search
main
0

Проект «Наставник». Ученическое самоуправление

​Многие дети мечтают стать руководителями, плохо понимая, что за этим стоит. Самоуправление в школе – одна из форм испытать себя в некоторых видах деятельности, свойственных жизни взрослых.

Проектов в нашей гимназии было много, но хочется рассказать об одном из них, он получил название «Наставник».Умение установить и поддерживать взаимоотношения с людьми разного возраста, передать свои знания и навыки – все это требует специальной подготовительной работы.Некоторые варианты такой работы могут быть реализованы в рамках школы.Многие обучающиеся нуждаются в помощи и поддержке во время выполнения домашних заданий. Далеко не всегда эти дети внимательны на уроке, где учитель объясняет, что и как надо сделать. Самостоятельно разобраться в непонятном материале такой школьник вряд ли захочет и сможет.В начальной школе работает группа продленного дня, где профессиональные педагоги могут оказать таким детям квалифицированную помощь и проверить результаты.Дети 5-го класса такой помощи лишены, хотя многим из них поддержка и контроль необходимы. Учащиеся 7-8-х классов уже имеют опыт самостоятельного выполнения школьных заданий. Как и в другие периоды жизни, дети этой возрастной группы имеют свой интерес в профессиональной сфере. Некоторые полагают, что в перспективе станут учителями. Таким детям школа предоставила возможность проверить серьезность своих намерений. Им было предложено стать наставниками младших детей в процессе выполнения домашних заданий. Процесс совместной работы младших и старших детей был тщательно продуман взрослыми – администрацией, педагогами, родителями.Так как в гимназии не было опыта проведения такой работы, то реализовать программу было решено с небольшой группой детей и подростков.Администрация гимназии определила, кто из педагогов и в какой роли будет привлечен к проекту. Было решено, кто будет консультантом-наблюдателем в те дни, когда будет происходить совместная работа детей.Учителя-предметники дали согласие на сотрудничество в данном проекте. От них требовалась поддержка в обеспечении успешности сотрудничества старших и младших детей.Было важно вовремя похвалить пятиклассника за качественно выполненное домашнее задание под руководством наставника, сказать добрые слова и дать советы старшекласснику-наставнику.Педагоги этой группы приняли активное участие в формировании пар  «наставник – подопечный». Они лучше других знали характеры, способности и возможности детей.Родители получили информацию о подготовке проекта «Наставник» на собрании в сентябре. Они были предупреждены, что становятся гарантами того, что их ребенок без уважительных причин не покинет проект досрочно. Родителям восьмиклассников поручили разъяснять своим детям меру ответственности за взятые на себя обязанности.Активная фаза проекта (реальная работа детей) началась в октябре. Для регистрации учебного процесса был оформлен журнал, в котором фиксировались все проведенные занятия. С детьми 8-го класса была проведена беседа о том, что они могут стать наставниками младших школьников при подготовке ими домашних заданий по математике, русскому и немецкому языкам. Помощь пятиклассникам планировалось оказывать один раз в неделю, в установленный день. Пары «наставник – ученик» были сформированы на весь период проекта.Наставникам было предложено ознакомиться с программой 5-го класса по выбранному предмету. Им также была предоставлена консультативная помощь со стороны учителей-профессионалов.Библиотека обеспечила наставникам возможность пользоваться учебниками для 5-го класса.Наставнику также было поручено фиксировать в ученической тетради подопечного факт совместного выполнения домашнего задания. Это повысило ответственность наставника. Учителя 5-х классов позитивно отнеслись к таким визам. Они хвалили наставников, если задание было сделано правильно и подопечный усвоил материал.Ученики-наставники выбрали тот предмет, который им наиболее интересен.  Ученики-подопечные находились в иной ситуации. Они выбирали тот предмет, в котором у них наибольшие проблемы. Такие предметы, очевидно, не были любимыми. Поэтому перед наставниками была поставлена вторая задача: повлиять на изменение отношения пятиклассника к проблемному предмету. Для этого часть времени совместного занятия предлагалось посвящать рассмотрению с подопечным занимательных заданий по предмету. Первичную помощь в подготовке таких заданий оказали учителя-профессионалы. Заранее было продумано поощрение наставников. Для этого были заготовлены от администрации и родителей пятиклассников благодарности и ценные подарки.В процессе проведения проекта регулярно проводились педагогические собеседования с наставниками, обсуждались возникающие трудности. Педагоги-профессионалы делились своим опытом с потенциальными коллегами.Для понимания результативности работы наставникам была дана возможность посетить урок учителя-профессионала, где учится подопечный.Такая планомерная и продуманная работа дала положительные результаты. После завершения первого этапа проекта все участники заявили о возможности параллельно заниматься с двумя младшими школьниками.Для общего информирования и популяризации проекта в рамках школы был создан стенд, на котором регулярно размещались материалы «Новости проекта»: список наставников, отзывы участников, репортажи о награждениях, приглашение присоединиться к проекту.Группа наставников расширилась благодаря появлению интереса к педагогической деятельности у других старшеклассников. Учителя-предметники и родители также положительно характеризуют результаты проекта «Наставник».Елена ЛЕБЕДИНЦЕВА, учитель гимназии №1527, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте