Цель проекта «Преодоление» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (ГБПОУ «26 КАДР») – достижение успеха обучающимися, которые испытывают трудности в обучении или выпали из образовательного процесса по разным причинам: педагогическая запущенность, сложные отношения в семье, неумение складывать дружеские отношения со сверстниками.
Мы стремимся обеспечить ценностное отношение учащегося к его образовательной ситуации. А для этого необходима разработка индивидуального образовательного маршрута. Если индивидуальная образовательная программа обучающегося – это прежде всего набор задач и срок их решения по достижению предметных результатов, то индивидуальный образовательный маршрут учитывает занятость подростка во внеурочной, воспитательной, проектной деятельности. Распределение учебной и воспитательной нагрузки в каждом случае снижения или отсутствия мотивации к обучению – вопрос принципиальный.Индивидуализация строится на основе диагностики пробелов, учитываются психофизиологические особенности учащихся, в том числе возможности концентрации внимания, трудоспособность. В этих целях вводится ограничение образовательного контента, в том числе за счет удаления содержания, к освоению которого ученик на данный момент не способен. Ценностное, осмысленное отношение к своему маршруту достигается привлечением подростка к составлению ИОМ. Первый уровень формирует отношение к управлению своим образованием, второй – определяет образовательные приоритеты, третий – определяет последовательность конкретных задач. На первых двух уровнях помощники подростка – классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители. Третий уровень, как правило, обеспечивается учителем-предметником или тьютором.Для определения степени участия во внеурочной деятельности, совместного выбора с ребенком типа образовательного события и его роли при подготовке советуем выбрать мероприятие, в котором одновременно задействовано несколько пространств деятельности с различными типами событий. Это дает возможность выбора из большого количества разнородных задач и участия в организации обучающихся разного опыта, способностей и интересов. Кроме того, в случае если часть ребят не завершили к сроку подготовку того или иного фрагмента мероприятия, оно все равно состоится, пусть и в упрощенном варианте. Опыт показывает, что подростки, не сумевшие решить задачи по подготовке самостоятельного события, легко переключаются на помощь более успешным. На пути реализации ИОМ рядом с подростком должен быть тот, кто продемонстрирует ему алгоритм выполнения деятельностной задачи, кто обеспечит концентрацию внимания подростка на существенных моментах и поможет перенести полученный опыт успешного решения задач на другие сферы деятельности. Замечательно, когда этим значимым для подростка взрослым является тьютор или классный руководитель.Достижения во внеурочной деятельности, освоение социальных компетенций создают для него ситуацию социальной успешности, помогают в построении продуктивных отношений с учителями через другой тип взаимодействия с ними, помогают преодолевать трудности в освоении основной образовательной программы.Проект «Преодоление» и ИОМ задают форму, в которой становится востребованным развитие способности к самоопределению в образовательном процессе, освоение тех знаний, которые, по мнению самого человека, ему необходимы. Лада АЛЕКСЕЕВА, преподаватель ГБПОУ «26 КАДР»;Елена СИДОРОВА, начальник отдела психологической работы ГБПОУ «26 КАДР»
Комментарии