search
main
0

ПРОектирование

Умение видеть проблемы, планировать достижение целей, эффективно работать в группе

Зачем учиться проектированию, да еще и групповому, если я мечтаю стать, например, журналистом, фотографом, художником, артистом?

Сегодня проектная деятельность – это жизненная необходимость для каждого современного человека. Умение решать интеллектуальные задачи, видеть и ставить проблемы, планировать достижение целей, эффективно работать в группе – вот в чем главный смысл обучения проектной деятельности. Осваивая способы проектирования, ученик познает умения, которые будут полезными в жизни, чем бы он ни занимался и каким бы ни был его профессиональный путь.

В различных сферах мы сталкиваемся с музыкальными, продюсерскими, театральными, экологическими проектами. И все это объединяет проект!

Раньше, еще в древние времена, проект представлял собой образ на бумаге для постройки сооружения – театра, храма, дворца. Сейчас термин стал гораздо шире, чем просто итоговый продукт, весь процесс от зарождения идеи до ее реализации называют проектом.

Современная школа строит логическую последовательность этапов обучения детей проектированию – от постановки практической проблемы до завершения проекта и рефлексии. Но в основном весь жизненный цикл проекта проживается ребенком в паре со взрослым, например учителем. В прошлом году мы внутри педагогической проектной группы задались вопросом: а как будет происходить разработка и реализация проекта в групповом сегменте? Что, если мы подберем и разработаем технологии группового социального проектирования, как это повлияет на качество повышения уровня заданных умений?

В нашем проекте принимали участие несколько контрольных и экспериментальных групп, в состав которых вошли ученики начальной школы. В начале года мы подобрали диагностики на выявление уровня необходимых для проектирования умений входного и итогового контроля. Технологии группового проектирования можно разбить на этапы создания проекта: проблематизация, постановка цели, задач, планирование, самооценка, решение познавательных задач, распределение обязанностей, рефлексия. На каждый из этапов мы подобрали специальные технологии, разработали занятия, где учащиеся ставили цели и задачи, учились видеть проблему, планировали пути своего группового проектирования.

У учащихся начальной школы самым сложным этапом стал этап проблематизации, ведь проблема – это потребность в действии, когда неизвестно, как действовать, но что для одного человека проблема, для другого – стандартная задача. И здесь учителя сами ставили проблему перед проектной группой учащихся, например благотворительный проект, мы рассказали ребятам, что такое благотворительность и какой она бывает. Предложили участвовать в акции «Подари ребенку книгу!». Но как принять участие в акции, если лишних книг у нас нет? В этой акции принимают участие библиотеки всей страны, они выставляют список необходимой им литературы на сайт акции, указывают адрес получения посылки и ожидают, пока кто-то откликнется на их список. Наши ученики решили провести мероприятие «Благотворительная ярмарка», с помощью которого собрали необходимую литературу по спискам трех библиотек. Книги успешно были доставлены адресатам, а каждый участник проектной группы прожил путь проекта от самой идеи до его реализации и рефлексии. За учебный год нам удалось реализовать 9 социальных проектов, учитывая и дистанционное проектирование.

По итогу работы нашей группы учителей мы увидели, что для качественной проработки каждого из умений необходимо подбирать технологии более точечно и адаптировать их под групповую работу, а не индивидуальную.

Организовать работу в группе сложнее, нежели разработать индивидуальный проект, но со стороны учащихся это гораздо более интересный и продуктивный процесс. Через групповое проектирование ученик получает опыт командной работы и социализации, учебной дискуссии, ответственности за свою часть работы. Во взрослом возрасте мы сталкиваемся с масштабными проектами, в разработку которых вовлечены не один или два человека, а целая группа людей. Так и учащимся необходимо прививать культуру работы в группах, созданию социальных проектов, попутно развивая проектные умения.

Майя БУЧАРСКАЯ, учитель начальных классов школы №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте