search
main
0

Проектируя будущее. Инженерно-технологические знания закладываются с детства

​В 2017 году утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», где государством и обществом сформирован запрос на новые, более гибкие форматы образования, нацеленные в будущее. Ответом Санкт-Петербурга на существующие запросы и вызовы стало открытие образовательных учреждений основного и дополнительного образования, которые будут обеспечивать новые подходы к развитию детского и молодежного технического творчества.

Одним из векторов развития инженерно-технического образования стало создание инженерно-технологической школы №777. Ее открытие – это новое комплексное решение задачи ранней профориентации и овладения основами профессиональной подготовки школьников за счет укрепления партнерства образования, промышленности и бизнеса. Концепция развития школы предполагает формирование у учащихся на всех уровнях образования основ инженерного мышления. Фундаментальным ядром образовательной программы стала идея конвергентности наук.Мы учитываем тот факт, что современное школьное образование должно быть нацелено на будущие профессии, основанные на стыке естественных (био- и нанотехнологии) и гуманитарных наук, искусства. Для этого в школьном образовании необходима реализация идеи конвергенции – нового научно-технологического уклада, который базируется на НБИКС-технологиях: нано-, био-, информационные, когнитивные и социальные технологии.Основной целью конвергентного образования в инженерно-технологической школе №777 Санкт-Петербурга является формирование и развитие у школьников способности к самостоятельному мышлению и познанию, создание целостной картины окружающего мира. Выпускник школы должен обладать системным мышлением, навыками исследовательской деятельности и способностями к активной межотраслевой коммуникации. Основными навыками выпускников также являются мультиязычность и мультикультурность.За основу новой модели конвергентного образования инженерно-технологической школы №777 Санкт-Петербурга берутся междисциплинарная интеграция, системно-деятельностный и метапредметный подходы, а главным результатом реализации модели конвергентного образования станет освоение школьниками базовых теоретических понятий, способность применять их на практике и, что важно, умение получать на этой основе новые знания.Большие друзьяОдин из фокусов развития инженерно-технологической школы №777 – это формирование активной сети социальных и стратегических партнеров. К примеру, нашей школой заключено 12 договоров о сотрудничестве в сфере образования с организациями высшего профессионального образования. Определены направления сотрудничества с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.Внедрение разработанного концепта инженерно-технологической школы предусматривает формирование пула школьных подразделений, а также реализацию в рамках этого нескольких проектов. Например, проекта «Инженерная школа природных ресурсов», где организацией-партнером является Санкт-Петербургский государственный горный университет. Здесь школьников готовят по направлениям «Нефтегазовая промышленность», «Геология» и «Экология». Благодаря сетевой форме реализации образовательных программ организуется исследовательская деятельность по прогнозированию, поиску, разведке, ресурсоэффективной добыче, транспортировке и переработке минеральных природных ресурсов, включая запасы нефти и газа.Проект «Инженерная школа энергетики» осуществляется Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) и ПАО «Газпром». Учащиеся включаются в разработку комплекса решений, направленных на обеспечение эффективной и надежной работы электроэнергетических систем, а также участвуют в исследованиях по приоритетному вектору – экоэнергетика, изучают проблемы создания новых экологически чистых энергоносителей и т. д.Проект «Инженерная школа информационных технологий» курирует Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Здесь реализуется проектная, исследовательская деятельность обучающихся с акцентом на применение новых информационных технологий и программно-аппаратного обеспечения для развития цифровой экономики. НИУ ИТМО также руководит еще одним проектом – «Инженерная школа робототехники». Школьники разрабатывают различные инженерные механизмы, программное обеспечение, знакомятся с основными принципами механики и алгоритмики, а также изучают уникальные инновационные разработки, используемые в дальнейшем как для серийного производства, так и в индивидуальных решениях, знакомятся с методами и алгоритмами обработки больших объемов данных, интеллектуальной навигацией, робототехническими комплексами.Новейшие разработки по программированию, электронике и цифровым технологиям ребятам предлагают в рамках проекта «Школа коммуникационных технологий и программирования», где организацией-партнером выступает Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича.В рамках проекта «Инженерная школа новых производственных технологий» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) и АО «РОСНАНО») школьники участвуют в исследованиях по 3D-печати и 3D-моделированию, динамическому моделированию, прототипированию. На этапе прототипирования обучающиеся создают работающую систему с последующими этапами пересмотра архитектуры системы, разработки, реализации и тестирования конечного продукта.