search
main
0

Проектные практики

Московский международный фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Мир, в котором конвергентные, междисциплинарные технологии главенствуют, а проектные и исследовательские компетенции – неотъемлемое условие профессионального развития, – ближайшее будущее и уже настоящее детей ХХI века.

Проводя экспертизу исследовательских проектов при проведении Московского международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», учителя обозначили важнейшие проблемы для обсуждения.

Первый научно-педагогический форум «Проектные практики школы ХХI века», состоявшийся в марте на площадке школы №1409, стал крупномасштабной разноаспектной диалоговой площадкой экспертов и руководителей учебных исследовательских проектов. В офлайн- и онлайн-формате в форуме приняли участие около 2000 человек из Москвы и других регионов РФ.

Целостная картина мира

Организаторы – Московский педагогический государственный университет, Городской методический центр ДОНМ, Палата председателей межрайонных советов директоров школ при Департаменте образования и науки города Москвы, а также партнеры форума в рамках работы пленарного заседания и тематических сессий предложили для обсуждения и реализации кейсы актуальных практик проектно-исследовательской деятельности школьников и дошкольников.

Директор Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы Андрей Зинин и заместитель директора Михаил Бородин отметили равные возможности для каждого ученика, развитие способностей, использование знаний из разных предметных областей для формирования целостной картины мира, представили масштабные городские проекты, направленные на поддержку талантов школьников в области проектной и исследовательской деятельности.

Директор Департамента цифровых и инновационных образовательных продуктов ГК «Просвещение» Надежда Колесникова представила кейс «Проектная мастерская как образовательная модель формирования навыков XXI века».

Вениамин Гинодман, советник генерального директора по образовательным проектам «Лаборатории Касперского», рассказал о путях взаимодействия технического и гуманитарного развития в проекте «Математическая вертикаль Касперского».

Руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебника Артем Корзеев остановился на проблемах трансформации «Цифры» в период пандемии.

Проведение каждой из 6 сессий было организовано модераторами в формате панельных дискуссий.

Человек и информационные технологии

Дмитрий Исаев, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, выступил модератором сессии «Человек и инновационные технологии (Цифровые технологии. Робототехника. Инженерные технологии)».

В презентации начальника управления внешних коммуникаций учебного департамента НИЯУ МИФИ Светланы Ганат речь шла о практической деятельности учащихся инженерных классов в сотрудничестве с институтом, что поможет выбору профиля дальнейшего обучения.

Главный эксперт Москвы по компетенции R21J «Преподавание в младших классах» (14‑16 лет) Открытого чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Екатерина Куркова рассказала о механизмах включения школ в движение WorldSkills как возможности проведения профессиональной пробы обучающихся по компетенции R21J «Преподавание в младших классах».

Высший пилотаж

Модератор сессии «Человек и социально-гуманитарные науки» заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии МПГУ Виктор Чертов ключевой идеей обозначил важность поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников в гуманитарной сфере.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ Ольга Левушкина представила кейс «Участие в Московском международном фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» как исследовательский стартап для современных школьников». Об имеющихся интересных наработках и интеллектуальных продуктах рассказал на сессионной площадке директор научно-просветительской организации «Планетарий имени Б.А.Максимачева» Алексей Шустров.

Елена Струкова, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников НИУ ВШЭ, охарактеризовала специфику менторской поддержки участников конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж».

Широкий спектр интересных проблем, возникающих при создании проектов в области права (сессия «Человек и право»), предложили для обсуждения преподаватели кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова профессор Светлана Карелина, доцент Елизавета Борисовна Лаутс, а также аспиранты – тьюторы исследовательских проектов учащихся школы №1409.

Модератором сессии «Человек и медицина» выступила директор Института биологии и химии МПГУ Светлана Пятунина.
Спикеры сессии заместитель директора по научной работе Института биологии и химии МПГУ, научный сотрудник ИБГ РАН Андрей Вергун и заместитель директора по заочной форме обучения Славяна Бахарева поделились своим опытом экспертизы естественно-научных проектов.

Как избежать провала?

Актуальная для абитуриентов проблема была обозначена также начальником управления по работе с абитуриентами Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова Аллой Бакеевой в докладе «Школьные проекты: как избежать провала?».

Сессия №5 – ее модератор Анна Алмазова, директор Института детства МПГУ, – была посвящена организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Эльмира Галямова, заместитель директора по научной работе Института детства МПГУ, обсудила с участниками технологии организации проектно-исследовательской деятельности в процессе художественного творчества учащихся младших классов.
Алла Дигина, руководитель центра инновационных и цифровых продуктов начального образования ГК «Просвещение», остановилась на особенностях и перспективах исследовательского проекта в начальной школе.

Работу сессии «Проектно-исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» возглавила Маргарита Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке, член Координационной группы по вопросам дошкольного образования Министерства просвещения РФ.

Порадовал высокий профессионализм педагогов – их мастер-классы вызвали большой интерес у аудитории – аспиранта Института физики, технологии и информационных систем МПГУ Светланы Шиповской, учителя информатики школы №1409 Алексея Четверова, методиста Городского методического центра, учителя русского языка и литературы Цифровой школы Элины Стрейкмане, учителя русского языка и литературы школы №1250 Ольги Абуэльэз, учителя русского языка и литературы школы №1558 имени Росалии де Кастро Петра Заботнова и других.

Итоги форума были, как всегда, впечатляющими. Его участники отметили эффективность этого мероприятия для профессионального развития и необходимость пролонгирования обозначенных форумом задач консолидации школ. Форум способствует продуктивному развитию проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного и школьного возраста, научным исследованиям и внедрению актуальных практик поддержки интеллектуально одаренных детей. Кроме того, немаловажна роль ученых, преподавателей, студентов, учителей и воспитателей для междисциплинарного экспертного сопровождения проектно-исследовательской деятельности детей на различных возрастных ступенях.

Ирина ПОДРУГИНА, профессор Института филологии МПГУ, научный руководитель форума «Проектные практики школы ХХI века»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте