Ни для кого не секрет, что современная школа сталкивается со многими вызовами времени. В первую очередь, на мой взгляд, это изменение самого общества, вхождение цифровых технологий в обыденную жизнь людей.
Сильно ускорился темп обмена информацией, изменились способы и источники ее получения. В школу пришли новые ученики, выросшие в информационном обществе. Только понимая их психологические особенности, их познавательные потребности, можно создать такую систему образования, которая будет отвечать интересам самих школьников и их родителей.Формируя психологический портрет современного ученика, хочется в первую очередь отметить, что это в определенной степени зависимые от Интернета ребята. Они привыкли, что благодаря мобильным устройствам Интернет теперь доступен всегда. Следовательно, и учить их надо не противодействуя, а используя в образовательных целях их потребность постоянно быть в Сети.Привыкнув получать мгновенные ответы на запросы в Гугле, они нетерпеливы, сосредоточены на краткосрочных целях, не могут долго концентрировать внимание. По моему мнению, при обучении таких детей хорошо подойдет технология краткосрочных проектов, когда результат работы можно получить за 1‑2 урока.Размышляя о том, как сделать так, чтобы образовательный процесс был интересен моим «новым» ученикам, я пришла к выводу, что запросы учащихся и образовательные цели учителя хорошо сочетаются в видеоиграх. Высокая степень интерактивности увлекает ребят, а значит, информация, поступающая во время такого занятия, усваивается лучше.Три года назад в рамках дополнительного образования я организовала кружок «Проектируем игры вместе» для ребят с 1‑го по 5‑й класс. Своей задачей я видела обучение младших школьников основам программирования в программной среде Scratch. Я думаю, что знакомство с одной из основных специальностей современного информационного общества – «программист» – отвечает запросам не только детей, но и их родителей, которые, конечно же, хотят, чтобы их дети сумели себя реализовать и были успешны в будущем.В первый же год востребованность этой программы дополнительного образования удивила даже меня. Предполагая открыть одну группу численностью 15 человек, мы в результате открыли три. Ребята занимались с большим энтузиазмом, их переполняли эмоции: радость созидания, удивление от собственной успешности и счастье от полученного результата (игра, сделанная своими руками и по своим собственным правилам, работает). Что в результате: мои ученики все без исключения освоили основы работы в объектно-ориентированной среде, ознакомились с основными алгоритмическими конструкциями и научились их применять на практике. В личностном плане они стали чувствовать себя увереннее в школьном коллективе, легче общаться с ребятами из других классов – показывают свои игры, объясняют, как сделать что-то похожее, другим.В конце первого года обучения некоторые ребята захотели участвовать в научно-практической конференции учащихся. И сразу успех – 1‑е место.Но все-таки ценность данной работы я увидела в другом: один проект (игра) был сделан по мотивам книг Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Мы обсуждали героев: какие они, что будут делать в нашей игре, каковы будут правила взаимодействия персонажей. В результате некоторые ребята, которые к тому моменту еще не читали этих книг, увлеклись сюжетом и летом прочитали их.Другой проект был про первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана: откуда отправлялся, где делал остановки, названия кораблей и маршрут их следования. В проекте эта информация была представлена в анимированном виде.Кроме этого, мы сделали еще 20 небольших проектов, двигаясь от простого к сложному, и всегда, кроме специфических знаний, ребята узнавали много нового об окружающем мире.Анализируя итоги работы первого года кружка, я поняла главное: так можно учить и, наверное, так нужно учить моих «новых» учеников.Второй год обучения продвинул нас еще больше вперед: пришли новые ученики из начальной школы на Scratch, а для старших ребят я создала кружок программирования игр на Python. Обучая их, обучалась сама. И снова успехи – первые места на различных конкурсах и конференциях. Участие в сетевых проектах в рамках инновационной площадки, общение со сверстниками из других регионов – все это вызывало у моих учеников подлинный интерес. Но главное – образовался костяк увлеченных программированием ребят. Ученики стали самостоятельно делать игровые квесты по различным предметам – по физике, истории. За правильные ответы игрокам начислялись очки, за неверные – наоборот, снимались. От уровня к уровню усложнялись вопросы. Доступность технологии создания такой игры-квеста повышала самооценку моих учеников и их знания по другим школьным предметам.Так, на третий год обучения мы пришли к созданию нового для нашей школы профиля – технологического. Он оказался востребованным как учениками, так и их родителями. Этот профиль позволяет ребятам глубоко изучить те предметы, которые им интересны, – информатику и программирование, математику, физику.Я думаю, что идея обучения через компьютерные игры может быть очень успешна, но для ее реализации нужны продуманная программа и усилия специалистов в нескольких областях.Елена ПРЯДКИНА,учитель информатики школы №2126 «Перово»
Комментарии