Название проекта «Школа инженерного предпринимательства» (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) говорит само за себя. Здесь школьников знакомят с основами технологического и социального предпринимательства.Проект «Исследовательская школа физики» осуществляется при поддержке Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Здесь образовательный процесс базируется на реализации интегрированных программ общего и дополнительного образования и индивидуальных образовательных траекторий школьников. Междисциплинарные исследования учащихся выполняются в различных областях физики.Тот же принцип интеграции образовательных программ используется в проекте «Исследовательская школа химических и биомедицинских технологий» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.  В.И.Ульянова (Ленина) и Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А.Алмазова). Обучение школьников осуществляется на основе междисциплинарных исследований, находящихся на стыке органической химии, плазмоники, фотоники, сенсорики и фармацевтики; разработке перспективных химических технологий и технологий управления свойствами биологических объектов.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого принимает участие в проекте «Школа базовой инженерной подготовки», где идет формирование базовых технических и социально-гуманитарных компетенций будущих инженеров.В партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна реализуется проект «Школа художественно-технологического дизайна». Ребята могут получить допрофессиональную подготовку по специальностям «дизайн одежды», «декоративно-прикладное искусство», «искусство костюма и текстиля», «швейные изделия: технология, моделирование, конструирование, дизайн» и др. Школьники создают собственные художественные проекты и реализуют их при помощи различных материалов, занимаются ручной обработкой керамики в мастерских, а также работают над визуализированными проектами.Школа формирует такую сеть партнеров, которая сможет сформулировать и поставить перед учениками реальные задачи, а затем и показать, как результаты их решений прилагаются в жизни, на производствах. Так, Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А.Алмазова разрабатывает содержательную линию для нашей лаборатории квантовой медицины и будет обеспечивать профориентационную практику старшеклассников на своей клинической базе, а НИУ ИТМО формирует учебные модули для лаборатории мехатроники с последующим привлечением к производственной практике на базе своего технологического парка.В рамках партнерства учащиеся могут участвовать в профориентационных мероприятиях, тренингах, деловых играх, где имитируются реальные производственные процессы и ребята соревнуются с представителями своей будущей профессии в выполнении поставленных задач.Стратегическое партнерство с ведущими организациями высшего образования, промышленными предприятиями, инновационными производственными площадками, бизнес-сообществами нашей страны обеспечивает формирование и развитие у школьников представлений о компетенциях будущего, организацию исследовательской деятельности под руководством ученых, инженеров, практиков.Территория учебы и развитияСоздаваемая в школе образовательная среда креативна – это интерактивное оборудование, лаборатория квантовой медицины, широкоформатные «умные классы» для предметов гуманитарного цикла, мастерские с оборудованием для фьюзинга, гончарного дела, мехатроники, робототехники, 3D-дизайна и прототипирования. Уникальная образовательная среда и современное интер­активное оборудование позволят создать в школе разветвленную сеть STA-студий, которые являются примером конвергентной образовательной технологии. В целом материально-техническая база инженерно-технологической школы №777 по некоторым прикладным направлениям превосходит стандарты российских «Кванториумов».Реализация образовательной программы школы основана на включении в профессиональную деятельность учителей сквозных цифровых технологий: компоненты робототехники и сенсорики, технологии виртуальной и дополненной реальности, квантовые технологии.Приоритетом инженерно-технологической школы №777 станет обеспечение многоканальной интеграции основного и дополнительного образования. Особенность дополнительного образования заключается в том, чтобы интегрировать традиционные уроки и дополнительные занятия по всему спектру интересов ребенка. Таким образом, школа станет одновременно и местом серьезной учебы, и местом свободного развития и творческой самореализации детей.

В заключение необходимо отметить, что конвергентное образование предоставляет школьникам возможность определиться с выбором будущей профессии, обеспечивает развитие и поддержку высокомотивированных и способных учащихся. Конвергентная составляющая образовательных программ ИТШ №777 Санкт-Петербурга приобретает особую значимость для современных школьников с точки зрения построения своей профессиональной карьеры, проектирования своего будущего. Реализация идеи конвергентного образования создает условия для реализации междисциплинарной интеграции, внедрения компетентностного, системно-деятельностного, метапредметного и личностно ориентированного подходов в образовательный процесс.

Вера КНЯЗЕВА, директор инженерно-технологической школы №777

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте