search
main
0

Проект «Времена года»

Так вы думаете, может ли маленькая елочка или старый трухлявый пень стать другом? Оказывается, может, и это уже наверняка знают малыши в детском саду №2463. Вы можете спросить: а зачем нужно дружить с елкой или старым пнем? А как еще объяснить малышу, что ломать деревья, бросать мусор в лесу нельзя? Кто придумал это «нельзя» и что будет, если его нарушить? Многим родителям и педагогам, наверное, неоднократно приходилось отвечать на этот детский вопрос.

Чем меньше ребенок, тем активнее он познает мир, тем чаще ему так хочется нарушить это пресловутое «нельзя». А что если попытаться обойтись без запретов? Пусть ребенок исследует мир, смотрит, наблюдает, а взрослый будет рядом и, как маячок, станет освещать дорогу малышу. А чтобы наши дети не заплутали, не потерялись в пути и при первых же трудностях и неудачах не потеряли интерес к исследованию, к познанию мира, педагоги обратили внимание на проектный метод и стали активно его использовать в работе с детьми. Проектная деятельность замечательна тем, что помогает ребенку понять важную мысль: «Я хочу, я могу, я сделаю».

Сначала уточним, что же хочет ребенок младшего дошкольного возраста (до четырех лет). Он хочет трогать, щупать, смотреть, пробовать и делится своими открытиями со взрослым, при этом малыша совсем не устраивают готовые ответы взрослых. Он желает сам исследовать этот мир, и взрослому не надо стремиться бежать впереди ребенка, а хуже того – тянуть его за собой. Идите просто рядом. Рядом – это когда взрослый только приоткрывает перед ребенком дверку, ставя вопросы, обозначая проблемы, а входит в дверь ребенок сам. Надо дать ребенку возможность осмотреться, подумать и не торопить его с ответом.

Воспитатель подвел детей к маленькой елочке: «Это елочка. Посмотрите, какая она?» И дети рассматривают елочку. «Да она же маленькая! Как мы», – замечают они. «А еще она какая?» – опять спрашивает воспитатель. Дети по привычке все щупать и трогать протягивают руки к веточке: «Ой, она колючая». Вот и произошло первое знакомство. Для начала вполне достаточно. Не будем портить первое впечатление ребенка своими рассуждениями, объяснениями – это веточки, это ствол, пусть для ребенка останется еще много загадок. В группе воспитатель ненавязчиво напомнит детям о елочке, дав потрогать что-нибудь колючее (игрушечного ежика, щетку) и рассмотрев картинки, иллюстрации с красивыми елочками. «А наша елочка красивая?» – новый вопрос-рассуждение воспитателя к детям. И опять предоставляем ребенку возможность определиться самому с тем, насколько привлекателен и интересен для него новый объект. Задача же взрослого сводится к проектированию ситуаций, при которых этот объект будет ребенку интересен, а для этого необходимо задействовать как можно больше анализаторов, как можно ярче воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. «Как вы думаете, а у елочки есть друзья или она живет совсем одна?» – вот новая проблема, которую ставит педагог перед детьми. И снова необходимо время для размышлений, для наблюдений.

Вот так, постепенно, ставя новые вопросы и проблемы, мы развиваем дружбу детей с елочкой. Да, именно дружбу – устойчивые, эмоционально насыщенные отношения. Осенью укрыли корни елочки «одеялом» из осенних листьев, зимой – снежком. В течение всего года наблюдали, кто и что живет вместе с елочкой, для кого она дом, для кого – укрытие от палящего летнего солнца, кто прячется под елочкой от дождя. Малыши полюбили елочку как настоящего друга, просто так, ни за что, не за пользу, не за красоту, а потому что они просто жили и росли вместе с елочкой, заботились о ней. Главное – донести до ребенка, что все живое в этом мире раз уже есть, значит, оно кому-то нужно – для кого-то это дом, для кого-то просто радость, не надо мешать жить другим, тогда и тебе будет хорошо.

Следующий этап жизни ребенка связан с бесконечными «почему?» и «зачем?» (возраст пятилетних детей). И снова не надо спешить с готовыми ответами. Обозначьте проблему, дайте ребенку подумать, вооружите ребенка инструментами для исследования (лупы, измерительные приборы, которые могут быть очень простыми, из подручных материалов), и пусть он пытается ответить на вопрос сам. В процессе наблюдений, споров через диалог со взрослым ребенок непременно найдет ответ на интересующий его вопрос. Чтобы это не стало сиюминутным желанием, чтобы полученная информация осталась в памяти ребенка, необходимо закрепить знания, предоставив ему возможность еще раз испытать радость открытия. На помощь ребенку приходит вся семья, дом превращается в творческую мастерскую, где все что-то клеят, рисуют, шьют, и, оказывается, совсем необязательно нарушать природное равновесие и покой, можно смоделировать искусственную речку, пруд, сделать своими руками пень, и игрушечные жучки, мышки и другие существа будут ползать, бегать ну совсем как настоящие.

Ребенок растет, накапливается опыт, у него формируются определенные навыки, все это расширяет горизонты для исследовательской деятельности. 6-7-летние дети хорошо знакомы с компьютером, телевизор уже успевает стать для большинства детей неотъемлемой частью жизни. Технический прогресс невозможно остановить, и в этой ситуации следует научить ребенка пользоваться достижениями человечества для своего совершенства. Для развития у детей познавательного интереса к объектам и явлениям, выходящим за рамки ближайшего природного окружения, можно использовать детские фильмы о природе. Проект «Самые холодные точки планеты», организованный в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, позволил детям совершить путешествие по северному краю России, побывать в Антарктиде и Арктике. Дети имели возможность сравнить природные явления родного края с другими географическими районами мира.

Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что ребенку изначально не дают готовые ответы, перед ним ставят проблему, и ее надо решить. Возникает вопрос, как поддержать интерес у дошкольника к тому, что нельзя потрогать, послушать и даже не всегда можно представить. Например, край вечных льдов, северное сияние, Северный Ледовитый океан. Что такое айсберг? Как и на чем можно добраться до загадочного северного края, кто такие путешественники? Если мы будем обо всем этом просто рассказывать детям, то кто-то заинтересуется, а кто-то довольно быстро потеряет к нашему рассказу интерес и все забудет. А вот если попробовать смоделировать (склеить, слепить, смастерить из бросового подручного материала) маршрут путешествия, собрать его, как конструктор, из знакомых частей, а потом поиграть вместе со взрослым тем, что получилось, чтобы понять, как это действует, то эта деятельность привлечет всех детей. Ведь все дети любят играть. Вот так в старших группах появились макеты, дети с удовольствием длительное время с ними играли. В ходе игры с макетами у детей возникали новые вопросы, например, как одеваются, в чем живут народы Севера; если много снега, то на чем можно ездить; если вода замерзает, то можно ли плыть, и так далее.

Так, с простого созерцания мира, его ощупывания и разглядывания проектная деятельность позволяет формировать у ребенка познавательный интерес к миру, закладывает основы осознанного отношения к окружающей действительности, формирует основы экологической культуры.

Ирина ЮРЬЕВА, старший воспитатель детского сада №2463

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте