search
main
0

Проектируем «Умные События»: участники «Умных каникул в тайге» разрабатывали внеклассные занятия

Зимняя тайга словно волшебная сказка, в крещенские морозы собрала под сводами «Полянки» лучших учителей школ и педагогов СПО для совместного творческого процесса.

Фото: Андрей Семке

Участвуя в мастер-классах учителей химии, математики, физики, невольно осознаешь многогранность предметных областей и их конвергентную зависимость. Мы создаем единое образовательное поле на уроках, изучаем природные явления с разных сторон, но бережно даем ученикам возможность соучастия, созидания и сотворчества в процессе познания.

Участникам сессии «Умные каникулы в тайге» представилась возможность самим спроектировать «Умное внеклассное Событие». Команды педагогов СПО и учителя школ объединились в группы и в течение небольшого времени создавали методическое сопровождение и готовили занятие, элемент которого должны были проиграть с остальными группами. На мой взгляд, им это блестяще удалось. К этим коллективам были прикреплены спикеры-наставники, которые помогали советом и своим педагогическим опытом.

Меня, искушенного в этом плане учителя, как минимум три разработки, показанные участниками, заинтересовали, их захотелось воплотить в жизнь.

Расскажу обо всех. А вам советую, обратить на них внимание и взять в свою педагогическую копилку.

Первая группа. Интеллектуальная викторина «УмКаТай» («Умные каникулы в Тайге») для 8 класса. Тема «Большое и малое». Цели игры: привитие интереса к предметам естественно-научного цикла, развитие технического мышления и математического склада ума, создание условий для реализации личности каждого ребенка. Игра проводится по трем предметам: физика, математика и химия. Участникам игры необходимо выбрать предмет и категорию сложности (100, 200, 300, 400, 500), первой отвечает команда, которую выберет генератор случайных чисел (далее команды отвечают по порядку), при неправильном ответе вопрос переходит команде, первой поднявшей руку. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Фото: Андрей Семке

Вот примеры вопросов: Математика (200). В эко-парке «Тайга» есть фотозона с большим медведем. Мимо фотозоны проходят участники сессии. 30 человек проходят в одну сторону, 30 человек в другую. Сколько созвездий, имеющих в названии слово «медведь» мы можем видеть на звездном небе?

Математика (400). Запишите цифры по порядку. 1. Сколько человек сегодня работало в группе №1. 2. Номер месяца, который сейчас идет? 3. Первая цифра номера региона нашего присутствия на «Умных каникулах». 4. Сколько дней продолжается сессия «Умные каникулы»? Назовите это «счастливое» число и фамилию спикера, который нам его представил?

Физика (100). До обеда участник «Умных каникул» Никита имел массу 70 кг, а после обеда на него действовала сила 720 Н. Чему равен вес Никиты, который от радости подпрыгнул, после удачной организации мероприятия?

Физика (500). Кто больше окажет давление – конькобежец Аслан или лыжница Юлия массой 60 кг, если ширина лезвия конька 4 мм, длина 30 см; длина лыжи 2м, ширина 10 см?

Химия (400). В природе существует два вещества: алмаз и графит. У какого элемента, их образующего, больше порядковый номер?

Химия (300). Сколько молекул воды содержится в бутылке «приветственной» «воды «Тайга» объемом 0,33 литра?

Интересно, познавательно, интерактивно и главное продуктивно. Полностью разработанное мероприятие, бери и проводи! Молодцы!

Группа номер два. Юбилейное мероприятие «Полет Д.И. Менделеева на воздушном шаре». В этом, 2025 году, мы будем отмечать удивительную дату. Воздухоплаванию Менделеев посвятил несколько лет своей жизни, и связано это было с желанием изучить верхние слои атмосферы, где, по мнению Менделеева, «надобно искать зародыш всех погодных изменений, в погоде совершающихся». 19 октября 1875 года Дмитрий Менделеев представил проект высотного аэростата. Ученикам предлагается разработать по чертежам модель – копию воздушного шара, изучив газы и их подъемную силу, материалы, которые ученый-химик использовал при строительстве аэростата, произвести расчеты, необходимые для того, чтобы шар взлетел. Идея потрясающая! Уверен, что такой подход к решению важных проблем развития инженерных навыков и навыков работы с информацией, увлечет ребят к проведению дальнейших исследований.

