search
main
0

Проектируем и запускаем

Индивидуальный проект: командная работа

Владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности является одним из требований к метапредметным результатам образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающегося, в ходе которой ученик самостоятельно и (или) под руководством наставника создает по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, курсов в любой области деятельности завершенное исследование или разработанный продукт, которые по окончании работы выносятся на защиту.

Несмотря на то что методу проектов более ста лет и сегодня многие педагоги владеют им, практические и методологические вопросы реализации проектов по-прежнему актуальны, далеко не каждый может преподавать методологию индивидуального проекта и быть руководителем проекта или наставником для ученика. Поэтому важнейшими условиями успешной реализации проектно-исследовательской деятельности являются командная работа, развитие горизонтальных связей в рамках направления.

В школе №1324 проектно-исследовательская деятельность реализуется на уровне дошкольного и начального общего образования через систему дополнительного образования, на уровне основного общего образования – через систему внеурочной деятельности, а на уровне среднего общего образования – через учебный план всех профилей в объеме 1 часа в неделю в 10‑м классе.

За последние несколько лет в школе сложилась определенная система работы с проектами: на уровне содержания основной образовательной программы стержнем являются рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» и рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»; на организационном уровне это включение предмета «Индивидуальный учебный предмет» в сетку расписания уроков и внеурочной деятельности, разработка чек-листа (памятки) этапов создания проекта/исследования с фиксацией дедлайнов, организация открытых уроков с групповой предзащитой проектов и исследований на разных этапах их создания; на уровне методического сопровождения – создание конструкторского бюро, школьных семинаров по обмену опытом и школьной научно-практической конференции «Открытие» как площадки для защиты проектов.

В рамках занятий по программе «Индивидуальный учебный проект» ученики старших классов знакомятся с методологией проектной деятельности и под руководством учителя проходят путь создания проекта или исследовательский цикл.

Один из наиболее сложных этапов создания проекта или исследования – это, безусловно, выбор темы. Мастерство учителя, преподающего методологию проектно-исследовательской деятельности, заключается в умении соотнести интересы ученика с его возможностями в разработке темы, увидеть потенциал и актуальность выбранной учеником темы, просчитать этапы и возможные векторы развития проекта или исследования, при необходимости скорректировать тему работы, включить в совместную работу над проектами коллег. Очевидно, что учитель должен обладать широким кругозором, ориентироваться в содержании других школьных предметов и различных областях деятельности, постоянно совершенствовать коммуникативные и организационные компетенции.

На всех этапах работы над проектом или исследованием важной является организация взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Для этой цели в школе №1324 в рамках технологического профиля функционирует конструкторское бюро, работа которого основана на межпредметном сотрудничестве и организована через занятия в рамках внеурочной деятельности.

Ключевая задача КБ – разностороннее обсуждение проектно-исследовательских работ обучающихся одновременно несколькими учителями-предметниками, потому что многие темы и проектные решения находятся на стыке дисциплин. Такой формат позволяет ученику посмотреть на выбранную тему с разных позиций, увидеть взаимосвязь школьных предметов, проверить степень владения темой через систему вопросов, представить разные пути решения практической задачи или исследования. Безусловным преимуществом такого формата становятся и изменение взаимоотношений ученика и учителя, их партнерство, взаимная мотивация.

Еще одной формой командной работы являются открытые уроки по проектной деятельности. Представление определенного этапа проделанной работы, ответы на вопросы одноклассников, руководителей проектов и наставников позволяют включить в обсуждение всех учеников класса, и у каждого есть возможность определить свои точки роста в разработке темы, увидеть сильные и слабые стороны своей работы, что способствует развитию личностных и метапредметных компетенций, умения планировать и анализировать свою деятельность, соотносить цели и задачи с полученными результатами, формирует адекватную самооценку обучающихся.

Площадкой для защиты индивидуального проекта и одновременно подготовки к городским конкурсам служит традиционная школьная научно-практическая конференция «Открытие», в которой уже второй год принимает участие наш социальный партнер – гимназия №39 имени Ф.Шиллера г. Орла.

Командная работа над индивидуальными проектами – это точка приложения усилий всех участников образовательного процесса с использованием как ресурсов школы, так и ресурсов города, социального партнерства. И это делает проектно-исследовательскую деятельность интересным и эффективным образовательным инструментом.

Екатерина БАРКИНА, заместитель директора школы №1324

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте