Можно ли проектировать воспитательную деятельность в школе? И кто этим должен заняться? В нашей школе есть понимание, что проектировать образовательные программы, а программу воспитания особенно, нужно со всеми участниками образовательного процесса.
Тесное взаимодействие, положительные и позитивные отношения между педагогами, родителями и детьми помогают чувствовать себя более защищенными в образовательной среде, способствуют процессу активного социально-эмоционального развития. Это позволяет перейти от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию и формирует устойчивое школьное сообщество, которое в свою очередь не может существовать без ряда принципов, а именно: доверия друг к другу всех участников образовательного процесса; соблюдения всеми участниками определенных этических норм; участия всех представителей сообщества, начиная с учеников начальной школы и заканчивая руководителями организации, в разработке и осуществлении целей образовательного процесса; осознания значимости общего дела, а также возможности принятия решений при обсуждении общих проблем; регулярного осуществления работы, в том числе в виде дискуссии или же рефлексии, направленных на формирование общего понимания значимости образовательного процесса; сотрудничества и взаимосвязи представителей сообщества; работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения; активного участия всех представителей сообщества в учебной деятельности, которая была бы согласована на свободной основе.
Для достижения такого уровня взаимодействия следует превратить индивидуумов из совокупности «я» в коллективное «мы». Этого можно добиться, используя разные методы и технологии.
Если говорить о программе воспитания нашей школы, то мы проектировали всем сообществом. Для начала обсуждали и договаривались об определении ключевых понятий (мы должны говорить на одном языке и понимать друг друга). Кого мы хотим воспитать? Какой он, ученик нашей школы? Какими качествами он должен обладать? Как этого можно добиться? Через какие формы и события? Чем сейчас можно заинтересовать ребенка? Как мотивировать? И, наконец, как понять, что мы этого добились?
Организация таких мероприятий требует большой подготовки. Нужно выбрать форму, выстроить механизм, найти ресурсы, но эффект от них существенный и стоит того.
В нашей школе для проектирования программы воспитания мы организовывали выездные сессии для педагогического коллектива, где обсуждали миссию нашей организации, принципы, по которым мы будем работать, ценности, которым мы следуем. Собирали круглые столы и встречи с участием детей, где поднимали вопросы о том, как можно заинтересовать учеников, как их мотивировать, что сейчас актуально для них. Создавали проектные группы, которые работали над разными задачами, связанными с воспитательной деятельностью. Например, обсуждали, через какие формы и события мы можем добиться того или иного результата и как можно это измерить. Общались с ученическим самоуправлением для выявления дефицитов. Организовывали мероприятия с родителями для проектирования школы будущего, в которую хочется идти.
Анализ работы показал, что мы приближаемся к своей цели, а именно строим школу для детей, куда хочется идти и детям, и родителям, и педагогам.
Воспитание не работа, а деятельность, причем деятельность каждого учителя. А деятельность невозможно освоить по предписаниям, инструкциям, правилам и алгоритмам – ее необходимо «вырастить» в своем сознании. И центральная фигура, безусловно, классный руководитель. Именно он каждый день «прикасается» к личности ребенка и свою воспитательную работу проектирует исходя из миссии, принципов, ценностей и целей организации, о которых договорились все участники образовательного процесса во время проектирования программы воспитания школы.
Асмик МЕЛИКЯН, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1561
Комментарии