В России действуют около полутысячи кадетских корпусов, школ, интернатов, лицеев, гимназий и большое количество кадетских классов, множество молодежных патриотических организаций. Большинство из них испытывают серьезные материальные и финансовые трудности, выживают без достаточной государственной поддержки лишь благодаря энтузиазму педагогов-подвижников, помощи органов местного самоуправления, региональных властей и спонсоров. В то же время с высоких трибун мы слышим гневные филиппики о том, что «не та сегодня молодежь», и если дело ее воспитания пойдет так дальше, защищать Россию и самоотверженно трудиться на ее благо будет некому.
ассоциация дополнительного образования, как подчеркнул ее директор, готова помочь всем желающим решить разнообразные проблемы создания и деятельности в школах кадетских классов. Проект их создания предусматривает как бесплатную, так и платную формы помощи.
Именно поэтому в современных условиях резко возрастает значение кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также параметрами эффективности и качества обучения и воспитания. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России.
Разнообразные меры активизации патриотического воспитания, предпринимаемые в последние годы, пока не принесли желаемых результатов. Где же выход?
Он видится в конкретных организационных инструментах и механизмах, о которых не раз ставило вопрос «Военное образование». Один из перспективных путей предлагает
Санкт-Петербургская межрегиональная
ассоциация дополнительного образования (МАДО). Это общедоступный для образовательных учреждений во всех уголках России проект создания кадетских классов, предусматривающий эффективную поддержку их жизнедеятельности, содействие организации обучения и воспитания, решение наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются школы, приступая к этой работе.
Еще одна назревшая мера – создание организации участников патриотического воспитания во всех его сферах от кадетских учебных заведений до детских и молодежных общественных объединений, которая смогла бы вырабатывать и предлагать эффективные решения наболевших проблем воспитания и образования юных россиян. Деятельность такой организации обеспечит федеральной и региональной молодежной политике и стратегии патриотического воспитания широкую общественную поддержку, прочную связь с практикой, нацеленность на ее реальные потребности и эффективность, опору на опыт, инициативу, активность «снизу».
Обо всем этом шла речь на межрегиональном семинаре-совещании «Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в контексте приоритетных направлений развития российского образования», прошедшем в Туапсе Краснодарского края. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, а также 30 городов 11 регионов России. Организаторами семинара выступили МАДО и администрация города Туапсе.
Уютный курорт на берегу Черного моря был выбран для проведения семинара-совещания не случайно. В течение пяти лет в Туапсе успешно реализуется программа патриотического воспитания детей и молодежи. В 2000 г. постановлением главы города в нем открыта первая на Черноморском побережье Кавказа морская кадетская школа-интернат для учащихся 5-11-х классов. В основе ее работы – лучшие традиции отечественного образования и современные педагогические технологии с ориентацией на военные профессии. Кадеты Туапсе отлично зарекомендовали себя на всероссийских слетах, в шлюпочных походах, соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Бравые ребята и девчата в морской кадетской форме приветствовали участников межрегионального семинара-совещания.
– Наш город мужественно сражался в годы Великой Отечественной войны, тысячи советских воинов погибли в горах, защищая Туапсе, – подчеркнул, приветствуя участников семинара, глава города Геннадий Прилуцкий. – Я хотел бы отметить особый подъем и творческую активность молодых туапсинцев в период подготовки и празднования 60-летия Великой Победы.
Он рассказал, что выпущена вторая книга воспоминаний земляков – ветеранов войны и тружеников тыла, написанная школьниками под руководством педагогов. Активную работу по военно-патриотическому воспитанию ведет городской Центр внешкольной работы «Мужество». В мае 2005 г. 12 воспитанников центра совместно с Центроспасом участвовали в подготовке и проведении морской Вахты памяти, посвященной морякам, погибшим на транспорте «Азов».
Выделяется активностью и туапсинская общественная организация «Рубеж», приоритетное направление деятельности которой – поисковая работа, приведение в порядок воинских захоронений и памятных знаков.
Недавно открыто новое объединение – «Морское дело», перспективы которого связаны с программами подводного плавания, вождения маломерных судов и развитием морских видов спорта.
Формированию у юных туапсинцев патриотических и гражданских качеств способствует воспитание любви к малой родине. В прошлом году был утвержден герб и флаг Туапсе, с подъема которого первого сентября во всех школах города начался учебный год. Каждой школе администрация города подарила выполненный в едином стиле Туапсинский класс с символикой города, материалами о его истории. Сегодня такие классы представляют собой школьные центры краеведения, в которых дети изучают историю, культуру и традиции народов Кубани.
Главный специалист отдела региональной этнокультурной политики Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Андрей Жидикин в своем выступлении перед участниками семинара-совещания среди многих проблем обратил внимание на необходимость дальнейшего развития поискового движения и увековечения памяти погибших при защите Отечества. Эта работа – мощный рычаг воспитания юных россиян. Ведь в поисковых объединениях страны состоят молодые люди от 14 до 30 лет. Для помощи поисковым отрядам, общественным объединениям, которые занимаются увековечением памяти о погибших, при Минобрнауки РФ создан Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.
– Мы поддерживаем деятельность этого центра, координирующего поисковую работу в школах, – отметил Андрей Жидикин.
Ставшая традиционной Всероссийская Вахта памяти дает возможность определять перспективы поисковой работы, улучшать механизмы взаимодействия общественных организаций, силовых структур и органов исполнительной власти, проводить торжественные захоронения найденных останков погибших воинов. Поисковые отряды и объединения сегодня действуют в 25 регионах, на территориях которых шли боевые действия и в 30 тыловых регионах России. Крупные патриотические организации созданы в Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Смоленской областях. Большая научно-методическая работа по организации поисковой деятельности, установлению имен погибших проведена поисковиками Архангельской области, Татарстана и Удмуртии. Сегодня в 52 региональных поисковых объединениях участвуют около 15 тысяч детей и подростков. В ходе поисковых работ в 2004 г. было найдено 608 воинских жетонов и установлено 419 имен погибших. В конце апреля в Великом Новгороде стартовала Всероссийская Вахта памяти.
Всероссийский центр создал Интернет-портал с банком данных погибших и пропавших без вести. В нем собраны более 2 миллионов имен. Эти электронные сведения общедоступны.
В патриотическом воспитании активно участвуют не только представители органов государственной власти, Минобрнауки и Минобороны России, профессионалы системы образования, но и разнообразные общественные организации. К сожалению, само понятие «патриотическое воспитание» в них понимают по-разному. Представитель Министерства образования и науки привел слова английского философа Френсиса Бэкона, который говорил, что любовь к Родине начинается с семьи. Патриотическое воспитание в кругу семьи начинается с рассказов о родственниках, которые воевали на полях сражений.
В гражданском и патриотическом воспитании детей большая роль принадлежит школе. И естественно, только на уроках истории и краеведения нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют школьные музеи, которых с каждым годом становится все больше.
В патриотическое воспитание детей и молодежи значительный вклад вносят ветераны, работающие в учебных заведениях и школьных музеях. Фронтовики участвуют в педсоветах, берут шефство над кадетскими классами и трудными подростками.
В числе важнейших звеньев воспитательного процесса и подготовки молодежи к военной службе – патриотические детские и юношеские общественные объединения, клубы десантников, моряков, пограничников, летчиков. Они организуют свою работу в тесном взаимодействии с ветеранскими организациями, воинскими частями, военкоматами, органами внутренних дел.
Еще один важный элемент формирования у подрастающего поколения патриотических качеств – воспитание уважения к государственной символике. К сожалению, в свое время при проведении очередной школьной реформы государство упустило этот важный момент, вычеркнуло его из учебного процесса. Министерством образования и науки подготовлен приказ об организации ряда мероприятий по популяризации государственных символов России в период до 2010 г.
К приоритетным направлениям также относится международное молодежное сотрудничество по проблемам патриотического воспитания. С 2002 г. Минобрнауки РФ совместно с национальным кадетским корпусом Индии систематически организует двусторонние визиты кадетов, курсантов и членов военно-патриотических клубов для обмена опытом. Ведется планомерная работа с молодежными организациями Украины и Белоруссии. Ежегодно в Псковской и Витебской областях проходит фестиваль дружбы армейской молодежи России и Беларуси под названием «Братья по оружию». Продолжается работа по возрождению оборонно-спортивных лагерей. Сегодня в каждом федеральном округе созданы экспериментальные площадки и центры, на базе которых проводятся семинары по организации и развитию оборонно-спортивного движения, а также семинары по проведению военно-спортивных игр.
К сожалению, несмотря на то, что разработано множество планов и программ и проводятся региональные и всероссийские мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, подчеркнул выступавший, отсутствует главный компонент этой деятельности. А именно – механизм координации.
Зачастую патриотическое воспитание молодежи проводится несогласованно и неэффективно. В связи с этим напрашивается вывод: необходимо на всех уровнях, в ведомствах и других структурах, причастных к этой работе, выработать общие требования.
Директор Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования (МАДО) Алексей Ахрамеев рассказал о перспективах создания системы кадетских классов в общеобразовательных школах.
– Я благодарен коллегам, руководителям кадетских корпусов и кадетских гимназий за их самоотверженную работу на благо Отечества, – сказал он, обращаясь к участникам семинара. – Думаю, что опытом, который накоплен у вас, мы должны воспользоваться для того, чтобы создать систему кадетских классов в обычных школах.
С чем прежде всего сталкиваются организаторы кадетских классов? В первую очередь, это отсутствие нормативно-правовой базы и несовершенство содержания учебного процесса. Специфика кадетского класса требует непосредственного участия психологов. Ведь профессиональный отбор – тот барьер, который сегодня не преодолевают больше половины кандидатов на поступление в военные вузы.
Немаловажны и элементы оформления кадетских классов – наглядные и методические пособия, видеоматериалы, учебники. Есть еще одна немаловажная проблема, решение которой на местах сталкивается с немалыми трудностями. Как театр начинается с вешалки, так работа в кадетском классе должна начинаться с военной формы.
Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования, как подчеркнул ее директор, готова помочь всем желающим решить разнообразные проблемы создания и деятельности в школах кадетских классов. Проект их создания предусматривает как бесплатную, так и платную формы помощи.
Социальная значимость проекта состоит в том, что МАДО выделяет грант на финансирование учебного процесса. Предполагается, что учитель получит 15 тысяч рублей за работу с ребятами для подготовки их по физико-математическому профилю. Кроме этого, ассоциация берет на себя выплату денежного довольствия тренеру или учителю физической культуры.
Проект предусматривает принцип софинансирования. В качестве платежной системы разработано и внедряется специальное средство – МАДО-карта, которая будет общедоступна, и с 2006 г. это платежное средство можно будет приобрести в любом отделении Сбербанка России. Весь образовательный пакет предоставляется участникам проекта – кадетам бесплатно, а вот обеспечение учебного процесса (наглядная агитация и форма одежды, участие во всероссийских слетах, переподготовка учителей) планируется за счет дополнительных средств из различных источников – помощи спонсоров, шефов и органов местного самоуправления, родительской платы и других. Предполагается, что на каждый кадетский класс потребуется примерно 30 тысяч рублей.
Накопленный МАДО опыт организации ЕГЭ-классов, университетских профильных классов и результаты других эффективных форм работы ассоциации вселяют уверенность, что у проекта создания кадетских классов в общеобразовательных школах перспективное будущее. Главное, чтобы желающие развернуть эту форму образования, ставящую своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, помнили, что от эффективности их работы во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит, и наш завтрашний день, судьба нашего Отечества.
Туапсе, Краснодарский край
Комментарии