search
main
0

Проект остается декларацией

В библиотеке Астраханского областного института усовершенствования учителей прошло обсуждение проекта «Примерного положения о деятельности библиотек образовательных учреждений» с работниками библиотек городских школ. К сожалению, время, предложенное для обсуждения, пришлось на отпускной период, и обсудить проект с сельскими библиотекарями не удалось.

Некоторые основные замечания и предложения, высказанные в результате обсуждения, таковы:

Раздел I. Здесь в качестве организаций, осуществляющих методическое руководство, названы Центральная информационно-библиотечная комиссия Министерства образования и Государственная научная педагогическая библиотека имени Ушинского. Для школьной библиотеки такой уровень просто недоступен, в проекте же не указано, кто является методическим центром библиотек образовательных учреждений (ОУ) в регионах или может взять на себя эту функцию.

Раздел III (Обучающимся). По этому разделу возникает множество вопросов: по ныне действующим Типовым штатам в библиотеке ОУ работает, как правило, один человек; выполнять все указанные функции он просто не в состоянии. Что касается названных пунктов, то по своей направленности они «выпадают» из традиционной библиотечной работы. К примеру, каким образом библиотекарь сможет реализовать функции досугового центра, если обслуживание пользователей ведется в основном в несколько смен (возникает вопрос времени)? Для удовлетворительной работы библиотеки по всем направлениям необходимо пересмотреть Типовые штаты библиотек ОУ, куда в обязательном порядке ввести должности библиографа, педагога-библиотекаря и др.

Раздел IV. В пункте 1 раздела не уточняется, каким именно структурным подразделением может быть библиотека, между тем как наряду с выполнением основных функций приоритетным направлением работы может стать и воспитательная деятельность, и образовательная (в зависимости от целей, которые ставит перед собой учреждение и, соответственно, библиотека). Указание на определенный тип структурного подразделения дает право его руководителю на ежегодный, удлиненный, оплачиваемый отпуск. Пункт 4 дает возможность администрации сельской школы вообще обходиться без библиотеки, мотивируя это отсутствием возможностей.

Раздел V. Пункт 8. Вправе ли образовательное учреждение вводить должности, для которых не предусмотрены требования квалификационной характеристики? Неясен функционал должности «педагог-организатор детского чтения». «Преподаватель информационной культуры» к библиотеке имеет весьма отдаленное отношение. Думается, что должность «педагог-библиотекарь» с функциональными обязанностями, включающими руководство детским чтением, преподавание информационной культуры и т. д. (в соответствии с целями и задачами библиотеки конкретного ОУ) с соответствующими ТКХ по должности будет целесообразнее.

Пункт 10. Неясно на каком основании библиотекарь может заниматься педагогической деятельностью, не имея соответствующей квалификации. Для решения данных задач необходимо введение должности «педагог-библиотекарь».

Раздел VI. Что касается дополнительного оплачиваемого отпуска, то, пока за библиотекарем не будет нормативно определено право на его получение, этот пункт как был, так и остается декларативным.

Раздел VIII. На основании каких нормативных документов ОУ имеет право задерживать личное дело учащегося, не рассчитавшегося с библиотекой? Не противоречит ли этот пункт действующему законодательству?

Раздел IX. Пункт 1.5. Имеет ли право библиотека взыскивать неустойку «в виде штрафов»? Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ или иных документов в проекте «Положения» не указаны вовсе, а, между тем, это очень серьезный и болезненный вопрос. Обязательно должен быть продуман механизм компенсации ущерба, строго в соответствии с законодательством.

Пункт 1.7 Цены на предоставляемые платные услуги необходимо четко обосновать. Это может сделать только экономист, совместно с работником библиотеки.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод: представленный к обсуждению проект не обладает достаточной законодательной базой, финансирование комплектования и материально-технического обеспечения остается без изменений (значит, его как не было, так и не будет). Без этих составляющих все, что касается модернизации работы библиотеки и повышения статуса библиотекаря, остается декларацией.

Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте