивают эту культуру, исполняя роли проектировщиков, исследователей, организаторов, консультантов, экспертов, журналистов, режиссеров,  экологов,   судей  спортивных соревнований, экскурсоводов, дизайнеров,    библиотекарей,   программистов, активных помощников, ассистентов учителей. При этом у детей развиваются многие ученические и деловые качества: сочинительство, письменная и устная речь, читательское мастерство, техническое творчество, библиотечная и компьютерная грамотность, общеучебные и жизненные навыки.Московское юношеское экскурсионное бюроОдно из самых активных учебно-воспитательных направлений в московском образовании, в котором участвует родительская общественность, – это экскурсионная деятельность. Например,  в ЦО №1404 «Гамма» экскурсионная деятельность способствует воспитанию любознательности и мобильности у юных москвичей, укреплению детско-родительских отношений, освоению культурно-исторического наследия, развитию городской среды и традиций. В образовательном пространстве есть множество социально-образовательных экскурсионных проектов. Сегодня получила широкое распространение городская игра «Чуден град Москов», ежегодно проходит конкурс юных экскурсоводов, в классах действуют тургруппы, в образовательных учреждениях – турагентства, школьно-семейные экскурсионные клубы и советы музеев, а на городском уровне – Московское юношеское экскурсионное бюро. В настоящее время проект получил городской статус.Читаем вместе в классе и семьеСовместное чтение увлекательных историй в классе и семье для взрослых и детей любого возраста превращается в удовольствие. Проекты «Прочитал интересную историю – расскажи одноклассникам», «Прочитал книгу – дай прочитать другому» позволили сплотить более двух тысяч коллективов классов. Главная цель городского конкурса – развитие интереса к чтению и мастерства читателя у школьников. Эта цель достигается на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектной и исследовательской деятельности, повышения роли школьной библиотеки как методического центра развития читательской культуры.Классно-семейные формы организации чтения – литературные гостиные, тематические вечера, книжные выставки, презентации проектов, медиатеки, школьные и домашние библиотеки, группы исследователей и консультантов чтения – помогают детям стать знающими читателями, овладеть навыками читательского мастерства и библиотечной грамотностью.Детское и молодежное кафеВ десятках образовательных учреждений столицы сегодня реализуется целевая программа Правительства Москвы по созданию детских и молодежных кафе с учетом опыта организации мини-кафе, литературных и досуговых кафе. Кафе-клубы открывают в интересах развития ученической и школьно-семейной активности, внешкольного питания, обеспечения неформального общения, профориентации и определенной трудовой занятости учащейся молодежи, получения ею опыта предпринимательского поведения и оказания сервисных услуг, командно-групповой работы. Например, в кафе-клубе ЦМТ «Гермес» как в центре проектно-деловой практики есть возможность работать подросткам и студентам, можно организовывать их деловое взаимодействие, проводить тематические и досуговые мероприятия, проектные работы, встречи детей и родителей по многим учебно-воспитательным направлениям. Неформальному общению в немалой степени способствуют   как классический, так и спонтанный театры, кавээновские представления, театральные недели с участием интересных людей. Агентство трудовой занятостиСоциально-образовательный проект «Агентство трудовой занятости» организован в интересах выполнения постановления Правительства Москвы «Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи» (22.01.2008 г. №58-ПП). Для построения новой экономики сервисных услуг и удовлетворения потребности города в подготовленных менеджерских и рабочих кадрах большое значение имеет обеспечение массовой трудовой занятости учащейся молодежи, получение ею реального опыта трудовой деятельности. Во многих учреждениях образования нынче действуют школьные пресс-центры, агентства занятости, турбюро, компании, трудовые объединения молодежи (ТОМы), детско-взрослые производства, проектные студии, коллективы технического творчества.Немало старшеклассников и студентов заняты на работах по развитию городской среды – благоустройству улиц и дворов, на выставках и ярмарках, объектах питания, в городских организациях и фирмах. Они объединяются в  добровольческие группы для деятельности в области экологии, здравоохранения, социальной рекламы, помощи ветеранам и сиротам.Школьный двор Благоустройство школьных дворов – важная городская задача, долговременный образовательный проект, осуществляемый совместно школой и семьей. Это один из путей освоения практико-ориентированных технологий, активного взаимодействия с территориальными органами власти и социальными партнерами. Например, в школе №864 своими силами создали классы на открытом воздухе, опытные участки для учебно-исследовательской практики, места для  групповой работы. В Москве школы реализуют идею озеленения «Из семечка – дерево», в результате школьники имеют возможность больше находиться на открытом воздухе и укреплять здоровье. Такое большое дело превращается в сильный преобразующий фактор, способствует рождению новых идей по улучшению школьной жизни, объединению усилий детей и взрослых, гармонизации их отношений по принципу «Нет предела совершенствованию». Детско-взрослое научное общество В московском образовании работает множество научных объединений. Юные проектировщики и исследователи в гуманитарной области  решают сложные жизненные вопросы, разрабатывают проблемы, имеющие значение для развития общества. В естественно-научном направлении школьники участвуют в создании различных моделей, освоении нанотехнологий, лазерной и робототехники, в мониторинге окружающей среды, учебно-полевых исследованиях, в разработке проектов по космической тематике. Увлеченные дети и подростки думают о будущем планеты, Солнечной системы и звездных мирах, этому способствует сотрудничество со Звездным городком, Музеем космонавтики и предприятиями. Взаимодействуя с учеными и специалистами, учащаяся молодежь проходит проектно-деловую инновационную практику, рождает смелые идеи, развивает необходимые компетенции и учится создавать новые научные продукты. Форум проектных инициативПо традиции форум проектных инициатив завершает комплекс крупных проектных мероприятий городской проектно-деловой практики. Ежегодно встречаются разработчики социальных проектов и моделей ученического самоуправления, участники конкурсов «Если бы я был главой управы», «Читаем вместе в классе и семье», «Мой школьный двор». На форуме идет подведение итогов, обмен опытом и инновациями, поиск новых идей и предложений учащихся в области развития городской среды, образования, культуры, экологии и хозяйства, решения острых детских проблем, профилактики неуспешности и безнадзорности, расширения деловых и творческих связей, улучшения взаимодействия на всех уровнях образовательного пространства. В центре внимания на форуме вопросы увеличения на городском уровне детско-взрослой активности, эффективности деятельности проектно-исследовательских групп и команд, создания системы подготовки лидеров и ученического проектного актива, трудовой занятости подростков.Владимир ИЗВЕКОВ, член Московской городской общественной палаты по образованию, член Московского городского совета родительской общественности, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте