search
main
0

Проект Роль профсоюзного образования в развитии социального партнерства

Председатель Татарской республиканской организации профсоюза Юрий Прохоров выступил на конкурсе “Лидер в образовании-2002” с проектом “Роль профсоюзного образования в развитии социального партнерства”. Российская общественная комиссия дала его работе высшую оценку – Юрий Петрович вошел в пятерку победителей конкурса и получил грант на реализацию проекта. Сегодня мы предлагаем его вниманию наших читателей.

Краткое содержание проекта:

1. Цели и задачи проекта

Повысить профессиональный уровень профсоюзных кадров, иметь в профсоюзных организациях грамотных, профессионально подготовленных лидеров, способных работать в условиях социального партнерства.

2. Актуальность проекта

Российская реальность характеризуется острыми конфликтными отношениями в социально-трудовой сфере, которые составляют одну из важнейших особенностей развития системы социального партнерства. В этой ситуации изучение теории и практики социального партнерства приобретает чрезвычайную актуальность. Формирование культуры партнерских отношений невозможно без всесторонней подготовки кадров, способных работать в условиях социального партнерства, владеющих технологиями переговорного процесса, регулирования и разрешения конфликтов.

3. Ожидаемые
результаты проекта

“+”
а) 60% руководителей территориальных организаций будут способны грамотно решать вопросы.
б) Профессиональный аппарат. Переход подготовленных кадров в органы управления.
в) Появится резерв.
г) Стабильная информация для членов профсоюза.
д) Улучшится микроклимат в организациях.

“-“
Потеря части (15%) руководителей территориальных организаций по возрастным причинам, не желающих учиться.

4. Механизм
выполнения проекта

4.1. а) правовой аспект: постановление пленума рескома профсоюза по утверждению программы “Кадры”;
б) план реализации программы;
в) рассмотрение хода выполнения программы на заседании президиума.
4.2. Финансовый аспект
а) постановление пленума рескома профсоюза об увеличении % отчислений профсоюзных взносов;
б) создание фонда социальной поддержки.
4.3. Организационный аспект
а) проанализировать уровень подготовки профсоюзных кадров через тестирование;
б) обучить в течение 2002-2003 гг. руководителей территориальных организаций и аппарата рескома на семинарах при Московском институте повышения квалификации профсоюзных кадров;
в) составить список резерва и провести обучение его на 3-дневных семинарах при УИЦ;
г) два раза в месяц проводить однодневные семинары с председателями первичных профсоюзных организаций;
д) ежемесячно выпускать информационные листки для каждой первичной организации.
4.4. Провести собеседование с руководителями территориальных организаций.

5. Описание проекта

5.1. Участниками исследования являются выборные профсоюзные лидеры профсоюзных организаций всех уровней от первичной до республиканской, руководители органов образования, учреждений образования.
5.2. Программа рассчитана на 5 лет, для каждой категории работников создаются свои программы обучения.

ПРОГРАММА
спецкурса для руководителей
школ и профсоюзных
организаций “Социальное
партнерство как средство
“социальной защиты”
работников образования

Объяснительная записка

Специальный курс для слушателей профсоюзного актива предлагается как составная часть общепедагогической и общепсихологической подготовки к управлению работой учебных заведений (профсоюзных организаций) в современных условиях.
На основе данной программы слушатели должны овладеть пониманием социального партнерства, осмыслить современные концепции социальной защиты работников, получить знания методики, умения, которые позволят им успешно реализовать функции социальной защиты учителя.
Спецкурс строится с учетом всей системы психолого-педагогической подготовки руководителей, с учетом национально-региональных особенностей.
Большое место в программе курса уделено конкретным методикам работы с педагогическим коллективом, диагностики уровня социальной защищенности педагогов, взаимодействию руководителя учебного заведения и профсоюзной организации. Курс содержит три раздела, включающие 9 тем, рассчитан на 15 часов.

Р а з д е л I.
Социальное партнерство –
гарант стабильности

Т е м а 1.
Социальное
партнерство – идеология

∙ социальное партнерство как особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры;
∙ субъекты социального партнерства в сфере образования:
∙ государство и работодатели как субъекты социального партнерства;
∙ профсоюз как субъект социального партнерства;
∙ формы социального партнерства.

Т е м а 2.
Социальная политика
государства как
основа социального
партнерства

∙ основы социальной политики государства: сущность и проблемы;
∙ опыт социального партнерства за рубежом;
∙ экономические аспекты социального партнерства;
∙ правовое регулирование социального партнерства.

Т е м а 3.
Особенности социального
партнерства
в условиях перехода к рынку

∙ понятие социальная справедливость в условиях рыночных отношений;
∙ адресная социальная политика в условиях перехода к рынку;
∙ социальная работа в учебных заведениях в условиях перехода к рыночным отношениям.

Р а з д е л II.
Проблемы социального
партнерства в образовании

Т е м а 1.
Диагностика социального
благополучия
работников образования

∙ изучение витальных и духовных потребностей учителей;
∙ изучение социально-психологического климата коллектива учебного заведения;
∙ изучение индивидуальных особенностей педагогов.

Т е м а 2.
Формы и методы
социальной защиты педагогов

∙ оказание материальной помощи педагогам;
∙ психологическая помощь педагогам;
∙ забота о здоровье педагогов;
∙ создание условий труда для педагогов.

Т е м а 3.
Подготовка педагогов
к социальной самозащите

∙ правовая самозащита учителя;
∙ забота о преодолении стрессовых ситуаций;
∙ создание и работа органов педагогического самоуправления.

Р а з д е л III.
Управление процессом
социальной защиты
членов педагогического
коллектива

Т е м а 1.
Функция социальной защиты
в общей структуре
управления педагогическим
коллективом

∙ взаимосвязь решения управленческих проблем в коллективе школы;
∙ распределение функций социальной работы среди руководителей школы;
∙ поэтапность решения проблемы социальной защиты.

Т е м а 2.
Дифференцированный подход
к организации социальной
защиты учителя

∙ учет индивидуальных особенностей учителей в организации социальной работы с ними;
∙ классификация форм и методов социальной помощи учителям.

Т е м а 3.
Взаимодействие в работе
администрации и
профсоюзной организации
в социальной защите учителя

∙ особенности реализации функции социальной защиты учителя в работе профсоюзной организации;
∙ взаимосвязь управления и педагогического самоуправления в решении производственных и социальных вопросов;
∙ программный подход к координации деятельности социальных институтов по социальной защите учителя.
Апробация данной программы показала ее эффективность. В результате подготовки, как указывали сами руководители – председатели профкомов, повысилась не только удовлетворенность педагогов мерами по их социальной защите, но и улучшились общие показатели работы учебного заведения.
Весьма перспективным представляется использование для подготовки руководителей к реализации функций социальной защиты учителя сравнительно нового вида деловых игр √ организационно-деятельностных игр (ОДИ).

К характерным особенностям организационно-деятельностной игры относятся:

1. Ее главной целью является методологизация участников, выработка новых форм интеллектуальной деятельности: развитие, перестройка мышления участников игры.
2. Процесс методологизации осуществляется практически в ходе игры.
3. Предполагается методологизация играющих через их четкое позиционное самоопределение в рамках темы и собственной ситуации по отношению к теме.
4. Игра, через осознание участниками своих жизнедеятельностных и мыследеятельностных установок, разрушает привычные стереотипы действия и мысли.
5. Приобретаются и развиваются способности и навыки коллективной мыслительной деятельности.
6. Наличие рефлексивных выходов как результат отвлечения от предмета деятельности через проблематизацию его смысла и понимание ситуации, что позволяет отслеживать процесс мыследеятельности.
7. Искусственное создание специальных “разрывов” и “напряжений” в деятельности играющих для введения их в мыследеятельность. Это “выводит человека с позиции, которую он несет в себе, на предельно абстрактную позицию, содержащую как бы все виды и типы деятельности. А затем с этой абстрактной позиции он выводится на конкретную (предметную) структуру деятельности, что позволяет решать обозначенную игрой проблему как бы без “груза прошлого”.
Эксперимент проводился на профсоюзных курсах Республики Татарстан. Подготовка организационно-деятельностной игры начиналась с разработки оргпроекта и программы: определялась тема игры, выстраивались группы и сюжетные линии, проектировалось движение по дням и определялись темы дней, предполагались возможные конфликтные ситуации и межличностные отношения и т.д.

5.3. Предполагаемые результаты реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы “Кадры” позволит:
∙ выработать у лидеров, активистов готовность действовать, уверенность и способность решить проблемы членов профсоюза, более эффективно влиять на принятие решений;
∙ способствовать вовлечению в профсоюз новых членов, их мотивации и информированности;
∙ укрепить профсоюзную демократию и обеспечить поддержку деятельности профсоюзов;
∙ обеспечить профсоюз подготовленными лидерами на всех уровнях;
∙ повысить статус и авторитет профсоюза.

6. Научно-методическое
обоснование проекта
Анализ проблемы формирования российской модели социального партнерства следует начать с вопроса: а есть ли необходимость в постановке данной проблемы вообще?
Совсем недавно можно было столкнуться с рассуждениями, что незачем изобретать велосипед, если цивилизованный Запад уже “обкатал” целую серию различных моделей социального партнерства, и надо лишь, тщательно изучив этот опыт, взять на вооружение одну наиболее привлекательную из. Например, первая модель (условно называемая американской) базируется на принципе участия трудящихся в собственности предприятия. Вторая (немецкая) основывается на широком участии работников в управлении производством через специально созданные полномочные органы. Третья (скандинавская) характеризуется развитыми формами участия работников в распределении результатов производства.
В основу типологии моделей системы социального партнерства положен такой крайне важный принцип, как степень участия профсоюзов. При этом выделяются три модели √ согласительная, при которой профсоюзы играют важную роль в регулировании социально-трудовых отношений; “выдавливающая” профсоюзы из процесса принятия решений в социальной сфере; плюралистическая, когда деятельность профсоюзов по заключению коллективных договоров концентрируется на уровне отдельных предприятий. Практика каждой страны использует их в неповторимом сочетании и тем самым создает собственную модель взаимодействия.
Что отличает российскую модель социального партнерства? Прежде всего сегодня для России наиболее типично, к сожалению, малообязательное отношение органов исполнительной власти к выполнению договоренностей по соглашениям.

7. Финансирование программы

Основным источником финансирования программы являются средства Рескома профсоюза, территориальных организаций профсоюза в соответствии с утвержденными сметами.
Расходы на финансирование, связанные с курсовой переподготовкой, участием в проблемных семинарах определяются на основе договоренности организаторов и участников обучения.
Для обучения лидеров первичных профсоюзных организаций, профсоюзного актива возможно привлечение средств работодателей на основе коллективных договоров и соглашений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте