search
main
0

ПРОЕКТ О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)

Министерство образования РФ

Письмо
от 10.08.2001
N 933/28-12

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации
Министерством в соответствии с п.62 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.01 N 1875-р разработан проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)”.
Законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации в III квартале 2001 года для его представления в Государственную Думу Федерального Собрания. Просим в кратчайшие сроки рассмотреть и дать замечания и предложения по представленному законопроекту в министерство.
Приложение: на 15 л.
Е.Е.Чепурных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)”
Проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)” подготовлен Министерством образования Российской Федерации в соответствии с п.62 Плана подготовки проектов федеральных законов на 2001 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1875-р.
Законопроект направлен на совершенствование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создание эффективной системы работы органов опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, сохранение ребенку его биологической семьи, предотвращение социального сиротства.
Вносимые в Семейный кодекс Российской Федерации дополнения и изменения позволят создать правовой механизм, направленный на сокращение социального сиротства, реформирование детских интернатных учреждений.
В соответствии с частью второй п.1 ст.121 органы опеки и попечительства работают только с “детьми, оставшимися без попечения родителей”, и указывается примерный перечень оснований для признания ребенка “оставшимся без родительского попечения”, то есть для вмешательства органа опеки и попечительства. Профилактическая работа с семьями, в которых детям не может быть обеспечен необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности, не входит в обязанности органа опеки и попечительства. И соответственно невозможно раннее вмешательство в такую семью со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и сохранения ребенку его кровной семьи.
Чтобы восполнить этот пробел, необходимо ввести новое понятие – категорию “детей, нуждающихся в государственной защите”, включающую как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и детей, проживающих в семье, в отношении которых орган местного самоуправления должен будет вынести решение (в административном порядке) о признании их нуждающимися в государственной защите в случае, если без вмешательства и помощи со стороны органа местного самоуправления (органа опеки и попечительства) ребенку не будет обеспечен уровень нормальной жизнедеятельности и развития. Однако при этом нет еще оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с законопроектом органы опеки и попечительства вправе в порядке, определяемом уставом соответствующего муниципального образования, возложить выполнение части своих полномочий по защите прав и интересов детей, нуждающихся в государственной защите, на уполномоченные ими соответствующие органы местного самоуправления либо воспитательные учреждения. Таким образом, детские интернатные учреждения могут постепенно перепрофилироваться в службы и учреждения временного содержания детей до подобра им семьи и их устройства на воспитание в патронатные семьи.
Предлагается ввести в Семейный кодекс РФ главу 21-1 “Патронат над детьми, нуждающимися в государственной защите”.
Патронат – воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.
Впервые в законодательство вводится форма профилактической работы с семьей и ребенком, нуждающимся в государственной защите – социальный патронат.
Социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Патронатный воспитатель определяется как совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) органа опеки и попечительства о патронатном воспитании.
Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.
В настоящее время опекуны назначаются, как правило, из числа родственников. Приемные семьи организуются с большим трудом, не производится временное устройство детей в семьи с целью реабилитации семьи и возврата ребенка родителям. Семьям, взявшим детей на воспитание, не оказывается помощь, отсутствует социально-психологическое сопровождение принимающей семьи, орган опеки лишь формально контролирует жилищно-бытовые условия и содержание устроенных детей в связи с отсутствием необходимого количества специалистов с соответствующей квалификацией.
Разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между субъектами патронатного воспитания позволит заранее четко определить права и обязанности как воспитателя, так и службы, устроившей ребенка.
В рамках данного законопроекта предлагается также внести дополнение в ст.145 СК РФ, предусмотрев в законе возможность оформления добровольной опеки или попечительства, когда право родительской опеки добровольно передается какому-либо лицу на определенный срок по тем или иным причинам.
Законодательно закрепляется положение, действующее на практике и установленное ведомственным нормативным актом, о том, что выплата денежных средств на опекаемых детей, имеющих родителей, способных воспитывать и содержать детей, не производится. Ст.150 СК РФ дополняется соответствующей нормой.
Вносятся некоторые уточнения в ст.122,124 Семейного кодекса Российской Федерации, касающиеся сроков нахождения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственном банке данных. Это связано с принятием Федерального закона “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.
В соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации (протокол N 1 от 16 июня 2000 г.), о необходимости упорядочения работы по международному усыновлению детей разработаны предложения по изменению ст.165 Семейного кодекса Российской Федерации.
Данное изменение направлено на предотвращение незаконной посреднической деятельности по подбору и передаче детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Интересы иностранных граждан и лиц без гражданства – кандидатов в усыновители – на территории Российской Федерации представляют в соответствии с п.2 ст.1261 Семейного кодекса Российской Федерации специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей.
Однако в настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации осуществляют посредническую деятельность по усыновлению (удочерению) детей иностранные организации, представительства которых не аккредитованы на территории Российской Федерации. Все они различными, по существу незаконными путями получают сведения о детях и представляются как так называемые независимые усыновители. В этих случаях практически невозможно установить нелегальное получение сведений о ребенке кандидатами в усыновители.
Согласно проекту федерального закона усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится только через представительства специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций, имеющих аккредитацию на территории Российской Федерации. В случае отсутствия таких представительств органов и организаций государств, гражданами которых являются кандидаты в усыновители или на территории которых они проживают, в соответствии с законопроектом они должны обратиться для подбора и передачи ребенка на усыновление в федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено ведение государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей.
Принятие данного законопроекта позволит исключить незаконную посредническую деятельность любых юридических и физических лиц по усыновлению детей, обеспечит контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей.
Международный опыт по данному вопросу свидетельствует о том, что страны отказываются либо разрешают в исключительных случаях “независимое” усыновление, устанавливая в законодательстве требование об оформлении международного усыновления только через аккредитованные организации.
В целях уточнения формулировки документа, подтверждающего нахождение ребенка в государственном банке данных, при передаче его на международное усыновление и приведения его в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, предлагается внести изменение в п.7 ст.2633.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)

Статья 1. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР следующие изменения и дополнения:
1. В Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16; 1998 , N 26, ст.3014):
1) в статье 2 слова: “формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей” заменить словами: “формы, порядок устройства и оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите”;
2) название раздела VI изложить в следующей редакции: “Формы устройства и оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите”;
3) название главы 18 изложить в следующей редакции: “Выявление, устройство и оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите”;
4) статью 121 изложить в следующей редакции:
“Статья 121. Защита прав и интересов детей, нуждающихся в государственной защите”.
1. Защита прав и интересов детей, нуждающихся в государственной защите, возлагается на органы опеки и попечительства.
Детьми, нуждающимися в государственной защите, являются дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей, взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в других случаях отсутствия родительского попечения, а также дети, проживающие в семье, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Порядок признания детей, проживающих в семье, нуждающимися в государственной защите устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Органы опеки и попечительства выявляют детей, нуждающихся в государственной защите, ведут учет таких детей, избирают форму их устройства, оказывают детям необходимую помощь, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, нуждающихся в государственной защите, не допускается, если иное не установлено настоящим кодексом.
Органы опеки и попечительства в порядке, определяемом уставом соответствующего муниципального образования, вправе возложить выполнение части своих полномочий по защите прав и интересов детей, нуждающихся в государственной защите, на уполномоченные им соответствующий орган местного самоуправления либо воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – уполномоченный орган (учреждение), по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение.
3. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, нуждающимися в государственной защите, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.”;
5) в статье 122:
в абзаце втором пункта 3 слова: “и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации” исключить;
дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
“Федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации”;
абзац третий считать абзацем четвертым;
6) в статью 123:
название статьи изложить в следующей редакции:
“Статья 123. Устройство и оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите”;
в пункте 1 слова: “или в приемную семью” заменить словами: “,в приемную семью или семью патронатного воспитателя”;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
“3. Уполномоченный орган (учреждение) представляет интересы ребенка, нуждающегося в государственной защите, в случае имеющихся противоречий между интересами родителей и ребенка, а также оказывает необходимую помощь родителям по воспитанию ребенка.”;
7) в абзаце втором пункта 4 статьи 124 слова: “трех месяцев” заменить словами: “четырех месяцев”;
8) дополнить пункт 1 статьи 145 абзацем следующего содержания:
“Опека или попечительство могут быть установлены по заявлению родителей в отношении конкретного лица, изъявившего желание стать опекуном (попечителем) ребенка и имеющего для этого основания, установленные статьей 146 настоящего кодекса”;
9) абзац второй пункта 5 статьи 150 изложить в следующей редакции:
“На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), родители которых могут лично осуществлять их воспитание и содержание, но добровольно передают детей под опеку (попечительство) другим лицам, не выплачиваются.
Выплата ежемесячных средств на содержание ребенка осуществляется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.”; в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств соответствующих бюджетов.
10) дополнить раздел VI главой 211 следующего содержания:
“Глава 211 Патронат
Статья 1551. Патронат
Патронат – воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государтвенной защите, осуществляемые в формах патронатного воспитания, либо социального патроната.
Статья 1552. Патронатное воспитание
Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя.
Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан уполномоченным органом (учреждением) на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании договора, заключенного между ними, о патронатном воспитании.
Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
В договоре о патронатном воспитании разграничиваются права и обязанности родителей (иных законных представителей) ребенка, патронатных воспитателей и уполномоченного органа (учреждения) по воспитанию, защите прав и интересов ребенка, передаваемого на патронатное воспитание.
Статья 1553. Социальный патронат
Социальный патронат – форма оказания необходимой помощи уполномоченным органом (учреждением) в воспитании, защите прав и интересов ребенка, проживающего в семье и признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Социальный патронат осуществляется патронатным воспитателем на основе договора, заключаемого уполномоченным органом (учреждением), патронатным воспитателем и родителями (иными законными представителями), в котором разграничиваются права и обязанности сторон по воспитанию, защите прав и интересов ребенка.
Статья 1554. Разграничение прав и обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите
1. Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, является постановление (распоряжение) главы органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
2. Установление патроната над ребенком, нуждающимся в государственной защите, не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
3. На патронатного воспитателя возлагаются права и обязанности опекуна (попечителя) за исключением:
полномочий по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее содержание ребенка);
полномочий по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
решения вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Статья 1555. Сроки патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите
Патронат над ребенком может устанавливаться в возрасте от рождения до 18 лет.
Конкретный срок патроната определяется в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) исходя из потребностей ребенка.
Статья 1556. Патронатные воспитатели
1. Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица за исключением лиц, указанных в п.1 ст.153 настоящего кодекса.
2. Подбор и подготовка патронатных воспитателей осуществляются уполномоченным органом (учреждением).
Статья 1557. Содержание ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронатное воспитание. Оплата труда патронатных воспитателей
1. На содержание ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронатное воспитание, выплачиваются уполномоченным органом (учреждением) денежные средства исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Размер оплаты труда патронатных воспитателей в расчете на одного ребенка устанавливается в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 1558. Порядок организации патроната и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронатное воспитание
Порядок организации патроната и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронатное воспитание, определяется Правительством Российской Федерации.”;
11) в статью 165:
дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
“3. Получение конфиденциальной информации о ребенке, подбор ребенка и оказание содействия в усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства производится через представительства специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей (далее – представительства иностранных организаций), аккредитованных не территории Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае отсутствия на территории Российской Федерации аккредитованных представительств иностранных организаций государств, гражданами которых они являются или на территории которых проживают, обращаются в целях подбора ребенка на усыновление (удочерение) непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.”;
пункты 3 и 4 считать соответственно пунктами 4 и 5.
2. В статью 2633 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4134; 1998, N 26, ст.3010):
в пункте 7 слова “документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников” заменить словами “документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и невозможность передать его на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк данных, а также документы, подтверждающие, что на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства (нахождения) ребенка не представилась возможность передать ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников”.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль

Финансово-экономическое обоснование законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)”

В настоящее время в Российской Федерации имеется 2740 учреждений, в которых содержится 270 тысяч детей, из них: 1330 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов.
Количество детей, нуждающихся в государственной защите, постоянно увеличивается. Ежегодно их число составляет в среднем 113 тысяч детей. Только в 2000 г. в государственной защите нуждались 134,6 тыс.детей.
Для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется дополнительно к уже имеющимся учреждениям открывать как минимум 150 новых учреждений в год.
В основу приводимых ниже расчетов взяты расходы, связанные с содержанием ребенка в детском доме. Данные расчеты пригодны для всех аналогичных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стоимость строительства одного детского дома (без учета стоимости оборудования) составляет примерно 12 миллионов рублей. Ежегодные бюджетные ассигнования на капитальные вложения, направляемые на строительство детских домов, составляют по России не менее 1,8 млрд.рублей (150 учреждений х 12 млн.руб.).
Фактические расходы на содержание одного ребенка в детском доме общего типа составляют в среднем 50 тыс.рублей в год. Содержание 270 тысяч детей в 2740 учреждениях обходится в 13,5 млрд.руб. (270 тыс. х 2740 х 50 тыс.), т.е. в среднем 4,9 млн.руб. на 1 учреждение в год. Из них на текущее содержание зданий и оборудования расходуется, как правило, около 2 млн.руб. в год.
Общие расходы на содержание всех учреждений и на ввод новых учреждений составляют 13,5 млрд.руб. + 1,8 млрд.руб. = 15,3 млрд.руб. в год.
Возложение органами опеки и попечительства согласно законопроекту на воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, выполнения части своих полномочий по выявлению и устройству этих детей в семьи, т.е. преобразование учреждений в учреждения, представляющие патронатное воспитание, позволит значительно снизить расходы на эти учреждения.
Проводимый с 1996 г. в Москве эксперимент по перепрофилированию детского дома в учреждение по патронатному воспитанию (уполномоченную службу органа опеки) показал, что фактические расходы на одного ребенка составили 32 тыс.рублей в месяц, или в среднем 3,1 млн.руб. в год на 1 такое учреждение.
Если полномочия органов опеки будут выполнять 50% учреждений (1370 учреждений), экономия денежных средств составит 2,47 млрд.руб. (4,9 млн. – 3,1 млн. = 1,8 млн. х 1370 учреждений).
Так как на патронатное воспитание могут быть переданы дети из домов ребенка, это в дальнейшем приведет к закрытию как минимум около 70% домов ребенка (190 учреждений) и экономии средств в размере 0,4 млрд.руб. на содержание площадей этих учреждений (190 х 2 млн.руб.).
В связи с передачей на патронатное воспитание детей из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющих функции органов опеки и попечительства, сократится как минимум на 50% потребность в занимаемых ими площадях, что также приведет к сокращению расходов в размере 1,37 млрд.руб. на содержание этих помещений (1 млн. х 1370).
Следовательно, экономия составит 4,24 млрд.руб. (2,47 млрд.руб. + 0,4 млрд.руб. + 1,37 млрд.руб.).
Эксперимент показывает, что в случае перепрофилирования детского дома (аналогичного учреждения) и передачи ему функций органа опеки по устройству детей на воспитание в семью большая часть вновь выявляемых детей может быть устроена в семьи через это учреждение, т.е. в этом случае не потребуется вводить в строй новые учреждения для размещения вновь выявляемых детей. Это позволит сэкономить указанные ранее денежные средства (1,8 млрд.руб.), которые требуется выделить на строительство новых детских домов. Эту сумму пополнит фонд экономии бюджетных расходов, который составит около 6 млрд.руб. в год (4,24 млрд.руб. + 1,8 млрд.руб.), т.е. 39% от общего бюджета на год (от 15,3 млрд.руб.).
Очевидно, что постепенно увеличение числа учреждений, выполняющих часть полномочий органов опеки и попечительства, потребует начальных затрат.
Возможны два варианта увеличения числа таких учреждений. Первый вариант – перепрофилирование уже действующего учреждения, второй – ввод в строй нового учреждения сразу как учреждения, выполняющего часть функций органа опеки и попечительства.
Если часть полномочий органов опеки и попечительства будут исполнять 1370 учреждений, то потребуется, как будет показано ниже, выделить на эти цели 266,4 млн.руб. за 5 лет.
В случае перепрофилирования уже существующего учреждения предлагается действовать поэтапно. Например, в первый год перепрофилируются по 3 учреждения в каждом субъекте Российской Федерации, т.е. 267 учреждений (89 х 3). Для удобства расчета предположим, что ежегодно перепрофилируются 274 учреждения, тогда потребуется ровно 5 лет для перевода 1370 учреждений на новую систему работы.
Для начала работы по новой системе потребуется дополнительно выделить средства на оплату 2 ставок социальных работников (10-й разряд ЕТС с учетом 20% надбавок 1327,24 руб.), т.е. 2654,48 руб. (2 х 1327,24), а также оплату труда для патронатных воспитателей по договору возмездного оказания услуг за одного помещаемого в семью ребенка из расчета 4 минимальных размера оплаты труда. Планируется поместить в семьи всего 16 детей в год, что соответствует 2 группам воспитанников детских домов по 8 детей. Оплата труда патронатных воспитателей составит 4 х 100 руб. х 16 = 6400 руб. В месяц: 6400 руб. + 2654 руб. = или около 9 тысяч рублей.
Всего затраты в первый год составят: 274 учреждения х 9 тыс.руб. х 12 месяцев = 29,6 млн.руб.
Во второй год для выполнения части полномочий органов опеки и попечительства этими и следующими 274 учреждениями потребуется 59,2 млн.руб.
В третий год введенные в первый год учреждения за счет помещения детей в семьи и сокращения как минимум 4 групп смогут оплачивать указанные ставки за счет сокращения традиционного персонала и образующейся экономии ФОТ. Т.е. потребуется вложить также 59,2 млн. руб. при условии начала перепрофилирования еще 274 новых учреждений.
Таким образом, каждое учреждение дополнительно будет получать финансирование в течение 2 лет, на третий год дополнительное финансирование прекращается, и учреждение продолжает работу за счет своего ФОТ. Это означает выделение в четвертый и пятый годы также по 59,2 млн.рублей. На 6-й год дополнительных средств не потребуется.
Всего потребуется выделить дополнительно 266,4 млн.руб. за 5 лет.
Это позволит начиная с 6-го года ввода в действие данной модели получать рассчитанную экономию в полном объеме, т.е. 4,8 млрд.руб. в год. Т.е. все затраты (266,4 млн.руб.), произведенные за 5 лет перехода на новую систему работы, предлагаемую в законопроекте, составляют только 4,4% от получаемой в результате экономии за 1 год (6 млрд.руб.).
Второй вариант перехода на новую систему работы: открывающийся новый детский дом создается сразу как учреждение, выполняющее часть функций органа опеки и попечительства по устройству детей на воспитание в семью, в пределах имеющихся типовых нормативов финансирования детского дома общего типа, но с новой структурой штатов в рамках средств, выделяемых по типовым нормам ФОТ. Т.е. в пределах типового для детского дома фонда оплаты труда (ФОТ) вводятся социальные работники, 1 стационарная группа и оплачиваются патронатные воспитатели. Контингент учреждения может достигать 100-120 детей, 90% которых могут проживать в семьях патронатных воспитателей. В данном случае в 10 раз экономятся средства на строительство помещений за счет возможности размещения учреждения в небольшом помещении (300-500 кв.м вместо 4000 кв.м) при том же плановом контингенте воспитанников (100-150 человек). Соответственно сокращаются средства на дальнейшее текущее содержание помещений.
Создание такого учреждения позволит устраивать в семьи практически всех выявляемых в одном или нескольких муниципальных образованиях детей. При этом прекратится поступление детей в детские дома общего типа, которые могут быть со временем закрыты и их помещения сданы в аренду, переданы, использованы на другие цели.

Изложение предполагаемых норм согласно Федеральному закону “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)”, регулирование которых возлагается на Правительство Российской Федерации

Настоящий проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми)” предполагает принятие Правительством Российской Федерации следующих документов, устанавливающих:
порядок признания детей нуждающимися в государственной защите;
порядок организации патронатного воспитания;
порядок организации социального патроната;
порядок организации контроля за условиями жизни и здоровья ребенка в семье патронатного воспитателя.
При установлении порядка признания детей нуждающимися в государственной защите предполагается определить основания для признания ребенка нуждающимся в государственной защите (а также действия органа опеки и попечительства в исключительных случаях, при отсутствии установленных оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите); порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите; перечень факторов (для оценки потребностей ребенка, способности родителей обеспечить потребности ребенека, факторов семьи и местных ресурсов), которые необходимо оценить для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, а также иные необходимые нормы.
При установлении порядка организации патронатного воспитания Правительство Российской Федерации должно будет определить: принципы организации патронатного воспитания; принципы организации труда патронатного воспитателя; функции, примерную структуру и штатное расписание, порядок расходования средств и ведения финансовой отчетности в подразделении уполномоченного органа (учреждения) по патронатному воспитанию; порядок обращения граждан, желающих стать патронатными воспитателями; порядок подготовки и оценки таких граждан; форму заключения о возможности стать патронатным воспитателем; порядок передачи ребенка на патронатное воспитание; разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка, переданного на патронатное воспитание, между родителями (иными законными представителями) ребенка, уполномоченным органом (учреждением) по патронату, патронатным воспитателем; материальное обеспечение ребенка, переданного на патронатное воспитание; примерную форму договора о патронатном воспитании, заключаемого уполномоченным органом (учреждением) по патронату с патронатным воспитателем, а также иные необходимые нормы.
При установлении порядка организации социального патроната будут определены: принципы деятельности органа опеки и попечительства по защите прав и законных интересов ребенка; принципы планирования попечения над ребенком, нуждающимся в государственной защите; понятие безопасности ребенка; степень риска оставления ребенка в семье (низкий уровень риска, средний уровень риска, высокий уровень риска); функции, примерная структура, права и обязанности сотрудников, порядок расходования средств и ведения финансовой отчетности в подразделении уполномоченного органа (учреждения) по социальному патронату; порядок помещения ребенка на социальный патронат, поэтапный порядок действий, права и обязанности сотрудников уполномоченного органа (учреждения) по социальному патронату, обязанности родителей ребенка, помещенного на социальный патронат, примерная форма договора о социальном патронате между родителями (иными законными представителями) ребенка и уполномоченным органом (учреждением) по социальному патронату, а также иные необходимые нормы.
При установлении порядка организации контроля за условиями жизни и здоровья ребенка в семье патронатного воспитателя Правительством Российской Федерации будут определены: форма осуществления контроля, факторы, подлежащие контролю (для оценки потребностей ребенка и его развития, способности родителей обеспечить потребности ребенка, факторов семьи и местных ресурсов), сроки осуществления контрольных мероприятий, формы документов по проведению контрольных мероприятий и его итогам, а также иные необходимые нормы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте