25 июня, после полугодового перерыва, по настоянию профсоюзов наконец-то состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Стороны РТК в течение 4,5 часа, практически без перерывов, обсуждали самые животрепещущие вопросы: замену льгот денежными выплатами, снижение единого социального налога и весь нашумевший законопроект, внесенный в Думу правительством. Позицию профсоюзов бюджетной сферы на заседании озвучила председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина МЕРКУЛОВА.
– Мы не можем согласиться с концепцией предлагаемого законопроекта прежде всего потому, что она носит явно антисоциальный характер. Предлагаемые Правительством РФ изменения вступают в противоречие по меньшей мере с десятью статьями Конституции РФ.
Мы не можем согласиться с тем, что предлагаемый законопроект является лишь реализацией поставленной цели приведения действующего законодательства в соответствие с ФЗ № 95 и № 31, так как одновременно проводится основательная ревизия всего действующего законодательства в сфере социальной политики. Предлагается значительное сокращение компетенции Российской Федерации в области социальной сферы. Практически она сводится к вопросам, связанным только с деятельностью федеральных государственных учреждений. Таким образом, предусматривается отказ законодателя от единого подхода к правовому регулированию принципиальных вопросов, связанных с установлением норм и оплаты труда, обеспечением права граждан на социальную поддержку. Он заменяется дифференцированным подходом в реализации этих прав в зависимости от ведомственной подчиненности учреждения, а следовательно, и от места жительства граждан. То есть предусматривается прямая дискриминация граждан по вышеуказанным основаниям.
Избранный Правительством РФ способ перераспределения полномочий, фактически направленный на их сокращение, не соблюдает предусматриваемый законодательством порядок. Предлагается не передача государственных полномочий вместе с финансовыми ресурсами, а просто отмена социальных обязательств на федеральном уровне или их передача без сохранения минимальных государственных гарантий. Все это абсолютно не гарантирует реализацию в субъектах отменяемых Федерацией законов.
Сложность реализации в субъектах РФ новых социальных обязательств усугубляется отсутствием утвержденных минимальных государственных социальных стандартов. Их наличие позволило бы не только сделать более прозрачными межбюджетные отношения, но и рационализировать бюджетное планирование на региональном и местном уровнях. Правительством РФ даже не ставится вопрос о принятии соответствующего федерального закона.
Крайне серьезную опасность для развития бюджетной сферы представляют изменения, касающиеся разграничения полномочий разных уровней власти в вопросах оплаты труда. Поправками предполагается распространить нормы федеральных законов по оплате труда работников бюджетной сферы и Трудового кодекса РФ только на федеральные государственные учреждения. То же самое касается Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Каждый муниципалитет будет планировать затраты на оплату труда работников исходя не из потребности в соответствии с установленным законом уровнем оплаты труда, а из возможностей собственной доходной базы. Следовательно, практически отменяются федеральные минимальные государственные гарантии по уровням оплаты труда работников бюджетных отраслей.
Негативный социальный эффект от реализации предложенных поправок трудно переоценить. По мнению экспертов ЦК профсоюза и Минтруда России, предлагаемый порядок не позволит провести очередную индексацию ставок и окладов работников образования как минимум в третьей части всех субъектов РФ. Возникает парадоксальная ситуация даже на примере образования. Чему, сколько и как учить – решает Федерация. Это предусматривает федеральная нормативно-правовая база – базисные учебные планы, Типовое положение о школе. А сколько это будет стоить и где взять эти средства – будет решать муниципалитет.
Предлагается отменить Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села» без передачи государственных полномочий с финансированием (статья 158 законопроекта № 58338-4). В результате специалисты образовательных учреждений, работающие на селе, теряют право на получение повышенных на 25% окладов и ставок, а также предусмотренных этим законом льгот и гарантий.
Уже сегодня наблюдаются первые негативные результаты передачи на уровень субъектов РФ права предоставления льгот. Общество должно знать, какова дальнейшая судьба сельской школы, а значит, села.
Федеральная власть фактически отказывается от основных гарантий приоритетности образования, здравоохранения в государственной политике. Тех сфер, которые выполняют важнейшую миссию, – обеспечивают реализацию конституционных гарантий граждан на образование и медицинскую помощь.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений, не имеющих непосредственного отношения к вопросу разграничения полномочий. В частности, это касается Законов РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которые вносятся изменения, значительно ограничивающие федеральные нормы в области хозяйственной самостоятельности учреждений образования.
Реализация предлагаемых изменений, ведущих к сокращению объема средств, получаемых государственными образовательными учреждениями от собственной деятельности, а также исключение возможности их разноуровневого бюджетного финансирования неизбежно приведет к значительному снижению уровня ресурсного обеспечения учреждений государственной системы образования.
Реально это означает значительное ухудшение экономических и правовых условий деятельности государственных учреждений.
Наряду с этим Правительство РФ отказывается от своих законодательно закрепленных обязательств по финансированию социальной инфрастурктуры вузов (жилищного фонда, общежитий, учреждений культуры, лечебных учреждений, спортивных и спортивно-оздоровительных баз, лагерей отдыха и т.д.). По всей видимости, предполагается перевести работу всей социальной сферы вузов на чисто рыночные отношения. Предлагается и отмена Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», также не связанного напрямую с задачей перераспределения властных полномочий. Отмена данного закона открывает путь к приватизации основных фондов системы образования. Это вступает в явное противоречие с провозглашенным Президентом РФ курсом на борьбу с бедностью, поскольку такой шаг приведет к ущемлению прав малоимущих граждан на получение бесплатного качественного образования. Подобный прецедент имел место в начале 90-х годов, до принятия настоящего закона, когда значительная часть зданий образовательных учреждений, особенно дошкольных, была потеряна для государственной системы образования.
Сейчас предлагаются еще более глубокие изменения – в частности, преобразование образовательных, медицинских и других учреждений бюджетной сферы в коммерческие организации, когда с государства снимается необходимость их финансирования. Образование переводится в плоскость коммерческой услуги, что просто несовместимо с понятием конституционно гарантированной услуги. Раньше Минфин это понимал. Не случайно в Концепции реструктуризации бюджетной сферы было справедливо отмечено, что изменение организационно-правовых форм не может распространяться на учреждения, оказывающие конституционно гарантированные услуги. Законопроекты, предлагаемые сегодня, таких ограничений не содержат.
Одновременное принятие всех этих поправок без глубокого изучения последствий и обсуждения со специалистами заинтересованных ведомств будет крайне разрушительным не только для бюджетных отраслей, но и для страны в целом. Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы считает, что при рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении необходимо его отклонить с целью серьезной доработки на базе проведения правовой экспертизы.
Кроме того, остаются в силе уже известные вам наши требования:
– законодательно закрепить систему федеральных минимальных государственных гарантий (стандартов) в области оплаты труда работников образования всех профессионально-квалификационных групп государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии прав граждан;
– законодательно закрепить в качестве передаваемых с федерального уровня государственных полномочий установление на уровне субъектов РФ и муниципалитетов повышенных на 25% ставок заработной платы (окладов) специалистам, работающим в сельской местности, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов;
– не допустить отмены Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Закона РСФСР «О социальном развитии села»;
– не допустить принятия законодательных актов, изменяющих правовые и экономические условия функционирования государственных и муниципальных образовательных учреждений и приводящих к сокращению их ресурсного обеспечения, а также к снижению уровня социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством работникам образования и обучающимся;
– законодательно закрепить отраслевые системы федеральных государственных минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда работников для отраслей, реализующих конституционные гарантии прав граждан;
– провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования и других бюджетных отраслей в 2004 году и повышение заработной платы в 2005 году не менее чем в 2 раза.
Комментарии