Третья группа предложила разработку «Урока Победы». Главной целью этого занятия является оценка вклада математиков, физиков и химиков в победу в Великой Отечественной войне. Нужно изучить и провести исследование, кто из ученых принимал участие в боевых действиях, определить, какие задачи приходилось решать в боевых условиях физикам, химикам, математикам в годы Великой Отечественной войны, показать, как эти задачи были решены. Мне понравился подход к организации учебного пространства: в кейсы включены не только информационные описания, но и фотографии, музейные экспонаты, таблицы с техническими характеристиками.

Вот, например, вопросы к одному из кейсов. Физики: расчет прочности брони (формула); химики: определение состава и разработка рекомендаций для новых видов стали (карточка или лабораторная работа); математики: расчет угла наклона брони (модельный эксперимент). Буквально в утренней сессии мне удалось поделиться с учителями физики собственными, наработанными материалами, которые тесно связаны с героическими событиями Великой Отечественной войны. И вот они уже используются при проектировании внеклассного события! Радость от полезности!

Фото: Андрей Семке

Группа номер четыре покорила всех участников четкостью, предметностью и наполненностью своей разработки «Умные перемены». Постараюсь осветить ее оптимально развернуто. Цель: повышение мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла. Задачи: развитие межпредметных связей в практико-ориентированных заданиях, создание игровых ситуаций для применения знаний, полученных на учебных занятиях, развитие навыков командной работы, развитие умения выражать и высказывать свои мысли, развитие творческого мышления, формирование эстетических представлений, воспитание экологического мышления, патриотизма, уважения к Отечественной науке.

Станция «Вся жизнь – театр». На этой станции команды участвуют в двигательных активностях и развивают свое творческое воображение. Правила игры. Команда прибывает на станцию и вытягивает из банка игры три научных понятия (одно математическое, одно химическое и одно физическое). Задача: изобразить эти три понятия средствами пантомимы. Участвует вся команда. Запрещается произносить звуки, изображать буквы и слова. Понятие угадывает оставшаяся часть класса. На отгадывание каждого понятия дается три попытки. Игровая ценность: за каждое отгаданное понятие команда получает 5 баллов.

Станция «Физики и лирики». На этой станции команды соревнуются в творческой активности, сочиняя научное стихотворение в формате буриме. Правила игры. Команда прибывает на станцию и получает заготовку научного стихотворения. Задача: дописать стихотворение, сохранив научные рифмы и наполнив его содержанием. Стихотворение затем публично декламируется, причем каждую строчку читает другой член команды. Оставшаяся часть класса аплодирует как можно громче (замеряется шумомером). Игровая ценность: за законченное стихотворение команда получает 10 баллов. Еще от 1 до 5 баллов за громкость аплодисментов.

Станция «Держи марку». На этой станции команды создают эмблему игры «Умные перемены» (как вы понимаете, можно придумать иное задание, связанное с художественным творчеством, например, нарисовать физическое или химическое явление с помощью формул). Правила игры. Нужно создать эмблему игры «Умные перемены», используя символы трех дисциплин: физики, химии и математики. Оставшаяся часть класса дает интерпретацию эмблемы. Игровая ценность: за законченную эмблему команда получает 10 баллов. Еще от 1 до 5 баллов за оригинальность интерпретации.

Станция «Жизнь в науке». На этой станции команды соревнуются в применении предметных знаний на примере окружающего пространства в одной из школьных локаций. Правила игры. Ограничившись пространством той школьной локации, где находится станция, необходимо: А) найти и записать как можно больше примеров химических веществ вокруг себя (именно веществ, а не материалов); Б) найти и записать как можно больше физических процессов вокруг себя; В) найти и записать как можно больше геометрических фигур (плоских и объемных, но без повторений) вокруг себя. Остальная часть класса расставляется на выбранные объекты. Кроме того, оставшаяся часть класса может помогать команде, но без слов, указывая пальцами. Игровая ценность: за каждый найденный объект или процесс команда получает 0,1 балла.

Фото: Андрей Семке

Последняя станция «Знай наших». На этой станции команды соревнуются в умении сопоставлять факты и в знании отечественной истории науки. Правила игры. Команде на отдельных листах выдается шесть портретов отечественных ученых, шесть фактов о них и шесть фамилий. Необходимо правильно установить тройное соответствие портрет-факт-фамилия. Важно: нельзя пользоваться ИНТЕРНЕТОМ!!! Остальная часть класса участвует в игре, дополняя работу команды интересными фактами и датами жизни. Игровая ценность: за каждое правильное тройное соответствие дается 3 балла.

Интересно? Нас эти игры захватили вниманием. Все команды приняли самое активное участие. Представил себя школьником и получил истинное удовольствие от «Умных перемен».

Пятая группа представила на обозрение квест «Умные защитники Отечества» для учеников 7-8 класса. Игра подразумевала прохождение станций и выполнение заданий. Так на первой станции школьники попадают в экстремальную ситуацию: на производстве произошла утечка хлора, и вам, знатокам физики, химии и математики, необходимо спасти людей, времени катастрофически мало. Задание: напишите символ химического элемента, назовите физико-химические свойства: А. Цвет, Б. Запах, В. Воздействие на организм человека. Подумайте и предложите способ спасения жителей. Решите задачу: от места катастрофы до города 15 км. В сторону города дует ветер со скоростью 5 км/ч. Сколько у вас есть времени для принятия мер по защите или эвакуации населения?

Или вы попадаете в другую ситуацию. От разрыва снаряда в жилом доме произошло возгорание. Вам нужно спасти жителей, времени крайне мало. В соседнюю квартиру от пожара проникает газ, какой? Задание: напишите символ химического элемента, назовите физико-химические свойства: А. Цвет, Б. Запах, В. Воздействие на организм человека. Подумайте и предложите способ спасения жителей. Решите задачу: известно, что предел допустимой концентрации угарного газа в помещении составляет 30 %.  Каждую минуту концентрация газа в квартире соседей увеличивается на 2 %. Сколько времени есть для эвакуации семьи?

Интересно! Занимательно! Практико-ориентировано и полезно!

Фото: Андрей Семке

Шестая группа придумала квиз «Наука побеждать». Задачи игры: пробуждать интерес к истории, показать интеграцию предметов математика, физика, химия и практическую значимость, способствовать расширению кругозора. Первый раунд назывался «Научный полк». Школьникам нужно было вспомнить и ответить на вопросы: Кто изобрел препарат, который помог в борьбе с воспалительными процессами во время войны? Кто разрабатывал состав сплава, противоснарядной брони? Кто рассчитал критическую скорость и доступные практические приемы для гашения катастрофической вибрации на разных скоростях у самолетов того времени?

Второй раунд «Наука фронту». Школьникам предлагаются вопросы, например, назовите ученого, который изобрел состав зажигательной смеси, или какие компоненты входили в состав зажигательной смеси?

Третий раунд «Практический» подразумевал решение кейсов-задач. Например, ученикам предлагается такая задача. В начале Великой Отечественной войны в частях Красной армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификации ЯК-3. Через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 4,5 км, при этом скорость его – 500 км/ч? Мне понравилась и эта история. Создание специальных пищевых медицинских и технических препаратов. Полимер винилбутилового спирта полученный М.Ф. Шостаковским оказался хорошим средством для заживления ран и использовался в госпиталях под названием «Бальзам Шостаковского» Рассчитайте молярную массу вещества, формула которого представлена С2Н3-О-С4Н9.

Приятно было видеть счастливые лица учителей, участников «Умных каникул в тайге», которые сотворили небольшое чудо и воплотили в жизнь интересные замыслы и подходы. Причем без скромности можно удовлетворенно сказать, что все команды справились на жирную пятерку.

Андрей Семке, почетный наставник РФ, Заслуженный учитель Кубани, лауреат премий Януша Корчака и Династия, учитель физики и астрономии школы «Фоксфорд»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте